LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

«Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое»,

известная цитата из романа Джорджа Оруэлла «1984», объединившая ультраправых во всём мире. Так от Варшавы до Бразилии, от Майами до Парижа бродит призрак нового маккартистского Интернационала. Похоже, что об этом мечтают Эрик Земмур и ему подобные. Они хотят произвести чистку школьных учебников и библиотек. Мечтают навязать некую официальную историю. А историю правые видят исключительно в форме «национальных романов», прославляющих великое прошлое.

Посягательство правых на образование приведёт к искажению истории в соответствии с националистическими представлениями. Главной задачей этой большой чистки является критическое мышление. Чистка направлена главным образом против здравого смысла и способности к такого рода мышлению. Так освободительное движение хотят лишить критического инструментария, который оно разработало для борьбы с установленным режимом.         

Новый «маккартизм» в США

Тони Моррисон является лауреатом Нобелевской премии по литературе. Но её романы в США сочли опасными. Её произведения стали мишенью для ультраправых сторонников Трампа.

В пригороде Уичито (штат Канзас) роман «Самые голубые глаза» был запрещён школьным комитетом. А в штате Виргиния в центре внимания родительского комитета, состоящего из националистически настроенных белых американцев, оказался роман «Возлюбленная» (Beloved). Оказалось, что история рабыни, убившей собственную дочь во имя избавления её от мук рабства, может плохо повлиять на психику лицеистов. На самом же деле, речь идёт о запрете любых произведений, идущих якобы вразрез с американским «величием». Некоторым и этого мало – они готовы зайти дальше:

«Я думаю, что нам следовало бы бросить её книги в огонь»,

– спокойно предложил член школьного комитета Рабих Абуисмаил (выборная должность в Кортленде, штат Виргиния).   

Причём формально эти нападки соответствуют закону. И не нужно думать, что это инициатива отдельных экстремистов в двух или трёх захолустных уголках страны. Нет, это целая стратегия, разработанная Республиканской партией. В 29 штатах депутаты Республиканской партии представили законопроекты, ограничивающие полномочия педагогов. Особенно это коснулось программы уроков истории и расизма. В итоге уже 12 штатов приняли эти законы. 

Первым оказался Техас, второй по численности населения штат США. Там губернатор Грег Эбботт решил, что следует учитывать и мнение родителей учеников. Более того, их мнение должно быть решающим в вопросе выбора книг для их детей. Он планирует даже законодательно закрепить право такого выбора путём внесения соответствующей поправки в Конституцию штата. В «Штате Одинокой Звезды» также был составлен список из 850 книг, не рекомендуемых для чтения. В этот список попали даже произведения Мартина Лютера Кинга.     

Опасные теории

Два года назад Республиканская партия решила воспользоваться «критической расовой теорией» (critical race theory, CRT). Это направление исследований активно разрабатывалось в 1970-е и 1980-е годы. В рамках этой теории анализируется включение расизма в саму структуру страны путём законодательных ограничений гражданских прав. Этому направлению удалось доказать системный характер расизма в США. В результате отношение общества к расизму изменилось коренным образом. И сейчас мы видим международную поддержку антирасистских протестных движений. Например, таких как Black Lives Matter.

Конечно, критическую расовую теорию не изучают в средней школе. Для правых идеологическая работа с учениками служит лишь оправданием пропаганды официальной версии истории. Как считает сенатор-республиканец Джош Хоули, пропаганда должна «утверждать истины, скрепляющие наш народ и делающие нас великими». Эта «война культур» расширяется. Теперь она направлена и на книги о сексуальности, феминизме, ЛГБТК+, которые создают «раскол» и «дискомфорт».

Любое проявление цензуры имеет параноидальный характер. Так и эта ситуация доходит до крайнего абсурда. Одна из школ в штате Теннесси недавно запретила культовый комикс «Маус» Арта Шпигельмана о Холокосте. Дело в том, что в нём присутствуют «непристойные» элементы: восемь грубых слов и одна обнажённая женщина.            

Бразилия

Бывший капитан Жаир Болсонару хочет, чтобы ученики и учителя маршировали, как это делают в армии. Школьные учебники быстро оказались под контролем инспекции президента Бразилии. Политик принял твёрдое решение освободить школу от её «марксистского мусора». Другими словами, речь идёт об «охоте на ведьм».

На следующий день после вступления в должность в январе 2019 года Болсонару приступил к делу. В соответствии со срочной директивой Министерства образования были упрощены критерии отбора произведений. Учебники теперь должны учитывать лишь «этническое разнообразие населения Бразилии, социальный и культурный плюрализм страны».

«Культура отмены» в духе Болсонару 

Таким образом, фашистская «культура отмены» прошлась по любым упоминаниям о феминизме, насилии в отношении женщин и ЛГБТК+. Следует сказать, что «культура отмены» была придумана американскими правыми для критики левых. В особенности для критики «политкорректности». По мнению правых, именно она стала причиной всех зол в обществе. Профильное министерство объясняет это решение желанием «остановить агрессивное распространение идеологии подобного рода».

К сожалению, в бразильском обществе теперь трудно представить появление педагогики в духе Паулу Фрейре. Этого бразильского педагога бросили в тюрьму во время диктатуры. А затем изгнали из страны. Он разработал метод борьбы с неграмотностью, «освобождающую и гуманистическую педагогику, предназначенную» для самых бедных. Но сам Жаир Болсонару предпочитает бюджетные сокращения и частное образование. 

Бразильские учебники стали вместилищем идеологических демаршей президента. Ультраправые хотят навязать свои идеи всему обществу, оставив в нём глубокий отпечаток. Случай похож на страх перед «культурным марксизмом». Заокеанская теория, возникшая в конце холодной войны, согласно которой коммунисты утрачивая влияние, вредят «западной цивилизации». И в особенности традиционным ценностям. Ведь они поддерживают мигрантов, феминизм и гомосексуалистов.

При этом Болсонару ничего не надо придумывать. Он заимствует идеи у евангелистских общин, борющихся за единственные ценности – религию, порядок и Родину. Эдакие удушающие объятия единства:

«Марксистское влияние чувствуется сегодня на все дисциплины нашей школы. Например, на экзамене в одной из частных религиозных школ в Бразилии учащимся предлагали посчитать число умирающих от истощения детей в час по всему миру. Это плохо скрываемая критика капиталистической системы»,

– отмечают в организации Escola sem partido (Школа без партии). Евангелисты нашли сочувствие в президентском дворце Планалту, чей хозяин пообещал в Твиттере «экспресс-стирку образования». В таком же экспресс варианте в прошлом году прошла антикоррупционная операция. Тогда Болсонару отправил экс-президента Лулу в тюрьму без доказательств вины.

«Право и Справедливость» в Польше

Безусловно Иоанн-Павел II такого не требовал. Однако в Польше, где правят ультраконсерваторы партии «Право и Справедливость», министр образования призвал следовать принципам бывшего Папы и соотечественника.

Скандального министра образования Польши Пршемислава Чарнека трудно назвать образцом милосердия. «Идеология ЛГБТ», – так он называет борьбу гомосексуалов и трансгендеров за свои права и прекращения преследований. Более того депутат сейма утверждает, что у этого явления «те же неомарксистские корни, что и у гитлеровского национал-социализма». Сегодня Польша – одна из немногих европейских стран, где аборт по желанию запрещён. Правительство считает, что прерывающие беременность женщины, «не делают то, ради чего их создал Бог».

Милосердная реформа

В итоге данная концепция легла в основу реформы образования, которую польский парламент принял 13 января. Её цель – положить конец «педагогике стыда». Как пояснила «Юманите» журналистка левого журнала Strajk Малгожата Кулбашевска, реформа должна насаждать «представления ультраправых о том, что такое история и польская современность». Вот почему вместо обществоведения создан новый предмет для школьников – «история и новое время». Например, в рамках курса ставятся под сомнение изменения климата.

«Для них движение против климатических изменений не имеет ничего общего с экологией»,

– говорит журналистка Малгожата Кулбашевска.

Более того, в рамках новой дисциплины тиражируются откровенные теории заговора. В 2010 году самолет, на борту которого находился президент, на подлёте к месту проведения церемонии памяти жертв Катыни в России разбился. Трагедия, согласно новой версии, была результатом покушения. Безусловно, подобное мнение уже давно распространяется в польском обществе.

«В школах уже учат, что Польша после Второй мировой войны была тоталитарной, что советская оккупация была хуже нацистской. И ничего не говорится о действующей социальной системе»,

– уточняет Малгожата Кулбашевска. А традиционные ценности подаются в противопоставлении правам ЛГБТК+.

К слову, о правах меньшинств почти нельзя упоминать в школе. Ранее существовала практика приглашать в подростковые классы школы ассоциации для продвижения идей равенства и принятия отличий с согласия директора школы и родительского комитета. Теперь же она будет строго ограничена. Чтобы подобные просветительские инициативы одобрили, нужно получать разрешение чуть ли ни в Министерстве образования! Таким же образом ограничена и автономия преподавателей.

Пострадали, впрочем, и национальные меньшинства. Теперь на преподавание украинского, немецкого, литовского и белорусского выделено меньше часов. Издательства, которые не выпускаемые учебники, рискуют остаться без заказов.

В результате подобных посягательств правых на образование мир рискует потерять человеческое обличие.

Опубликовано: 31/01/2022

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »