C 10 ноября работники компании RATP, управляющая транспортом Парижа и столичного региона, проводит протестные акции. К ней присоединилась компания железных дорог SNCF. Многие линии парижского метро и пригородных поездов RER прекращают или же сильно сокращают движение. В том числе на линии RER В, соединяющей аэропорты Орли и Шарль де Голль с Парижем.
Главный организатор акции – профсоюз Всеобщая конфедерация труда (ВКТ).
Причины
На время пандемии власти столичного региона Иль-де-Франс сократили расходы на обслуживание подвижного состава. А вместе с тем и количество рабочих мест. В связи с этим возвращение пассажиропотока после отмены самоизоляции вызвало коллапс городского транспорта. Глава регионального совета Валери Пекресс приветствует обращение к аутсорсинговым компаниям в деле решения транспортных проблем. Те изыскивают необходимые средства за счёт сокращения превентивных расходов (резерв подвижного состава, обслуживание дорожных путей и тп.), а также путём урезания социальных расходов. К тому же индексации зарплат не происходит, премии не компенсируют потерю доходов работников в связи с сильной инфляцией.
Администрация «на другой планете»
Ко всему этому добавляются жалобы на управленческое звено системы RATP. По мнению остальных работников, оно действует в отрыве от понимания реальных условий труда. Об этом говорят, в частности, так называемые нарушения, которые выявляет руководство в ходе анонимных и тайных проверок. В вину водителю могут поставить проезд на жёлтый сигнал светофора, даже если это действие привело к уменьшению пробки или предотвращению ДТП, или превышение скорости на 5 км. Проступком считается резкое торможение или, например, не ответ на приветствие садящегося в автобус пассажира. Дело в том, что поезда или автобуса приходится ждать по 40 мин в часы пик. А все желающие не имеют возможности сесть в транспорт. В связи с этим непредвиденных и стрессовых ситуаций возникает довольно много. Собранная информация может впоследствии служить средством давления на сотрудника при возникновении проблемных ситуаций.
Требования
Повышение дополнительных выплат в размере 300 евро чистыми. По подсчётам экспертов ВКТ, это составит 25 млн евро. Компания RATP может позволить себе эту сумму, так как получила 140 млн евро прибыли.
Интересные факты
- C 1 января 2023 г. проездной Navigo будет стоить 84,10 евро. Разовый билет на автобус и метро в Париже (1 и 2 зоны) – 2,30 евро.
- Нынешний премьер-министр Франции Элизабет Борн возглавляла RATP в 2015-2017 гг. С 28 ноября 2022 г городской и региональный транспорт будет возглавлять Жан Кастекс, предыдущий премьер-министр, которого она сменила на этом посту.
- Селин Малез, глава фракции коммунистов и «зелёных» в совете Иль-де-Франс, обвинила региональные власти в том, что те нарочно поощряют разрушение городского транспорта, чтобы навязать идею о приватизации этого сектора как наилучшего решения кризиса. Тем временем открытие его для конкуренции предусмотрено 1 января 2025 г в соответствии с «рекомендациями» Евросоюза от 2007 г.
- 16 декабря 2022 г. мэр Парижа от социалистов Анн Идальго написала Элизабет Борн письмо с просьбой отсрочить приватизацию RATP. По её словам, по мере приближения с 1 января 2025 г., профсоюзы наверняка будут устраивать акции протеста. А ведь в 2024 г Париж принимает у себя Олимпийские игры. «Мы не должны усложнять социальный диалог», — считает мэр-социалист.
- Крупные совместные выступления в рамках забастовки RATP состоялись 10 и 28 ноября. На протяжении декабря происходили отдельные протестные акции на различных линиях маршрута транспорта столицы и столичного региона Франции.