LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

16 октября 2020 года был зверски убит учитель истории и географии Самюэль Пати. Коллеги и знакомые продолжают скорбеть об утрате. Однако многие связанные с этой трагедией проблемы так и остались нерешёнными.

«Я всё ещё не могу прийти в себя после убийства Самюэля Пати. Случившееся не укладывается у меня в голове. И не только у меня». В голосе учительницы истории и географии из департамента Валь-д’Уаз Кристины Гимоннэ слышится возмущение. Она является генеральным секретарём Ассоциации учителей истории и географии (APHG). Поэтому знает о чём говорит. Год спустя многие коллеги Самюэля Пати по-прежнему тяжело переживают его убийство. Ведь на его месте могли бы оказаться и они. Как такое могло случиться, а главное, как этого можно было бы избежать? Как можно убить человека за то, что он даёт другим знания?

Светскость и граждановедение — для многих непонятные термины

Напомним, как всё случилось. 6 октября 2020 г., коллеж Буа-д’Ольн в Конфлан-Сент-Онорине (департамент Ивелин). В тот день 47-летний Самюэль Пати провёл урок на тему свободы слова во в рамках курса морального и гражданского воспитания (граждановедения) в одном из старших классов коллежа. Помимо прочего, он показал ученикам две карикатуры на пророка Мухаммеда из еженедельника Charlie Hebdo. Ранее во время подобных уроков проблем не возникало. Но, несколько дней спустя, отец одной из учениц, которой не было в тот день на уроке, опубликовал в соцсетях серьёзные, но ложные обвинения против учителя. Якобы тот показывал не только карикатуры, но и фото голого мужчины.

Поддерживаемый исламистскими активистом Абдельхакимом Сефриуи, он пригрозил устроить митинги перед коллежем, если учителя не накажут. Попытки диалога и разрешения конфликта ни к чему не привели. Чиновник «по вопросам светского образования» от образовательного округа не успокоил возмущённого родителя и не поддержал учителя. 12 октября Самюэль Пати и руководительница коллежа, получавшая звонки с угрозами, подали иск за клевету.

Четыре дня спустя Абдуллах Анзоров, молодой человек чеченского происхождения, пришёл к коллежу, выследил учителя, пошёл вслед за ним и убил его холодным оружием на ближайшей улице, расположенной в коммуне Эрани (департамент Валь-д’Уаз). Всё французское общество было глубоко потрясено. Самюэлю Пати организовали общенациональные похороны в присутствии Эммануэля Макрона во дворе Сорбонны 21 октября.

Реакция педагогов

После возобновления занятий в учебных заведениях 2 ноября, в память об убитом коллеге проводилась символическая церемония. Она вызвала неоднозначную реакцию. Так многие преподаватели и профсоюзы сожалели о том, что она прошла без огласки, в форме общей минуты молчания. Поэтому люди не могли подготовиться к нему должным образом. Профсоюзные организации – как, например SNES-FSU (основной профсоюз коллежей и лицеев) – призвали педагогов провести забастовку, чтобы получить необходимое время для подготовки памятной акции.   

Позиция учителей разделилась. Некоторые требовали доверия к себе и возможности работать в условиях полной безопасности. Для других убийство учителя истории и географии символизировало атаку на светское обучение в самом учебном заведении. Полемика продолжается. В плане обеспечения безопасности самих учителей реакция только подкрепила наметившуюся тенденцию – сделать учебные заведения ещё более недоступными и усилить меры безопасности. Дорогостоящее, но сомнительное с точки зрения эффективности решение. Ведь убийство произошло на улице. И, несмотря на иск и неоднократные обращения в полицию, убитому учителю не выделили особой охраны.

Позиция чиновников — ужесточить и заставить

Примечательно, что в январе 2021 года министр образования Жан-Мишель Бланке поручил бывшему инспектору образования Жан-Пьеру Обену, известному своим одновременно прямолинейностью и готовностью к полемике, подготовить доклад об «обучении работников системы образования принципам светского характера и ценностям Республики». За несколько месяцев до этого тот написал работу «Как мы позволили исламизму проникнуть в школу». Как и следовало ожидать, в его докладе назван (но не определён) враг – исламизм. По его мнению, он скрывается за масками борьбы с дискриминацией и принципами инклюзивного общества.     

В июне министр представил учебный план, рассчитанный на четыре года. Реализация этого плана должна была начаться в сентябре. Этот документ повторяет основные положения доклада Обена. Для обучения педагогов предполагалось отправить тысячи специально подготовленных преподавателей в каждое учебное начальное или среднее заведение страны. Центр мониторинга вопросов светскости упраздняется. По мнению министра, позиция этого заведения недостаточно тверда. Вместо него образован Экспертный совет по вопросам светскости. Ему поручили составление антологии соответствующих текстов и методического пособия. Вместе с существующим гидом по теме светскости, «общий сборник методологии и содержания курса» должен быть разослан во все учебные заведения.

Светскость — не религия

Кристин Гимоннэ предостерегает: «Не следует создавать путаницу. Светскость — не государственная религия. А граждановедение – не республиканский катехизис. Отказавшись от любых форм диалога, мы утратим возможность анализа и понимания фактов. И тогда ученики не смогут усвоить материал. Но что нужно сделать, так это рационально организовать процесс и не дать себя дестабилизировать».

Официальный представитель и на тот момент сопредседатель Федерации родителей учащихся (FCPE) Родриго Арена с гордостью отметил следующее: «Случившееся могло бы превратить школы в крепости. Но этого не произошло. Учителя и руководители учебных заведений предпочли не замыкаться в себе. Реальность на местах отличается от того, что говорится в СМИ и министерских директивах». Это может быть свидетельством того, что педагоги не хотят сталкивать друг с другом сторонников разных взглядов на то, как должны измениться школа после смерти Самюэля Пати. Но, прежде всего, это проявление твёрдого намерения продолжать работу ради учеников – всех учеников. А также очередного доказательства того, что школа живёт благодаря усилиям учителей, а не министров.             

Опубликовано 14/10/2021

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »