LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Заботятся ли финансисты о климате?

В последнее время финансовые инновации подаются как средство борьбы с климатическим кризисом. Однако множатся и опровержения этому. Более половины таких финансовых продуктов противоречат Парижскому соглашению, подписанному в ходе Конференции по климату COP21. К тому же они основаны на ложном представлении о благотворном регулировании мироустройства с помощью рынка.

«Зелёные финансы» ещё не заполонили всё и вся. Но их недостатки уже проявляются. Это вызывает беспокойство у тех, кто из продвигает. Фонды и банки опасаются убытков в связи с этими, казалось, долгосрочными финансовыми проектами. Поэтому инвестиционные фонды и банки всё чаще следят за их развитием, чтобы сохранить свои ставки рентабельности. Подобная информация явно портит картину за два месяца до проведения в Глазго Конференции по климату COP26.     

Что скрывается за маркетинговыми показателями 

Очередным тревожным звонком стало недавнее исследование, опубликованное британским аналитическим центром Influence Map в конце августа. Согласно его результатам, пока не удаётся добиться заметных успехов. Кстати, в этой отрасли финансовой индустрии само французское Министерство экономики относится с крайней осторожностью. На своём официальном сайте оно называет эти проекты «концептом, который определяет финансовые акции и операции, создающие благоприятные условия для энергетического перехода и борьбы с глобальным потеплением».

Influence Map рассмотрела финансовые продукты «equity funds» («фонды акций») ESG (Экологическое, социальное и корпоративное управление) и фондов управления активами и пенсионных фондов. Как было заявлено, эти продукты созданы в соответствии с экологическими и социальными критериями, а также принципами ответственного и добросовестного управления. Также они соответствуют предписаниям, установленным Конференцией по климату COP21 2015 года. Каковы же итоги?

В результате, 71 % из 593 фондов ESG, в распоряжении которых находятся активы на немалую сумму в 265 млрд долларов, противоречат Парижскому соглашению. А так называемые климатические фонды с активами на 67 млрд действуют вопреки конвенции ООН, принятой 6 лет назад. То есть, обязательству ограничения роста температуры в 1,5 ºС. Доля таких компаний среди изученных  55 %. Среди компаний, поддерживаемых этими климатическими фондами, фигурируют такие международные корпорации по добыче ископаемого топлива как Total, Chevron, ExxonMobil или Halliburton.

Шарлатанские средства

Influence Map всё же не призывает к полному отказу от этих сомнительных финансовых продуктов. Опираясь на гуманитарные организации, он взял на себя задачу сделать рынки более этичными. Но не отстают и другие. В том числе и крупные компании. Ведь речь идёт о раскаявшихся инициаторах эко проектов. Например Tariq Fancy, бывший куратор так называемых «фондов устойчивого развития» 2018-2019 гг. Они находились под управлением крупнейшей в мире международной инвестиционной компанией BlackRock с активами на 7 трлн долларов. Ранее он активно участвовал в популяризации этих экологических финансовых продуктов или проектов устойчивого развития. Теперь он предался меланхолии. Поэтому написал эссе Journal secret d’un investisseur durable («Тайный дневник инвестора проектов устойчивого развития»).

«В начале, – пишет он, – я сказал себе, что долгосрочное финансирование заключается в продаже шарлатанских средств раковому больному. Такой подход может играть роль плацебо, способного немного улучшить состояние его здоровья. Сейчас я думаю, что всё гораздо хуже. Ибо мы не только продаём это шарлатанское средство финансовым рынкам как лекарство от их перекосов. Мы продаём его маркетинговую «обёртку», которая имеет благородный вид. Тем самым мы вводим больного в заблуждение, мешая ему продолжать свою терапию. А рак, от которого он страдает, продолжает разрушительную работу».      

Недавно Дезире Фикслер, руководившая с сентября 2020 до начала 2021 гг. отделом устойчивого развития DWS, обвинила своего бывшего работодателя в том, что он переоценил значение активов ESG. Эту история с надувательством более чем серьёзно восприняли органы биржевого надзора Нью-Йорка и Франкфурта-на-Майне. Надо сказать, она вызвала волнение. Ведь DWS является главным управляющим так называемых «зелёных» активов в Германии. Также это вторая такая компания в Европе после французской компании Amundi. Что бы ни было, это заставляет вспомнить о критике, звучавшей в связи с сомнительной надёжностью таких финансовых продуктов. Ведь они считаются скорее конъюнктурными, чем классическими.    

Вера в невидимую руку рынка  

Ранее Ален Гранжан, президент Фонда Николя Юло, и Жюльен Лефурнье подтверждали документальными данными изъяны системы. К тому же Лефурнье является автором книги l’Illusion de la finance verte  («Иллюзия экологических финансовых проектов»), опубликованной в мае этого года. «Это чистый маркетинг – пишет он, — игра на публику в исполнении банков и фондов для улучшения своего имиджа после финансового краха 2009 года. То есть, это способ сказать “мы делаем что-то ради экологии”. К этим финансовым проектам добавляются некоторые приемлемые социальные и экологические критерии. Всё для того, чтобы на них обратили внимание. Но они не спасают от основанной на общественном доверии ответственности. Ведь она предполагает полезное использование тех денег, которые вы инвестируете. Также это не избавляет от стремления к максимальной прибыли».

По мнению автора, бывшего трейдера «классических» рынков, такие якобы добросовестные финансовые продукты «вселяют веру в то, что рынки могут изменить мироустройство. Но системные изменения произойдут только если государства установят нормы и правила. И вдобавок заставят их соблюдать промышленников и финансистов. А пока все занимаются гринвошингом, зелёным камуфляжем. Поэтому ничего не меняется».     

Опубликовано 31/08/2021

На ту же тему

Новая вспышка птичьего гриппа

В конце ноября впервые был обнаружен первый очаг птичьего гриппа на ферме со 160 000 курами-несушками в департаменте Нор. Для предотвращения распространения H5N1 уничтожили поголовье в 650 000 птиц. Вакцинация животных может спасти положение. Но тогда нельзя будет торговать на экспорт. А главы компаний-производителей не готовы работать на французский рынок.

Читать полностью »

20 % французов мёрзнут у себя дома

Для миллионов семей отопление стоит слишком дорого. Кто-то включает отопление, только если температура в спальне падает ниже 14 градусов. Другим приходится выбирать между едой и оплатой электроэнергии.

Читать полностью »