LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

20 % французов мёрзнут у себя дома

Для миллионов семей отопление стоит слишком дорого. Кто-то включает отопление, только если температура в спальне падает ниже 14 градусов. Другим приходится выбирать между едой и оплатой электроэнергии.

На сегодняшний день энергетическая бедность во Франции охватывает 12 миллионов человек. Они оказались в ловушке. С одной стороны – плохая теплоизоляция домов. С другой – рост цен на электроэнергию. 20 % французов мёрзнут у себя дома.

1. Необходимы срочные социальные меры

Получается, что зимой люди не могут отапливать дома должным образом из-за нехватки средств и/или плохой теплоизоляции. Это значит, что 20 % семей тратят на электроэнергию больше 8 % доходов. Чтобы уменьшить счёт за электричество, 53 % семей приходится ограничивать себя в потреблении электроэнергии, даже если в доме становится слишком холодно. В 2019 г. количество заявлений о рассрочке платежей по электроэнергии выросло на 17 % по сравнению с предыдущим годом. А такая мера как отключение электричества за неуплату применялась 280 000 раз.

«В 2020 г. число отключений немного снизилось из-за зимнего периода. Ведь зимой отключать электроэнергию нельзя по закону. Но с 2021 года этот показатель резко пошёл в гору», – говорит генеральный делегат Фонда аббата Пьера Кристоф Робер.    

И ситуация рискует ухудшиться из-за роста цен на газ, электричество и жидкое топливо с начала года. «Чек на 100 евро никак не компенсирует увеличение цен на энергию, – отмечает Кристоф Робер. – Прежде всего нужно предоставить ощутимую поддержку в размере около 700 евро. Это поможет 2,3 млн малообеспеченных семей оплатить их квитанции». За последнее десятилетие энергетическая бедность выросла одновременно с общим уровнем бедности. Стоимость энергии сегодня в среднем оценивается в 1 600 евро в год на одну семью. Но она постоянно растёт. Улучшение теплоизоляции домов является эффективным решением повышения комфорта и покупательной способности. Но оно не всегда доступно самым бедным. Иногда люди не могут оплатить эти работы даже с поддержкой государства.

«Следовало бы добиться полной оплаты модернизации жилья для тех, кто живёт в холодных продуваемых домах и не может платить от  5 000 до 10 000 евро за теплоизоляцию жилых помещений», – объясняет генеральный делегат Фонда аббата Пьера. Между тем, индивидуальные дома составляют более половины всего объёма жилья во Франции. Большинство из этих домов было построено до 1975 г. Они потребляют большое количество энергии. Таким образом, масштабы модернизации будут колоссальными.

2. Пагубные последствия для здоровья

Энергетическая бедность может пагубно сказаться на здоровье людей как в физическом, так и моральном плане.

«Самые бедные, которые не могут позволить себе отопление, предпочитают об этом не говорить. Они стыдятся своей бедности. Поэтому их трудно выявить и помочь им», – замечает сопредседатель выступающей за энергетический переход сетевой ассоциации CLAIR, мэр деревни Грандри (департамент Рона) Жан-Пьер Гудар. Социальная изоляция породила ряд психических проблем. Наряду с этим дискомфорт от холода зимой и жары летом способствует развитию аллергий и хронических заболеваний органов дыхания. Когда используются вспомогательные или неисправные отопительные приборы, то возрастают риски несчастных случаев. Также оказывается под угрозой здоровье людей, которым приходится выбирать между отоплением и полноценной едой. А также тех, кто отказывает себе в медицинских услугах из-за нехватки денег. Согласно подсчёту ассоциации «Rénovons !» («Давайте модернизируемся!»), приведение в норму всех холодных продуваемых домов позволит сэкономить 800 млн евро на расходах на здоровье.             

3. Катастрофа в климатическом плане

Во Франции главным источником выбросах парниковых газов остаётся транспорт. Однако 20 % от их общего объёма приходится на здания. Ведь для обогрева всё ещё широко используется и жидкое топливо, и газ.

«Климатическое воздействие домов с плохой изоляцией, когда их жители топят не столько внутренние помещения, сколько улицу, ведёт к катастрофическим последствиям. Если настоящей модернизации не будет, то мы не сможем достичь углеводородной нейтральности к 2050 г.», – предупреждает координатор программ сетевой ассоциации Action Climat Анн Бренго. 

Проблема заключается в том, что жители домов с самой низкой энергетической эффективностью подвергаются наибольшему риску стать жертвами глобальных изменений климата. Причинами являются усиление жары и рост числа непредсказуемых метеорологических явлений. Поэтому климатический вызов неразрывно связан с вызовом социальной справедливости как на глобальном, так и на европейском уровне.

«Энергетический переход не может сводиться только к увеличению цены на энергию углеводородов. «Сама по себе эта мера бьёт по самым бедным, —говорит Анн Бренго. – Обязательно нужно, чтобы именно они были в приоритете в процессе энергетической модернизации. Иначе по ним будет нанесён жестокий двойной удар».

4. Трудный доступ к государственным субсидиям

Трудно разобраться в хитросплетениях, связанных с субсидиями на модернизацию жилья. А ведь они представляют 4 млрд евро в год. И они распределяются приблизительно по пятнадцати действующим правовым нормам. Но обычным людям, не знающим к кому обратиться, почти невозможно ими воспользоваться.

«Так, например, вычет “Rénov’” доступен только через Интернет. Жертвы цифрового барьера не могут получить к нему доступ», – с сожалением отмечает Жан-Пьер Гудар. Чтобы решить эту проблему хотя бы частично, ассоциация RAPPEL (Сеть активистов по борьбе с общей и энергетической бедностью в жилищной сфере) и местная служба интеграции управления энергией (SLIME) привлекают тысячи социальных работников для поиска и оказания правовой помощи семьям, проживающим в домах с низкой энергетической эффективностью.

За последние три года такая помощь была оказана 52 000 семьям. «Мы обходим все дома подряд. Ищем найти людей, которые живут очень бедно и не всегда понимают, что модернизация их жилья может позволить им существенно экономить. Они не знают, что у них есть возможность воспользоваться правовой помощью», – объясняет Жан-Пьер Гудар. Но он признаёт, что средств, выделяемых на оказание такой правовой помощи, по-прежнему крайне недостаточно.           

Цель этих программ также заключается в том, чтобы расширить финансовые меры для предоставления любой возможной исключительной помощи. А также сохранить людям 10-20 % от общей суммы расходов после получения обычных субсидий. Ещё можно убеждать банки чаще выдавать кредиты за счёт будущей экономии. «Эффективная модернизация позволяет сократить расходы на отопление в 4-8 раз. А можно ли выдавать такие банковские кредиты, ежемесячное погашение которых не будет превышать суммы в квитанции за отопление до модернизации? Например, семья, платила 200 евро коммунальных платежей. Пусть она будет платить 150 евро в счёт погашения кредита и 50 евро за потребление энергии», – предлагает генеральный директор Dorémi Венсан Легран. Это общественно полезное предприятие может помочь модернизировать частные домовладения.    

5. Неэффективность частичной модернизации

Обеспечение финансирования модернизации за счёт будущей экономии возможно только если модернизация будет эффективной. Проблема в том, что 75 % работ, связанных с энергетической модернизацией, даже не позволяют улучшить классификацию домов по уровню энергосбережения (дом класса F или G не достигает класса E). Всё дело в плохом качестве выполненных работ и отсутствии компетентных специалистов.

А также в точечной, а не глобальной модернизации. Субсидии выделяются в большем размере, если домохозяйства запрашивают их отдельно. Такой подход существенно не влияет на размер счёта за отопление.

«Нужно глобально модернизации и тепло изолировать всё здание, все стены, крышу. А также заменять окна, котлы и систему вентиляции. Без этого ожидать значительных результатов бессмысленно», – предупреждает Венсан Легран.

65-летний пенсионер Сильвен знает об этом на собственном опыте. Столкнувшись с проблемой влагоизоляции, необходимостью замены энергоёмкого котла и прохудившейся крыши, он принял решение всё модернизировать.

«Нам не хотелось мёрзнуть зимой».  В итоге заменили все окна на двойные стеклопакеты, установили конденсационного низкотемпературного котла. Также провели работы по термоизоляции стен минеральной ватой толщиной 14 см и отремонтировали крышу. Супружеская пара получила 8 000 евро субсидий. За все работы уплатили 30 000 евро с рассрочкой платежей в течение нескольких лет. Сейчас они совершенно не жалеют об этом вложении. Ведь они «потребляют меньше энергии». Их ежемесячный счёт за газ уменьшился более чем в два раза (с 260 до 105 евро). А в доме стало теплее.        

6. Пересмотр амбиций

В законе от 8 ноября 2019 года, касающегося энергии и климата, определяется максимальный порог потребления энергии, выше которого жилище должно считаться непригодным для эксплуатации. Правительство установило его на уровне 500 кВт/м2/в год начиная с 1 января 2023 г. Но это ограничение является очень низким. Поэтому на сегодняшний день запрет на эксплуатацию коснётся лишь немногих холодных продуваемых домов. Вдобавок не предусматривается никаких санкций для собственников, сдающих в аренду непригодное жильё. Между тем, введение штрафов по отношению к ним с 2025 г. могло бы позволить пополнить фонд поддержки самых малообеспеченных арендаторов. Наконец, чтобы значительные суммы, вложенные в энергетическую модернизацию, окупили себя, нужно, чтобы органы власти не рассматривали их исключительно в качестве инструмента оказания помощи сектору строительства. Внедрение реальной системы контроля выполненных работ пошло бы на пользу жильцам. А также послужило бы общему делу сохранения климата. А это настоящая смена парадигмы.     

Опубликовано 10/11/2021

На ту же тему

Новая вспышка птичьего гриппа

В конце ноября впервые был обнаружен первый очаг птичьего гриппа на ферме со 160 000 курами-несушками в департаменте Нор. Для предотвращения распространения H5N1 уничтожили поголовье в 650 000 птиц. Вакцинация животных может спасти положение. Но тогда нельзя будет торговать на экспорт. А главы компаний-производителей не готовы работать на французский рынок.

Читать полностью »

20 % французов мёрзнут у себя дома

Для миллионов семей отопление стоит слишком дорого. Кто-то включает отопление, только если температура в спальне падает ниже 14 градусов. Другим приходится выбирать между едой и оплатой электроэнергии.

Читать полностью »