Стратегическая «революция» Renault: за чей счёт?

Бывший директор Renault Карлос Гон, спасённый от тюрьмы коллегами по бизнесу, ушёл со скандалом. Новый, Лука де Мео, разработал «революционную» стратегию развития. Он собирается уменьшить стоимость производства и удешевить экологичные автомобили для населения. Всё хорошо, только вот экономия будет достигаться за счёт увольнений. Ведь на то он и кризис, чтобы богатые зарабатывали ещё больше, а бедные продолжали беднеть.

Новый генеральный директор Renault представил недавно стратегический план развития компании. Но для работников он означает одно: усиление давления.

Руководство Renault решило применить тяжёлую артиллерию. По мнению руководства компании, время точечных действий прошло. Значит, пора приступать к глобальным стратегическим изменениям. Они должны обеспечить легендарному бренду прорыв в XXI веке. На самом деле о многом говорит уже само название нового стратегического курса –«РЕНОлюция». Он означает окончательный разрыв с эпохой Карлоса Гона (2005-2019 гг.) и его гигантоманией. Новый генеральный директор Лука де Мео намерен перейти от логики наращивания объёмов производства к логике рентабельности. В частности, увеличив прибыль за счёт апсейла. Фактически он следует примеру группы компаний PSA (объединяющей такие бренды, как Peugeot, Citroёn и др.). Она сделала ставку на подобную стратегию с подачи её генерального директора Карлоса Тавареса. Недавний приход в Renault нового технического директора Жиля ле Борна, ранее работавшего в PSA, очевидно играет не последнюю роль в этой смене курса. «Моя цель – привести Renault к таким экономическим результатам, которых у компании никогда не было», – обещает Лука де Мео.

Увольнения как способ сэкономить и заработать

На практике этот план направлен на увеличение чистой прибыли от реализации (свыше 5 % в 2025 году в отличие от сегодняшних 4 %) и повышение рентабельности. Но сокращение объёмов производства может привести к тяжёлым социальным последствиям. «По сути стратегия Renault состоит в снижении порога рентабельности. То есть в сокращении объёма производства автомобилей до такого уровня, когда оно становится прибыльным, – считает эксперт в области автомобилестроения, с которым нам удалось побеседовать. – Значит с 3,9 миллиона автомобилей, продаваемых в год сегодня, переходим к 3,1 миллиону в 2025 году. С учётом уже принятых в последние месяцы экономических мер это означает, что компания производит сегодня 600 000 «лишних» машин. Получается, три завода работают зря».

Иначе говоря, по мнению этого специалиста, в ближайшем будущем может решиться судьба трёх производственных площадок компании. Да, 14 января руководство Renault подтвердило своё намерение сохранить производство во Франции. В таком случае, какие европейские страны будут расплачиваться за этот выбор? «Предсказать невозможно, – продолжает эксперт. – В уязвимом положении может оказаться, например, Испания. Другими словами, вопрос об «избыточных мощностях» компании станет той самой горячей картофелиной, которую будут перебрасывать из страны в страну. К тому же, существует риск усиления давления на сотрудников различных предприятий Renault. Им потребуется приложить усилия, чтобы сохранить производство и рабочие места».

И действительно, руководство уже приняло новые жёсткие меры. В конце мая было объявлено о планах сэкономить более 2 миллиардов евро за три года за счёт сокращения 15 000 рабочих мест по всему миру. Затем 14 января компания сообщила о своём намерении в очередной раз урезать бюджет в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В итоге их цель – сэкономить к 2025 году до 3 миллиардов евро.

Профсоюзы объективно оценивают перспективы

Представители отделения профсоюза ВКТ («Всеобщая конфедерация труда») в Ларди собрали в день объявления пресс-конференцию. На ней они выразили своё возмущение. «Вирус жажды наживы не менее серьёзен, чем вирус Covid-19. И он тоже наступает волнами. Первая накрыла инжиниринг Renault. С апреля по май 2020 года работы лишились тысячи субподрядчиков. В Ларди несколько сотен человек работали на так называемых «неприоритетных» проектах. Их поставили перед фактом, что дальнейшие исследования прекращаются. Большинство оставшихся не у дел специалистов уволили. Некоторых заставили расторгнуть трудовые договоры по обоюдному согласию сторон. Вторая волна произошла в конце 2020 года. Тогда трудовых договоров переподписали с одними субподрядчиками, но другие остались без заказов. (…) В 2021 году нас ждёт третья волна. Будут сокращаться рабочие места. Это может привести к тому, что в Ларди станет на 200 работников меньше. Планируется 150 увольнений по собственному желанию и 50 выходов на пенсию без сохранения рабочих мест», – заявили они.

Однако представители профсоюзов полагают, что в предложенной руководством «РЕНОлюции» есть и ряд позитивных моментов. Так, например, компания решила нарастить свои усилия в области производства доступных электромобилей. Вдобавок будет производиться улучшенная версия легендарного автомобиля 1970-х годов R5. Он вернётся на дороги уже в электрической версии и по цене, не превышающей 20 000 евро (в отличие от 30 000 евро за электромобиль Zoe).

Опубликовано 15/01/2021

На ту же тему

Во Франции обесточили очередную отрасль промышленности
Почему компания Total должна уйти из Мьянмы
Торговля оружием: процветающий бизнес во время кризиса
Хищные фонды зарабатывают на кризисе