Всеобщая протестная акция 23 сентября: учителя

23 сентября педагоги присоединились к протестной акции с требованиями повышения заработной платы, создания новых рабочих мест и усиления санитарной безопасности. А поводов для возмущения у них несколько. Во Франции профессия учителя одна из самых низкооплачиваемых.
Всеобщая протестная акция 23 сентября: учителя

Нужно срочно принимать меры в системе образования. Вот поэтому в четверг, 23 сентября, многие преподаватели и работники отрасли вышли на улицы Франции (в Париже место сбора протестующих – в 13.30 возле станции метро Жюсьё). Так они реагируют на призыв межпрофсоюзного объединения ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) объединения педагогов Éduc’Action, и других профсоюзов FSU (Единая профсоюзная организация), FNEC-FO (Национальная федерация образования, культуры и профессионального обучения – «Рабочая сила»), а также педагогического профсоюза SUD éducation и первой федерации родителей учеников FCPE. По мнению протестующих, министерство функционирует в отрыве от реальности. Поэтому отказывается «принимать необходимые меры», чтобы разрешить трудности, созданные его же собственной политикой. Люди заявляют следующее: «Наша школа не может существовать без дополнительных средств, без пересмотра отношения к педагогам и без признания их профессионального опыта». Основных причин для возмущения четыре.    

1. Заработные платы: мошенничество с повышением

Это причина номер 1. Как и всем бюджетным работникам, педагогам вот уже десять лет не индексировали заработную плату. Поэтому рост бедности в этой профессии увеличился. Недавнее исследование Организации экономического сотрудничества и развития (OCDE) подтвердило печальный факт. Во Франции профессия учителя одна из самых низкооплачиваемых, с учётом нагрузки и рабочего графика.   

При этом СМИ муссируют тему завышенных требований работников системы образования. Это приводит педагогов в бешенство. Между тем, «исторический пересмотр тарифов», обещанный министром образования Жан-Мишелем Бланке, оказался пшиком. Министр заявил об этом в результате протестного движения против пенсионной реформы. Но «мотивационная премия» не досталась большинству учителей. А 51 % получат вторую часть. Сумма «астрономическая: от 27 до 57 евро за месяц.

Генеральный секретарь профсоюза учителей SNES-FSU Софи Венетитэ говорит о «зарплатной дискредитации». Это явление имеет множество последствий, одно из которых – кризис нехватки профессиональных кадров. Специалисты всё чаще уходят из системы образования и меняют профессию. Эту информацию подтверждает и генеральный секретарь профсоюза школьных медсестёр SNICS-FSU Сафия Гереши. Она перечисляет многие образовательные учреждения, в которых нет медсестёр. «Многие медсёстры хотят уйти. Никто не приходит на их места. Ведь с учётом возросшей потребности в медработниках в условиях эпидемии коронавируса, они могут надеяться на более высокие доходы в других местах».   

2. Сокращение штата педагогов

С началом нового учебного года во многих коллежах появились классы с количеством учащихся больше 30 человек: 34, 35 и даже больше. Это прямое следствие принятого министром решения о сокращении 1 880 рабочих мест в средних образовательных учреждениях. Тем временем количество учеников выросло на 36 500 человек. За годы президентства Макрона всего сократили 7 500 рабочих мест. В лицеях нехватку учителей больше не удаётся компенсировать дополнительными часами. Поэтому исчезают факультативные дисциплины и даже специальности. Тем самым нивелируется обещание «свободы выбора», о которой говорил Бланке.   

Вроде как начальная школа называется министерством приоритетным направлением. Но это только на первый взгляд. Намерение сократить число детей вдвое в каждом классе начальной школы в зонах приоритетного образования в итоге привело к массовому оттоку кадров. Первыми пострадали специализированные образовательные структуры индивидуальной помощи неуспевающим ученикам (Ulis, Rased и др.). Также пострадали старшие классы начальной школы, в которых количество детей увеличилось. Как следствие – в средних учреждениях стало сложнее справляться с педагогическими последствиями волн карантина. Также усложняет работу образовательных учреждений нехватка воспитателей и методистов.      

Наконец, провозглашённый правительством курс на инклюзивное образование не соответствует реальности. Дело в том, что помощников учеников-инвалидов весьма мало. Даже при условии, что они иногда совмещают работу в нескольких учреждениях. Поэтому регламент в отношении инвалидов соблюдается всё реже. По словам специалиста по оказанию помощи детям-инвалидам (AESH) в лионском регионе, представителя ВКТ Анны Фалсиола, «даже с новой тарифной сеткой нашим работникам потребуется двенадцать лет, чтобы преодолеть порог бедности!»

3. «Открытая школа» с закрытыми классами

Источником недовольства по-прежнему является и то, как министерство управляло санитарным кризисом. Месяцы неуверенности, противоречащие друг другу приказы, вынуждавшие педагогические коллективы постоянно вносить изменения в работу учреждений. К этому нужно добавить отказ в вакцинации приоритетным группам работников, иллюзия «педагогической преемственности», обрекавшая педагогов на колоссальные усилия, чтобы помочь ученикам справиться с обрушившимися на них проблемами… Всё это было воспринято как форма унижения учителей. Поэтому у них остался очень сильный негативный осадок.

Начало нового учебного года в соответствии со вторым уровнем санитарного протокола ничего не изменило. Просто предусмотренная отмена большинства санитарных ограничений прежде всего позволяет министерству выйти на более низкие показатели закрытия классов (на 17 сентября их было 3 300). А значит — почти отказаться от закрытия образовательных учреждений (на ту же дату – 16). Кампании вакцинации провалились, а заявленное массовое тестирование буксует. Как отмечает официальный представитель профсоюза SNUIPP-FSU Гислен Давид, «несмотря на то, что в первую очередь коллеги хотят защитить детей от заражения, они также хотят вернуться к прежней жизни. Тем более, что большинство учителей вакцинированы». 

4. Топорные реформы и профессиональное выгорание

Вряд ли работники системы образования воспринимают Жан-Мишеля Бланке в качестве великого реформатора. Неслучайно, согласно данным соцопросов по этой теме, среди бюджетных работников сейчас именно педагоги чаще всего жалуются на потерю смысла работы. Такие вот «достижения» четырёхлетней работы министром образования.

Очередным нововведением стало «Руководство по выставлению оценок». Эта методичка вызвала возмущение учителей. Оно должно было помочь педагогам разобраться с критериями оценивания учащихся после введения обязательного постоянного контроля за бакалаврами в рамках губительной реформы среднего образования. Эта инструкция косвенно отражает связанные с выставлением оценок возросшие риски «двойных стандартов» в отношении учащихся. «Порой непросто установить границу между советом и предписанием», – говорит Софи Венетитэ. Она опасается, что это руководство станет очередным ограничением свободы учителей. «Логика Бланке заключается в стандартизации практики и установлении контроля за нашей профессией». Говоря конкретно, это желание навязать иерархический статус директорам вопреки тому, что сами они прямо возражают против этой иерархизации. Сегодня начинают сбываться все опасения по поводу того, что министерство хочет покончить с лучшими достижениями французского образования. Нет никаких сомнений в том, что во время дебатов в связи с предстоящими президентскими выборами эта тема зазвучит ещё острее.     

Опубликовано 23/09/2021

На ту же тему

Откуда во Франции кризис научных исследований?
Забастовка абитуриентов Парижа
Всеобщая протестная акция 23 сентября: учителя
Шок для французских школ