LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Мне пришлось трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь», - ясным и озорным голосом говорила, словно извиняясь, первая в мире женщина-кинорежиссёр в радиоинтервью 1957 года, которое бережно сохранили в Национальном институте мультимедиа (INA). Тогда Алис Ги было уже 84 года, но её имя было знакомо немногим, даже несмотря на награждение Орденом Почётного легиона.

«О да, это занятие как раз для девушки. Вы можете попробовать, но при одном условии: это не должно мешать вашей секретарской работе» – Эти слова предшествовали рождению первого в истории киносценария.

В 1896 году по нему был снят фильм «Капустная фея». Алис Ги за свою самую долгую среди пионеров кино карьеру сняла более 1000 картин, включая такие разные произведения, как «Жизнь Христа» и «У мадам свои желания», где впервые был обыгран фрейдистский символизм. Позднее Ги, уже переехав в США, будет снимать фильмы на тему феминизма, а также первую в истории кино картину, все роли в которой сыграли афроамериканцы. За тридцать лет до появления звукового кино она экспериментировала с объединением звука и изображения, сняв сотни фоносцен.

Долгие десятилетия вклад Алис Ги в развитие мирового кинематографа замалчивался, а её фильмы приписывались мужчинам. Сегодня мы отдаём дань памяти первой женщины-постановщика.

«Мне пришлось трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь», — ясным и озорным голосом говорила, словно извиняясь, первая в мире женщина-кинорежиссёр в радиоинтервью 1957 года, которое бережно сохранили в Национальном институте мультимедиа (INA). Тогда Алис Ги было уже 84 года, но её имя было знакомо немногим, даже несмотря на награждение Орденом Почётного легиона. Однако именно эта француженка написала первый в мире сценарий фильма и приняла участие в создании более 1 000 картин. Значительная часть её произведений утеряна, некоторые приписывают режиссёрам-мужчинам… К сожалению, Алис Ги повторила судьбу многих коллег по цеху: незаконное присвоение авторства, безразличие, забвение.

Жила-была «мадмуазель Алис», 22-летняя стенографистка, которая пришла в парижскую компанию Comptoir general de la photographie, надеясь получить здесь место секретаря. «Вы очень молоды», — с удивлением отметил молодой инженер Леон Гомон. Девушка держалась достойно, и мастерски парирует: «Это пройдёт!» Её наняли. Кинетограф, кинетоскоп… В 1895 году проводилось множество научных опытов: люди хотели заснять жизнь в движении. Однажды Алис Ги и Леон Гомон получили приглашение на один из первых закрытых показов братьев Люмьер. Алис была поражена: на экране показывали работников, выходящих из своих мастерских, поливальщика, облившего себя водой, прибывающий на вокзал поезд… Она была восхищена и вскоре предложила Гомону «сделать несколько сценок и заснять их». Алис Ги, дочь издателя, стала первым автором киносценария. «О да, это занятие как раз для девушки. Вы можете попробовать, но при одном условии: это не должно мешать вашей секретарской работе», — ответил ей Леон Гомон. Вскоре с отеческого благословения начальства вышел первый в мире игровой фильм.

В 1896 году, в восточной части Парижа, на пустыре, застланном папье-маше (чтобы не было видно асфальта), Алис Ги сняла «Капустную фею». Это художественный фильм о том, как на капустных грядках появляются младенцы, которых собирает прекрасная нимфа. Дети рождались в капусте, а кино – здесь, в Бельвиле.

Алис Ги – амбициозный кинорежиссёр и постоянно придумывает что-нибудь новое, создавая новый вид искусства и новую профессию. «Мы нашли способ снимать фильм наоборот», — вспоминает она в одном из документальных фильмов, сидя рядом со своей внучкой. (1) Дом рушится и сам отстраивается заново. Монтаж помогал предметам исчезнуть из кадра. Молодой специалист по кинотрюкам использовал перспективу для того, чтобы уменьшить персонажей в кадре. Она сняла озвученные ролики – фоносцены – с помощью аппарата, который синхронизирует изображение и звук, за тридцать лет до рождения звукового кинематографа!

В 1906 году для своего «длинного» фильма «Жизнь Христа» Алис Ги наняла 300 участников массовки и использовала 25 декораций. Взгляд зрителя переходит с движущейся авансцены на ярко освещённый задний план, где происходят главные действия. Видеоряд этого фильма приковывал к себе, направлял взгляд зрителя. Ну а выбор сюжета, возможно, означает, что Алис была благочестивой католичкой? Доктор наук по теории кинематографа Ирис Бре не согласна с этим. Она напоминает о смелом сценарии Алис Ги к фильму 1906 года «У мадам свои желания», показывающем прогулку беременной женщины, у которой была «мания совать в рот предметы фаллической формы». В фильме «Прилипчивая женщина» мужчину возбуждает служанка, облизывающая марки… Юмор Алис Ги не всегда был с налётом скабрёзности, но женщины с характером занимали важное место в её творчестве. За пятьдесят лет до того, как представительницы прекрасного пола получили право голосовать на выборах, Алис Ги стала первой женщиной-художественным руководителем в Gaumont. Но вся слава досталась её ассистенту Луи Фёйаду…

Эта активистка-стахановка 7го искусства встретила свою любовь в 33 года и последовала за своим мужем Эрбером Блаше в США. Через два года после рождения первой дочери отважная француженка создала свою собственную кинокомпанию Solax Company. Её киностудия, расположенная недалеко от Нью-Йорка, становится самой крупной в Америке. Здесь роют траншеи, взрывают корабли в натуральную величину, дрессируют диких животных, и здесь же сформировалась собственная труппа Алис Ги — Comediens Solax. У входа в киностудию висит внушительный плакат с надписью «Be Natural» («Будьте естественны»). Хозяйка студии призывала своих актёров избавиться от театральной манеры игры, очень популярной в то время. Её работы, снятые по ту сторону Атлантики, становятся длиннее и сложнее. Бесконечная погоня за собакой, стащившей сосиски, или «эпилептический матрас» уступают место баррикадам, темам плохого обращения с детьми или контролю рождаемости.

В «Плодах феминизма» Алис Ги показывает перевёрнутое клише: женщины курят и пьют, мужчины же смотрят за детьми и гладят бельё, но в конце поднимают бунт. Этот среднеметражный фильм произвёл глубокое впечатление на русского гения Сергея Эйзенштейна и, как он писал в своих мемуарах, повлиял на его концепцию женщин в фильме «Октябрь». В 1912 году выходит короткометражка «Глупец и его деньги», в котором все роли достались актёрам афроамериканского происхождения. Неслыханно для того времени!

К сожалению, эта американская мечта прожила не долго: неверный муж бросил Алис и уехал в Голливуд, предварительно проиграв все их сбережения на бирже. Студии горят, Solax становится банкротом. Во Франции, куда Алис Ги переселилась вместе с детьми, обнаруживается, что двери кино закрыты для этой «исключительной женщины-режиссёра, удивительно чувствительной, с невероятно поэтическим взглядом», как её опишет 80 лет спустя ещё один гений 7го искусства — Мартин Скорсезе.

Эта первооткрывательница и вдохновенная авангардистка была вычеркнута из книг по истории. До конца жизни Алис Ги неустанно напоминала обществу о своей роли в создании кино, разыскивала свои негативы, которые оказались утеряны, испорчены или в беспорядке в послевоенное время. А потом о ней стали вспоминать. В 1975 году, через 7 лет после её смерти, автобиография Алис попала в руки знающего издателя. Два года тому назад была учреждена премия Алис Ги за лучший французский или франкоязычный фильм, снятый женщиной. Недавно об Алис вышел американский документальный фильм, а режиссёр Жан-Жак Анно заканчивает работу над сериалом, в основу которого легла история её жизни, опубликованная в 2015 году. Конец забвению! Алис Ги вновь вернётся на наши экраны.

  1. « Le Jardin oublie : la vie et l’oeuvre d’Alice Guy-Blache », Marquise Lepage (1995).

Опубликовано в воскресном номере от 09 – 22 июля 2020 года

На ту же тему

Свободные пираты из манги «One Piece» Эйитиро Оды

В начале декабря свет увидел сотый выпуск знаменитой приключенческой манги. Культовое произведение в цвете стало одной из самых популярных манг во всём мире, потеснив даже с первого места мангу Dragon Ball («Жемчуг дракона»). «One Piece» стала самым продаваемым изданием одного и того же автора-иллюстратора за всю историю. Но за приключенческим повествованием стоит и политический подтекст.

Читать полностью »

Музейщики Парижа бастуют

Около пятидесяти сотрудников музея парижской истории Карнавале вышли 10 октября на акцию протеста. Они требовали срочно нанять новых сотрудников. С 2016 года персонал уменьшился с 80 сотрудников до 36.

Читать полностью »