СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ ОЛЛАНДЕ-МАКРОНЕ СИДЯТ НА СТРОЖАЙШЕЙ ДИЕТЕ

«С одной стороны, чтобы сэкономить, пенсионный возраст увеличивают без учёта развития рынка труда. С другой – усиливают контроль за безработными. Это общий процесс, запущенный ради сокращения государственных и социальных расходов, тогда как сделать надо было бы наоборот: активизировать занятость, а не сокращать расходы»
DREES (Дирекция по исследованиям, анализу, оценке и статистике) констатирует, что, при ограниченном росте социальных расходов в 2015 году (1,6 %), нынешнее торможение наблюдается повсеместно.

DREES (Дирекция по исследованиям, анализу, оценке и статистике) констатирует, что, при ограниченном росте социальных расходов в 2015 году (1,6 %), нынешнее торможение наблюдается повсеместно. Наметившаяся тенденция свидетельствует об изменении ситуации с соцвыплатами в худшую сторону по сравнению с 2010 годом, когда ритм ежегодного роста выплат составлял порядка 2,6 % (напомним, что десять лет назад эта цифра составляла 4,4 %).

Анри Стердиньяк, экономист Французского центра экономической конъюнктуры (OFCE), член научно-экспертной группы экономистов (Les Economistes Atterres), считает: «…это не имеет ничего общего с глубоким анализом потребностей населения. После кризиса 2008 года система социальной защиты была убыточной. Правительства в какой-то момент это признали, но сейчас преобладает идея возврата к сбалансированному состоянию через сокращение социальных выплат».

Основная составляющая социальных выплат во Франции это так называемые пособия «по старости/иждивенчеству» (45,6 % от всех выплат, то есть 320 миллиардов евро), включающие в себя пенсии по старости и по уходу в случае утраты самостоятельности, которые в 2015 году увеличились на 1,6 %, а за период с 2010-го по 2015 гг.в среднем росли на 2,8 % в год. Подобное замедление темпов роста происходит прежде всего из-за сокращения числа граждан, выходящих на пенсию («более чем на 49 000 по сравнению с 2014 годом из-за реформы 2010 года», постепенно увеличивающей возраст выхода на пенсию с 60-ти до 62 лет), а также из-за «очень незначительного в 2015 году» пересчёта пенсий (+ 0,1 %) по результатам незначительной же инфляции. Как следствие – размер средней пенсии во Франции в 2015 году остаётся на уровне 1376 евро.

«С одной стороны, чтобы сэкономить, пенсионный возраст увеличивают без учёта развития рынка труда. С другой – усиливают контроль за безработными. Это общий процесс, запущенный ради сокращения государственных и социальных расходов, тогда как сделать надо было бы наоборот: активизировать занятость, а не сокращать расходы», – полагает Анри Стердиньяк.

Как далее следует из доклада DREES, ещё один сильно урезанный пункт расходов – «стоимость лечения, покрываемая государством страхованием по болезни, что составляет примерно три четверти от общего риска заболеваний (то есть 150 миллиардов из 200 миллиардов. – прим. ред.), увеличилась на 2,2 %» против 2,7 % в 2014 году. Здесь частично свою роль сыграло снижение цен на лекарства и более частое использование дженериков. Но на качество оказания медицинских услуг оказывают влияние и другие причины: это экономия на секторе государственных больниц как в виде сокращения на 0,9 пункта динамики роста предоставляемых услуг, так и зарплатной массы сотрудников, кривая которой сильно просела (+ 1,5 % в 2015 году после + 3,1 % в 2014-м). «Эта политика не выдерживает никакой критики, – возмущается Лоранс, сенатор от ФКП/Левого фронта … коллеги-коммунисты…, говоря о последних бюджетах Фонда социального страхования и его знаменитой ONDAM (Национальной задачи по увеличению расходов на медицинское страхование). – Больничного персонала не хватает, пациенты отказываются от лечения из-за недостатка средств. Со стороны первых нет никого, кто бы обращал хоть какое-то внимание на социальные расходы, а со стороны вторых – никого, кто бы на них своего внимания не обращал. Проблема состоит в той близорукой политике, которая, приводя к снижению качества медицинских услуг, в конечном счёте дорого обходится обществу». Что касается семейной политики, то она по-настоящему застопорилась: расходы были заморожены (+ 0,2 % в 2015 году) после роста в среднем на 2 % в период с 2010-го по 2015 гг. «В частности, – подчёркивает DREES, – впервые с 2011 года уменьшились семейные пособия (- 2,4 % в 2015-м)» из-за того, что они были поставлены в зависимость от ресурсов. То же самое и с пособием на маленького ребёнка (APJE), которое снизилось на 4,2 %. Расходы на жилищные пособия тоже ударили по тормозам, причём сократился не только их рост (+ 0,8 % после 1,6 % в 2014-м), но и число их получателей в 2015 году (- 0,3 %), несмотря на жилищный кризис и дороговизну коммунальных платежей…»

По мнению экономиста из OFCE, этот глобальный процесс обнищания будет, к сожалению, «продолжаться». «Уровень жизни семей будет и далее снижаться. Уровень жизни пенсионеров тоже, при согласии на программу дополнительного пенсионного обеспечения, которая уменьшает их покупательскую способность», и при росте общего социального взноса (CSG), который лишит их этой способности совсем.

Ещё один тревожный сигнал содержится в последнем годовом отчёте Консультативного пенсионного совета (COR), вышедшем на этой неделе, который бьёт в набат по поводу резкого сокращения пенсионных программ по сравнению с предыдущими планами, при проблеме текущего дефицита, которая сохранится по меньшей мере до 2040 года, а не до 2025-го, как предполагалось ранее.

«Однако если возникает дефицит поступлений, то это потому, что COR одной из вводных своих прогнозов делает политическую задачу быстро и существенно снизить часть доходов пенсионной системы в ВВП», – заявил в среду главный редактор «Экономических альтернатив» Гийом Дюваль. «Это форменное безобразие, COR выставляет себя на посмешище, – возмущается Анри Стердиньяк. – Он исходит из предположения, что часть зарплат в добавленной стоимости понизится и количество служащих уменьшится, а следовательно, при сократившихся отчислениях, возникнут проблемы и в системе». «Искусственно, политической волей, созданный дефицит ослабляет систему», – заключает Гийом Дюваль. Он позволяет затушевать главную проблему грядущих лет – проблему коэффициента замещения, то есть уровня пенсий по отношению к зарплатам, который, согласно COR, может упасть до 55 % для поколения, рождённого в 2000 году, против 75 % для поколения, рождённого в 1940-м.

Рецепты социальной защиты не меняются

В своей работе, проделанной параллельно с правительственными организациями, Дирекция по исследованиям, анализу, оценке и статистике (DREES) отмечает, что торможение наблюдается не только в расходах на социальные выплаты. Ресурсы социальной защиты «также менее динамичны в 2015 году (+ 1,7 % после + 2,6 %), но их рост все ещё превышает рост расходов», указывает DREES, что позволяет «дефициту социальной защиты рассасываться» и далее. В 2015 году эти ресурсы составляли 741,5 миллиарда евро, 455,6 миллиарда из которых финансировались программами социальной защиты, 183,2 миллиарда – целевыми налогами и сборами и 102,7 миллиарда – другими источниками (налоговое обложение, доходы от финансовых операций…).

На ту же тему

Вокруг да около компании Suez
ВКТ предлагает альтернативный экономический план
Печальные итоги года для французской экономики
Ford уходит из Франции