LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ПЛАТФОРМЫ БРОНИРОВАНИЯ – УДАВКА НА ШЕЕ ОТЕЛЬЕРОВ

Во Франции, главной туристической стране мира, совокупный доход систем интернет-бронирования отелей, таких, как «Booking», «TripAdvisor» и «Expediа» составляет миллиард евро ежегодно. Эти деньги вымогаются у отелей под угрозой исключения из поисковых систем Google, который так же стремится получить свою мзду, и ложатся дополнительным бременем на клиентов. Стремясь к монополизации рынка, агрегатов взимают комиссию, часто превышающую 25%. При этом практически вся эта прибыль выводится из Франции в страны с более низким налогообложением. «Нам говорят, что эти платформы – новое слово в технологии, но на самом деле это лохотроны для выкачивания денег, которые стремятся создавать монополии, уничтожающие многообразие выбора. А наши законы плохо нас защищают… Это своего рода легальный рэкет».

Проценты от бронирования, которые получает «Booking» и прочие «TripAdvisor’ы», составляют ежегодный доход в один миллиард евро. «Google»-машина, со своей всемогущей поисковой системой, извлекает выгоду из этого легального рэкета.

«»Booking» забирает у меня более 150 000 евро в год. Теперь мне и жить-то не на что, разве что на МРОТ (SMIC). Я не могу начать ремонт на верхнем этаже моего отеля, который совершенно необходим», — говорит Ив[1], управляющий небольшим, примерно на 30 номеров, отелем в туристическом квартале в самом центре Парижа. Тем не менее он пытался устоять: «Сначала я не сдавался, я отказывался подписывать соглашения с какими бы то ни было системами бронирования. Это означало бы потерять клиентов, но свой доход я бы не потерял. Потом «Booking» купил у «Google» (AdWords) ключевое слово “название моей гостиницы” и, мол раз так, добавил к нему фразу: “скидка 50 %”. И это было совершенно незаконно». Логично, что потенциального клиента, который ищет гостиницу, привлекает этот посул, висящий в «Google» первой строкой. Когда пользователь нажимает на ссылку, то, поскольку заведение не аффилировано, ему отвечают: «На запрашиваемые даты свободных номеров нет» (что неправда), и перенаправляют в соседние гостиницы, которые согласились платить проценты платформе. Центр бронирования никогда не указывает интернет-сайт и не даёт номер телефона заведений. В конце концов, Ив уступил и подписал соглашение. Теперь половина всего бронирования в его гостинице происходит на «Booking». Для некоторых отелей эта цифра доходит до 80%. «Нам говорят, что эти платформы – новое слово в технологии, – возмущается Жан-Пьер Бозино, сенатор от ФКП. — Но на самом деле это лохотроны для выкачивания денег, которые стремятся создавать монополии, уничтожающие многообразие выбора. А наши законы, касающиеся информационных технологий, плохо нас защищают. Я считаю, что это своего рода рэкет, легальный на сегодняшний день, но, тем не менее, рэкет».

«Наши доходы растаяли, вот мы и не можем ни вложить ничего, ни сделать ремонт»

Так «Booking» (группа «Priceline») делит мировой пирог с другим туристическим гигантом – «Expediа» («Hotels.com», «Trivago»…), который действует теми же самыми методами. В начале 2000-х годов они начали с того, что предложили отельерам свои услуги. «Тогда их такса была примерно 8–10 %, – рассказывает Лоран Бугра, директор ассоциации «Fairbooking» и бывший управляющий парижского отеля класса люкс. – У них были те же тарифы, что и у турфирм. Но с тех пор как они начали всё больше и больше развивать свою монопольную позицию, комиссионные стали расти». 70 % поисков по названию гостиницы во Франции приходится на «Booking», который по этому показателю занимает первое место в «Google» и навязывает свою ультрадоминантную позицию, увеличивая число партнёров через «Guide du routard» («Гид путешественника») и «TripAdvisor».

Таким образом, его система поиска отелей установлена на тысячах сайтов по всему миру, и ежедневно на неё бронируется 800 000 ночей. «Booking», который не пожелал официально высказать свою позицию, негласно признаёт, что платформа отчисляет себе 17 % от каждого бронирования, произведённого посредством его услуг. Здесь речь идёт о средней цифре в мировом масштабе, за которой скрывается весьма существенный разброс, поскольку в Нью-Йорке, где доминирует группа «Expediа», и где «Booking» пытается отвоевать себе место под солнцем, его комиссия составляет 8 %. Но во Франции, в наиболее туристических зонах, бывает, что она превышает 25 %. Ассоциация «Fairbooking», которая предлагает беспроцентную прямую совместную платформу бронирования, считает, что в 2018 году в туристических зонах центры бронирования будут снимать до 28 % с каждой фактуры. «Проценты выросли, чего нельзя сказать о количестве проведённых в отеле ночей, тем более что приходится конкурировать с «Airbnb», – объясняет Лоран Бугра. – Наши доходы растаяли, вот мы и не можем ни вложить ничего, ни сделать ремонт, не говоря уже о том, как это отражается на рабочих местах…». Беглый расчёт показывает, что эти поборы со стороны платформ выливаются для французских отельеров в один миллиард евро ежегодно. Невзирая на свои обещания «гарантировать наилучшую цену», «Booking» самым прекрасным образом вздувает цены отельеров, которые без этого просто бы разорились. Помимо всего прочего, этот миллиард не облагается французским налогом, потому что уходит прямо в Нидерланды.

Надо как можно лучше информировать пользователя и призывать его делать бронирование без посредника

«Проблема заключается в том, что эти сайты онлайн-бронирования пользуются ситуацией, чтобы тиранить владельцев отелей и туроператоров, – говорит г-жа Мишель Демессин, сенатор от ФКП и председатель Национального союза туристических ассоциаций. – Надо сказать, что эти агентства, мало того, что берут комиссию 20 %, они ещё и выторговывают у владельцев отелей и у туроператоров как можно более низкие цены и, ничуть не смущаясь, стараются заполучить файлы клиентов. Первыми от этого страдают мелкие операторы, которые не могут свести концы с концами, в то время как крупные операторы отчасти используют эти платформы для привлечения клиентов». И, чтобы заведения уже наверняка не смогли уклониться от выплаты оброка, платформы отказываются сообщать им координаты лиц, производящих онлайн-бронирование. «Когда я был управляющим пятизвездочного отеля в Париже, – рассказывает Лоран Бурга, – мы попытались побороться с платформами на их же поле и купили у «Google» имя нашего собственного отеля. Поскольку «AdWords» – аукционная система, а клиентура у нас была интернациональная, счета от «Google» вскоре превысили 5000 евро в месяц, сумма совершенно неподъёмная для игрока на этом рынке, если только это не отель класса люкс или не сеть отелей». В 2015 году группа «Expediа» потратила 3,2 миллиарда евро на маркетинг и на покупку ключевых слов, а «Priceline» («Booking») – 2,6 миллиарда. Почти весь куш прямиком пошёл в карман «Google». Постоянный рост процентов объясняется инфляцией расходов на закупки в поисковой системе «AdWords» (см. напротив), что у «Expediа» составляет более половины всего капиталооборота. Что же касается кемпингов, мини-отелей, гостевых домов и гостиниц категории «ночлег и завтрак», то под таким сокрушительным ударом всё, что им остаётся, это как можно лучше информировать пользователя, призывать его делать бронирование без посредника и вывешивать на своём собственном сайте более выгодные предложения, чем те, что есть на платформах… Что, впрочем, Эммануэль Макрон попытался им запретить.

Среди многочисленных статей макроновского закона была одна, которая должна была установить паритет предложений, то есть запретить отелям сдавать комнаты дешевле, чем на таких платформах, как «Booking». В апреле 2015 года Сенат под давлением отельеров стойко боролся за исключение этой статьи. «Несмотря на сопротивление Эммануэля Макрона, в то время министра экономики, с этой статьей о паритете было покончено, – рассказывает Мишель Демессин. – Отныне закон гласит, что “отельер свободен предоставлять любые тарифные скидки и преимущества, какого бы свойства они ни были”, отчасти возвращая профессионалам право распоряжаться своей ценовой политикой. Кроме того, было исключено положение о так называемой доступности. Это позволяет отелям определять количество номеров, которые они передадут платформам онлайн-бронирования. Я выступала на заседании, чтобы защитить эти меры, которые дают хоть немного вздохнуть профессионалам туристического бизнеса, и напомнить, что туристический сектор экономики имеет первостепенное значение в нашей стране, которая остаётся главным направлением для путешествий в мире».

«Booking» навязал отелям эти положения в своих «Общих условиях пользования». Заведение, которое хотело бы фигурировать на первой странице результатов поиска, да ещё со значком «Заведение-фаворит», да ещё и с симпатичным лайком рядом, должно смириться и заплатить дополнительно 2 % комиссионных. В декабре прошлого года суд Парижа признал эти положения необоснованными и осудил платформу, не вынеся никакого наказания. Однако порядок просмотра отелей в области результатов продолжает зависеть от размера выплачиваемой комиссии. И скорость, с которой заведение платит платформе свою ренту, тоже является определяющим фактором. Проиграв другой процесс, в Германии, «Booking» был вынужден прописать это чёрным по белому в своих «Общих условиях пользования». Платформа уверяет, что её алгоритм, который определяет порядок просмотра, принимает также во внимание отметку, которую ставят интернет-пользователи, и коэффициент конверсии и аннуляции отеля… Но на практике отельеры, которые хотят фигурировать наверху страницы с результатами поиска в своём регионе, сталкиваются с жесточайшей конкуренцией в плане размера комиссии. Именно поэтому некоторые готовы платить больше 25 %.

Из-под вполне приглядного цехового глянца сайта «TripAdvisor» проступает ещё один слой: оказывается, он не только аффилирован с платформами бронирования «Booking» и «Expediа» и делит с ними комиссионные, но  ещё  требует с отеля плату за каждого интернет-пользователя, заходящего на его страницу, под страхом заработать пометку «недоступен». «Когда клиент говорит мне: “Я напишу вам хороший отзыв на «TripAdvisor” — я ему отвечаю: “Ради бога, не надо!” «– с горечью заключает Ив.


[1] Имя изменено, так как Booking заставляет своих аффилированных партнеров подписывать положение о «нераспространении порочащих сведений».

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »