Почему цены на топливо опустошают наши кошельки?

Клотильд Матьё

«Нет-нет, налог на выброс углекислого газа не будет отменён». Исполнительная власть упорно стоит на своём. Во вчерашнем пятнадцатиминутном выступлении на канале RTL премьер-министр Франции подтвердил намерение властей «оказать поддержку» населению для того, чтобы смягчить последствия резкого повышения цен на топливо. Бонусы, доплаты... Несмотря на то, что арсенал средств выглядит довольно внушительным, главная идея не меняется, и по-прежнему остаётся без ответа вопрос, вызвавший негодование, и грозящего выступлениями 17 ноября. Более того, поскольку пряника явно недостаточно, премьер-министр не колеблясь берётся за кнут: «Когда кто-то утверждает, что готов этому протестовать (...), он должен понимать, что сильно рискует переступить грань к незаконным действиям». Верный знак того, как много ещё предстоит сделать.

  1. Налог как переменная величина при корректировке бюджета.

По данным ассоциации потребителей CLCV, в 2018 г. затраты среднестатистической семьи на заправку автомобиля вырастут со 100 до 225 евро из-за изменений налогообложения и роста цен на топливо. Автомобилисты пристально следят за всем, что происходит с налогами, ведь именно эти платежи составляют почти две трети от цены каждого литра солярки или бензина марки 95. Одним из основных налогов, служащих источником пополнения государственной казны, является так называемый TICPE (внутренний налог на потребление энергоносителей). Он занимает четвёртое место после НДС, подоходного налога и налога на прибыль предприятий, а задача по его взиманию решается главным образом на уровне регионов и департаментов. Начиная с 2014 г. возникла ещё и «углеродная» составляющая, призванная компенсировать бюджетный дефицит. Именно её введением, а также установлением примерно одинаковых норм налогообложения бензина и дизельного топлива, объясняется взлёт цен на заправках. Ожидается, что в 2018 г. применение двух этих мер принесёт в казну дополнительно 3,7 миллиардов евро.

В дальнейшем цены будут только повышаться, поскольку к тем 2,6 сантимам, на которые в течение четырёх лет ежегодно будет расти налог на дизельное топливо, добавится плата за выброс углекислого газа, которая будет постепенно увеличиваться с 44,6 евро за тонну в 2018 г. до 86 ,2 евро - в 2022 г. «Из-за этого в 2022 г. каждая семья будет тратить в среднем на 313 евро в год больше, чем в 2017 г.», – подсчитали специалисты по государственным финансам из Всеобщей конфедерации труда. Как отметили профсоюзные активисты, пошлина на углерод, применяемая к энергоносителям (газ, мазут, нефть, уголь и т.п.), как любой косвенный налог, особенно сильно ударит по самым малообеспеченным семьям, поскольку для них ставка окажется такой же, как и для самых богатых. А ведь они уже сегодня очень болезненно ощущают повышение цен на топливо из-за того, что живут в старых домах (а стоимость отопления растёт), или потому, что им далеко добираться до работы (а бензин стоит недёшево).

«Налог на энергоносители, воспринимаемый как решение проблемы потепления климата, просто поможет заткнуть дыры в бюджете, – полагают специалисты ассоциации Attac. – Из тех 37 миллиардов евро, которые будут получены в 2019 г. в качестве налога на выброс углерода, всего 7,2 миллиардов планируется направить на проведение комплексных экологических преобразований». Более того, в своём вчерашнем выступлении на канале RTL премьер-министр признался, что речь идёт о том, чтобы за счёт введения пошлины на выброс углерода «создать такую систему, в рамках которой мы постепенно перенесём на нефть, а следовательно на углерод и на загрязнение природы, часть налогового бремени, лежащего сейчас на сфере труда и производства».

  1. Нефтяные гиганты всегда в выигрыше.

Но не только власти виновны в том, что цены на топливо пробили брешь в кошельках французов. Его стоимость тесно связана со скачками цен на «чёрное золото». С 2016 г. они выросли втрое, преодолев планку в 80 долларов за баррель. И несмотря на то, что несколько недель тому назад цена на нефть вернулась к отметке менее 70 долларов, есть немало факторов, способствующих спекуляциям на ней. Однако стоимость сырья составляет 28–30 % цены на топливо, тогда как расходы на нефтепереработку составляют приблизительно 5 %.

Гиганты нефтехимической индустрии задействуют все возможные рычаги на каждом этапе (от добычи нефти до её очистки и даже до сбыта своей продукции). В частности, при снижении цен на сырьё магнаты стремятся продать накопленные ранее запасы нефти по более высокой цене. Таким образом им удаётся в течение некоторого времени пользоваться снижением цен на сырьё для того, чтобы поддерживать свой доход на привычном уровне. Но стоит только нефтяным котировкам взлететь вверх, цены на заправках реагируют на это моментально. По словам Эрика Селлини, координатора от Всеобщей конфедерации труда в компании Total, это так называемый «эффект парашюта».

  1. Дистрибьюторы-гиганты получают свою долю добычи.

Крупнейшие торговые сети Франции тоже не остаются в стороне от делёжки столь завидного пирога. Они не только насаждают эффектные маркетинговые лозунги, призывая покупать товары за небольшие деньги, но и участвуют в руководстве как минимум 45 % заправок, так что через них проходит 61 % объёма продаваемого топлива. Долгое время их наценка составляла 6-7 сантимов с каждого литра топлива и была одной из самых низких в Европе, что позволяло контролировать рынок. Однако некоторое время тому назад ситуация изменилась. По данным ассоциации потребителей CLCV, явно прослеживается «тенденция к повышению», благодаря которой маржа достигает уже «около десяти сантимов с литра». Так, с начала 2018 года наценка дистрибьюторов составляет в среднем 13,9 сантимов с литра бензина и 12,6 сантимов – с литра дизельного топлива.

Нефтяные компании ликуют, что неудивительно при такой ренте. Total, например, получил в прошлом году прибыль в размере 8,6 миллиардов евро. По мнению Эрика Селлини, в 2018 г. эта манна небесная обещает стать ещё более обильной: прибыль почти удвоится и составит 14–15 миллиардов евро. Настоящее золотое дно, и правительство не смеет тронуть его. Более того, государство не стесняется ежегодно раздавать бонусы. Что же касается компании Total, то она получит около 70–80 миллионов евро в качестве налогового вычета на проведение исследований и разработок, а также 40 миллионов – в форме налогового кредита на повышение уровня конкурентоспособности и занятости. В то же время, по информации France Info, эта транснациональная корпорация освобождена от уплаты налога на прибыль предприятий с части своих активов во Франции.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код