LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В новый учебный год с новыми страхами

Министр образования Франции поздравил всех и, в первую очередь, себя с прекрасной организацией начала учебного года. При этом детей до 12 лет и многих учеников не вакцинируют, классы разбили на более мелкие, а новых учителей не набрали, ученики меньше учатся, а у учителей растёт нагрузка, выпускники больше боятся будущего, чем ковида. Об этих и других проблемах родители и школьники поговорили с журналистами Юманите.

Распространение дельта-штамма коронавируса, санитарные меры, противоречащие одно доругому, недофинансирование, пробелы в образовании и обострение неравенства ввиду дистанционного обучения. Родители и учащиеся рассказали нашей редакции о своих тревогаз и опасениях.

«Я видел очень много довольных учителей!», – радостно заявил министр образования Франции Жан-Мишель Бланке на пресс-конференции, посвящённой началу нового учебного года. Пусть радуется. Довольных учителей действительно много – как и учащихся и их родителей. Потому что начинается новый учебный год. А школа играет настолько важную роль в их жизни, что возобновление учёбы – это всегда радость. Но в этом году она омрачена серьёзными опасениями.  

Устаревший санитарный протокол и туманные обещания

Родители и ученики, согласившиеся побеседовать с журналистами «Юманите», подтверждают слова представителей профсоюзов. Те, в свою очередь, почти единодушно критикуют противоречивые санитарные нормы и правила, плохую подготовку к началу нового учебного года.  Также многие считают, что существующие меры безопасности недостаточны.

Профсоюзы озвучивают призывы провести первую протестную акцию 23 сентября. Они хотят, чтобы санитарные меры соответствовали высокому уровню угрозы, которую представляет собой дельта-штамм коронавируса. А получат только устаревший санитарный протокол. Да, ещё местные органы управления обещают когда-ничуть оснастить учебные учреждения детекторами углекислого газа. Их польза для определения риска заражения Covid-19 была обнаружена больше года назад.

Образование перестало быть приоритетом

Необходимо отметить, что в самом разгаре эпидемии Жан-Мишель Бланке вернул в госбюджет неиспользованные 600 миллионов евро. В связи с этим учителя, родители и учащиеся, как и FCPE (первая федерация родителей учащихся), требуют, чтобы они были потрачены на создание большого количества новых рабочих мест для преподавательского состава и других педагогических работников. Только так можно бороться со школьным неравенством, сократить вдвое количество учеников в классах и отвечать потребностям учащихся, оказавшихся в стеснённых обстоятельствах.

При нынешнем министре образование перестало быть государственным приоритетом. Он сократил порядка 1 900 рабочих мест на уровне средней школы. Вследствие этого закрылось 166 коллежей (старшая школа). И это при том, что число учеников постоянно растёт. Школе требуется экономическая поддержка, чтобы справиться с трудностями, вызванными эпидемией коронавируса. Вместо этого людей кормят пустой болтовнёй о неких денежных пособиях в связи с началом нового учебного года. Министру кажется, что все счастливы. Но не из-за его действий.

Дадим слово родителям, побеседовавшим с нашими журналистами.

Селин Альмеда, мать троих детей, коммуна Оно (департамент Эр и Луар)

Наша старшая дочь пойдёт в этом году в гандбольную спортивную школу-интернат в Орлеане. Сейчас она только об этом и думает! В прошлом году, когда она училась в 3-м классе коллежа, многие занятия проводились в режиме онлайн. Поэтому у неё резко снизилась успеваемость во второй четверти. Она комплексовала и утратила веру в себя. Но ей всё же удалось закончить коллеж с отличными оценками. Тогда к ней вернулась уверенность. Наша средняя дочь идёт в 5-ый класс коллежа. Судя по всему, ей не терпится приступить к учёбе. Она не видит в новом учебном году ничего особенного. Она сама – впрочем, как и её сестра – захотела привиться накануне нового учебного года.

Новый протокол предусматривает отстранение от занятий непривитых учащихся в случае первого заражения в классе. Поэтому она боится очередного перевода на дистанционное обучение. Я должна сказать, что, возможно, мы бы не стали вакцинироваться, если бы впереди не маячила такая угроза. Другой вопрос возникает по поводу продолжающегося ремонта в коллеже. В этих условиях соблюдение санитарных правил может стать настоящей проблемой.      

Однако в этом году я меньше беспокоюсь по поводу непосредственно учебного процесса. Для старших дочерей возобновление занятий должно пройти в спокойной атмосфере. Зато я немного боюсь за младшую. Ведь она идёт в начальную школу. Поэтому ей впервые придётся носить маску весь день. Ну, надеюсь, всё будет в порядке.

Нам везёт уже потому, что с учёбой у нас всё хорошо. Но у меня есть соседка, и её маленький сын уже столкнулся с проблемами в учёбе. Она боится, что из-за ношения маски их будет ещё больше. Особенно на уроках развития речи, когда невозможно будет следить за его артикуляцией. Но больше всего нас беспокоит введение санитарных пропусков для учителей, когда они будут сопровождать детей за пределами школы. Например, чтобы сходить с ними в бассейн. В соответствии с протоколом, если учреждения принимают посторонних наряду с учащимися, то сопровождающие их взрослые должны иметь санитарный пропуск. Между тем, вакцинированы не все учителя. Значит, если в классе моей дочери окажется учительница, которая не будет вакцинирована, то весь класс лишится походов в бассейн и других культурных мероприятий?     

Жан-Мари Фловер, отец ученика 6-го класса коллежа Le Lamentin (Гваделупа)

Мой сын готовится пойти в 6-й класс коллежа. Ему не исполнилось ещё 12 лет. Поэтому вакцина ему не положена. Между тем, сейчас на Гваделупе свирепствует четвёртая волна эпидемии. Поэтому я могу рассчитывать только на бдительность работников его коллежа. А поводов для тревоги – с учётом бедственного положения в государственных учебных заведениях – хоть отбавляй! В местных школах, как и на всём архипелаге, часто отключают воду. Как тогда можно регулярно мыть руки в соответствии с санитарными правилами? К тому же в его колледже старое оборудование. Я не знаю, выдержит ли сеть такое количество подключений? Хотя меня не очень это волнует. Ведь я могу обеспечить моему сыну домашнее обучение. Но что станет со всеми его школьными товарищами, которые столкнулись с серьёзными проблемами в учёбе уже в начальной школе? Особенно тем, чьи близкие и родные не могут помогать им? Здесь неравенство в обучении и цифровой барьер являются суровой реальностью.

 Единственным позитивным моментом в этой истории стало то, что ректорат и его представители добились переноса начала нового учебного года (на 13 сентября – прим. редакции). Мы давно выступаем за то, чтобы он начался ещё позже – в октябре. Дело в том, что в сентябре здесь в самом разгаре сезон циклонов. Поэтому каждый год объявляют штормовые предупреждения, а школы закрывают. В связи с этим занятия в классах начинаются неодновременно. Вплоть до настоящего времени образовательная система остаётся централизованной и согласованной с континентальной Францией. Но, может быть, этот новый учебный год, который проходит в сложных условиях эпидемии коронавируса, станет предтечей развития в правильном направлении».         

Люка Валанзюэла, 16 лет, учащийся выпускного класса лицея, Монтрёй (департамент Сен-Сен-Дени)

Я не слишком задавался вопросами о начале нового учебного года. Мне всё равно – ходить или не ходить на занятия. В прошлом году в учёбе были трудности, связанные с ковидом. И у меня сложилось впечатление, что учителя не смогли справиться с проблемами в связи с эпидемией коронавируса. Они должны были справляться с нами и коронавирусом. Поэтому полностью растерялись. Уже в прошлом году была довольно нелепая ситуация, когда почти вдвое сократили число учащихся в классах. При этом учителя были вынуждены готовить в два раза больше материалов для уроков. А у нас в течение всего учебного года было в два раза меньше занятий.

В первую неделю нам почти не давали никаких домашних заданий, а на второй неделе почти каждый день проводили контрольные. Я не преувеличиваю. Поэтому мы с одноклассниками сильно уставали. Изучать новый и повторять пройденный материал стало сложнее чем раньше. Трудно настраиваться на учёбу, когда никого рядом нет. Нужно сосредотачиваться на занятиях и рассчитывать только на себя. Я никогда не работал так мало в течение столь долгого времени. И потом мне стало сложно садиться за письменный стол, выполнять домашние задания, сохранять нормальный рабочий ритм.

Будущее пугает больше ковида

На самом деле, нас почти не контролировали. Причём даже очень хорошие учителя. И я понимал, что предоставлен самому себе. В этом году я ощутил отчуждённость от учителей. Не знаю, связано ли это с ковидом или нет. Честно говоря, я страшно боюсь конца учебного года с новой системой заключения Parcoursup. Ведь мне нужно будет вводить оценки в базу данных через компьютер, который и решит, буду ли я продолжать учёбу в хорошем месте или нет. К тому же, я понятия не имею, о чём я буду писать в своих пожеланиях. Я не знаю, чем мне хочется заниматься в дальнейшем. Всё решится в конце года, и это пугает меня.

Дело в том, что проблема далеко не только в ковиде. Очень многие из моих знакомых не знают, куда идти дальше. Скоро будут созданы многие ещё не существующие профессии. Я наверняка буду заниматься многими проектами в различных областях и на разных предприятиях. Это осложняет выбор на сегодняшний день. Я очень разносторонен и во многом могу хорошо работать. Но я не знаю, с чего начать. Новый учебный год только начинается – посмотрим, что будет дальше. Я предпочитаю пока не забивать себе этим голову. Хотя конец года уже обещает быть довольно депрессивным».          

Сесиль Барон, член Ассоциации школ г. Марсель

У меня двое детей пойдут CE1 и в CM1 (2-й и 5-й класс начальной школы соответственно). Мы откровенно опасаемся. Такое впечатление, что ничего не было сделано, что опыт этих кризисных месяцев не был учтён системой. То еть, не появилось больше учителей, средств, медико-социальных работников, хотя потребность в них огромная. Неподготовленность полная. Нам говорят доверять. Но кому и чему мы должны доверять? Накануне нового учебного года мы не получили никакой информации ни от министерства, ни от мэрии, и меня совсем не успокаивают заявления Жан-Мишеля Бланке. Такое ощущение, что правила смягчили, только чтобы начать учебный год.

Мы также очень опасаемся того, как будет организовано школьное питание. В Марселе 85% школьников едят в переполненных столовых. А с одним взрослым на 50 учеников соблюсти санитарные меры и обеспечить санитарную безопасность детей и персонала почти нереально. В прошлом году удлиняли время приёма пищи. Но это заканчивалась тем, что дети ели с 11 часов и возвращались в класс иногда к 15 часам! Добавьте к этому неисправные туалеты и периодическое отсутствие горячей воды.

В плане учёбы мы ещё расплачиваемся за последствия первой самоизоляции. А она была ужасной. Мы знаем семьи без компьютеров, которые не могли учиться дистанционно. И ничего не сделано для решения их проблем. Учителя проделали огромную работу, чтобы удержать ситуацию. Но некоторые дети всё же очень страдали. До сих пор они не смогли наверстать отставание. Ведь денег нет ни на учителей, ни на школьных психологов, ни на сопровождение инвалидов.

Например, в нашем классе нет дополнительного педагога на замены. Тем временем риск того, что многие выйдут на больничные, высок. В прошлом году школам приходилось закрываться по этим причинам. Есть риск того, что в этом году будет то же самое.

Опубликовано 02/09/2021

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »