«А кто откажется – уволим»: принцип добровольности Renault

Компания Renault нашла выгодный способ увольнять сотрудников. В добровольно-принудительном порядке их переводят в компании-подрядчики, где они работают больше, а получают меньше. А кому не нравится – можно написать по собственному желанию. Особо дерзким создают соответствующие условия, которые не все выдерживают.
«А кто откажется – уволим»: принцип добровольности Renault

Компания Renault осуществляет план сокращений. Профсоюзы ВКТ (Всеобщая конфедерация труда), CFDT (Французская демократическая конфедерация труда), профсоюз менеджеров CFE-CGC и SUD рассказывают о том, какими методами они проводятся. Подразумевается, что порядка 1 900 человек уволятся с предприятия добровольно. Но вот только согласных уходить не так уж и много. Иными словами, «А кто откажется – уволим»: принцип добровольности Renault.

Оставил здоровье на рабочем месте

Руководитель отдела технического обслуживания в подразделении компании Renault в Ларди (департамент Эссон) Мишель, 56 лет, (1) не выдержал давления. В конце концов он всё-таки уволился. Стресс и бессонные ночи с навязчивыми мыслями добили его. «Нам всегда кажется, что мы здоровы, – говорит он. – Мне следовало бы обратиться у врачу. Но я этого так и не сделал».   

Мишель находится на больничном с тех пор, как ему стало плохо на работе после очередной бессонной ночи. «По выходным я дежурю. В связи с этим меня вызвали в воскресенье, чтобы я закончил ремонт. Я сделал всё, что требовалось. Заперев свой шкафчик, я начал спускаться по ступеням… Звук падения услышал диспетчер. Он же вызвал службу спасения. Я не знаю точно, что произошло. Только лёжа внизу лестницы я очнулся».

По словам Мишеля, его тревожное состояние началось после того, как руководство предприятия объявило в апреле о своих намерениях. Было сказано, что около тридцати работников переведут из отдела техобслуживания на четыре другие производственные площадки компании.

«Для нас это было как гром среди ясного неба, – объясняет он. – Нам сказали: “Вы отправляетесь к субподрядчику. Если откажетесь – вас уволят”. У меня четверо детей. При этом трое из них всё ещё ходят в школу. Также мне надо платить кредит за дом. Я не могу позволить себе зарабатывать меньше, вкалывая у субподрядчика». 

Добровольно-принудительные увольнения

Профсоюзы автоконцерна не всегда придерживаются одного мнения. Но на этот раз они решили выступить единым фронтом. ВКТ, CFDT, CFE-CGC и SUD единодушно осуждают экономическую политику, проводимую Renault. По их мнению, в последние месяцы она погрузила работников компании в состояние глубокого стресса. 

Перевод на аутсорсинг, жертвой которого стал Мишель, является частью более масштабной программы. «Компания Renault объявила о жёстких мерах экономии на сумму 2 миллиарда евро (в мае 2020 года – прим. редакции), – подытоживает представитель ВКТ Флоран Гримальди. – В соответствии с планом, в рамках расторжения коллективного договора добровольно могут уволиться 1 900 работников. Иными словами, по взаимному согласию. Но вот только согласных расторгнуть договор не так уж и много! И с учётом пандемии в этом нет ничего удивительного…».

Работников, которые хотят уволиться по собственному желанию, оказалось недостаточно. Поэтому руководство решило перейти к более радикальным мерам.

«С марта 2021 года число так называемых “добровольных” уходов не соответствовало ожиданиям руководства. Тогда оно решило прибегнуть к принудительному переводу 27 работников из отдела технического обслуживания на производственные площадки в Ларди, Обевуа, Гюйанкур и Ле Ман», – рассказывают представители объединения профсоюзов.

Владельцы оперируют ст. L-1224-1 Трудового кодекса. Она позволяет в случае аутсорсинга переводить работников на предприятие-субподрядчик односторонним решением. А несогласные могут быть уволены.    

Давление со стороны руководства  

«Сегодня давление продолжается и на других работников. «Их подталкивают к увольнению по собственному желанию», —говорят профсоюзные активисты. – На предприятии в Ларди руководство объявило о намерении сократить в 2021 году как минимум 158 человек. Тем временем на внутреннюю мобильность отводится только 23 рабочих места. Работникам уже начали сообщать о предстоящих сокращениях. Они также знают, что будут вынуждены искать себе работу в другом отделе или расстаться с компанией Renault. Это давление очень болезненно воспринимается работниками. Их профессиональное будущее в результате действий Renault оказалось под явной угрозой. Но руководство клянётся, что люди будут увольняться только “по собственному желанию”». 

Вместе с тем профсоюз  CFDT считает необходимым напомнить о том, что компания «получает существенную помощь от государства. Несмотря на это мы постоянно слышим новости о закрытиях заводов (Шуази), продаже (литейные заводы в Бретани) или сомнительном перепрофилировании предприятий (Флен). А ведь будучи акционером компании (15 % – прим. ред.) государство могло бы вмешаться в ситуацию». 

  • Имя было изменено.

Опубликовано 11/05/2021

На ту же тему

В память велосипедиста, коммуниста Робера Маршана
Школьная медсестра: кто спасёт профессию?
Фабьен Руссель призывает вернуть участковых полицейских
Ультраправый видео блогер разжигает в YouTube ненависть...