LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Почему у французских учащихся сложности с математикой?

Международное исследование показало, что французские школьники являются одними из самых слабых в научных дисциплинах. Объяснение этому следует искать в изменениях, произошедших в системе образования за последние 30 лет.

Согласно недавним исследованиям, французские школьники оказались самыми слабыми в математике и естественно-научных дисциплинах во всём Евросоюзе и на предпоследнем места среди стран ОЭСР. Более того, за последнюю четверть века система образования деградировала настолько, что сегодняшние школьники фактически отстали от своих сверстников в 1995 году на год.

С одной стороны, существует соблазн объяснить такое положение выводом математики из базовой программы старшей школы. В результате многие учителя оказываются сами слабо подготовлены, а те из них, кто специализировался на технических предметах, хуже владеют педагогикой.

Но помимо этого важную роль играет фактор неравенства.

Международное исследование показало, что французские школьники являются одними из самых слабых в научных дисциплинах. Объяснение этому следует искать в изменениях, произошедших в системе образования за последние 30 лет.

Ох уж эта пресловутая «математическая шишка»! Давнее наследие френологии – псевдонаучной расисткой дисциплины, которая в XIX веке определяла умственный потенциал человека по форме его черепа. О ней уже не раз вспоминали после публикации 8 декабря, результатов исследования Timss 2019. Мы не будем расшифровывать аббревиатуру: это международное исследование, которое раз в четыре года оценивает качество школьного математического и естественно-научного образования. И для Франции в этом году результаты исследования, проведённого среди учащихся группы СМ1 (дети 9-10 лет) и четвёртых классов (дети 13-14 лет), оказались катастрофическими.

По результатам учеников из группы CM1 Франция оказалась на предпоследнем месте среди государств, входящих в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), и на последнем в Европейском союзе (ЕС), опустившись намного ниже таких стран, как Кипр, Болгария или Мальта. Ситуация с 4-ми классами ещё хуже. Здесь Франция по-прежнему далека от средних показателей по ЕС и ОЭСР и едва опережает Румынию и Новую Зеландию. Результаты начали снижаться после проведённого в 1995 году исследования среди учащихся 4-ых классов: тогда школьники достигли среднего результата в 530 баллов, сегодня же их «преемники» получили лишь 483 балла. Такая разница эквивалентна отставанию в один учебный год, иначе говоря, по математике сегодняшние ученики 4-ых классов обладают таким же уровнем знаний, какой был у учеников 5-ых классов 25 лет тому назад (нумерация классов средней школы во Франции начинается с шестого и далее по убывающей).

Эти факты заставили некоторых вспомнить о пресловутой «математической шишке», которой якобы нет у юных французов. Версия, прямо скажем, не самая достоверная. Остаётся объяснить, в чём причины сложившейся ситуации, которая «не удивила» Себастьяна Планшно, председателя Ассоциации преподавателей математики в государственном образовании (APMEP). Он подчёркивает, что «это согласуется с результатами предыдущих международных исследований». Совершенно очевидно, что не существует какой-то одной причины, которой можно было бы объяснить все проблемы.

Первых обвинили, конечно же, учителей. В частности, школьные преподаватели (PE), которых обвиняют в том, что во время своего профессионального обучения они выбрали углублённое изучение гуманитарных предметов и, как считается, не получили достаточного образования по математическим и естественно-научным дисциплинам, чтобы хорошо преподавать их. «Конечно, — отмечает Себастьян Планшно, — возможность выбора специализации в старшей школе привела к тому, что иногда студенты, начинающие изучать технические дисциплины в ВУЗе после учёбы на гуманитарных направлениях в школе, не занимались математикой с момента окончания школы (и дольше), после выбора специальности». Также нужно упомянуть, что среди преподавателей школы гораздо меньше «технарей»: люди такой специализации предпочитают более перспективные и высокооплачиваемые профессии. И с реформой школьного образования ситуация вряд ли исправится, поскольку математика, не включённая в базовую программу, является теперь отдельной специальностью, которая считается сложной «и которую выбирают в первую очередь ученики, желающие поступать в высшую школу», а не строить преподавательскую карьеру, считает председатель APMEP.

Однако в этом «гуманитарном» объяснении есть одна сложность: результаты Timss 2019 показывают противоположное. Исследование выявило, что учителя школьников из групп CМ1 учителя, являющиеся дипломированными специалистами по математике, добиваются худших результатов, чем другие преподаватели. «Выпускники гуманитарных направлений, возможно, имеют лучшую педагогическую подготовку», — предположил Себастьян Планшно. Он сожалеет об отсутствии системы подготовки «многопрофильных преподавателей» и указывает на то, что «уровень подготовки зависит от учебного учреждения: например, объём подготовки на конкурс PE может составлять 200, 600 и даже 800 часов».

И всё же некоторые объясняющие факторы можно найти и в самом исследовании Timss. В их числе – неравенство. Результаты показали целую пропасть (разницу почти 100 баллов!) между учениками, семьи которых могут обеспечить им доступ к благам культуры (книгам и т.д.), и всеми остальными. Такое же различие прослеживается и между учениками из семей с большим количеством детей, живущих в неблагоприятных кварталах, и остальными. А также между детьми, для которых французский — родной язык, и теми, для кого он таковым не является (можно подумать, что для понимания условий математической задачи нужно сначала хорошо владеть французским). И запланированное министром образования Жаном-Мишелем Бланке уничтожение сетей приоритетного образования вряд ли исправит ситуацию. «К тому же за последние годы снизилось количество часов математики и французского в средних классах», — указывает Себастьян Планшно.

По его мнению, если план Виллани-Тороссиан «пойдёт в нужном направлении» и учителям предложат получить квалификацию по математике, надо будет как можно быстрее вернуть этот предмет в число общеобязательных дисциплин для школьников старших классов, а также повысить престиж профессии учителя математики, которая перестала привлекать компетентных специалистов. Однако, возможно, ключ к проблеме кроется в том, что на протяжении 30 лет основная подготовка учителей заключается в получении знаний по предмету, а педагогическим компетенциям уделяется меньше внимания (а иногда никакого). По крайней мере, такой вывод вполне логичен, исходя из результатов исследования Timss 2019.

Опубликовано 10/12/2020

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »