LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

История борьбы: Пьер Бурдьё вступился за железнодорожников

12 декабря 1995 года, в разгар скандала вокруг пенсионной реформы, Пьер Бурдьё произнёс перед бастующими речь, которая стала важной вехой в истории протестного движения.

12 декабря 1995 года, в разгар скандала вокруг пенсионной реформы, Пьер Бурдьё произнёс перед бастующими речь, которая стала важной вехой в истории протестного движения.

В Интернете не сохранилось аудио- или видеозаписи этого момента, когда, по словам одного из очевидцев, «будто бы стены рухнули». Осталась лишь одна фотография. 12 декабря 1995 года, в разгар забастовки и через несколько дней после того, как 4 декабря представители интеллигенции выступили с обращением в поддержку бастующих, в театре «Траверсьер» состоялось специальное собрание, организованное комитетом железнодорожной компании SNCF. Публика состояла из железнодорожников, студентов, представителей интеллигенции. Всего в зале, рассчитанном на 500 мест, собралось 700 человек, участвовавших крупнейшей акции протеста 1995 года, когда на улицы вышли 2 миллиона французов. На трибуну поднялся приглашённый докладчик Пьер Бурдьё. Он уже тогда был признанным интеллектуалом: двумя годами ранее Бурдьё занимался подготовкой к публикации коллективной монографии «La Misere du monde» («Нищета мира»), в которой были собраны интервью и очерки о повседневных проявлениях неолиберальной политики.

Рядом с социологом в президиуме сидел Дидье Ле Рест, руководивший в то время региональным отделением ВКТ. Прежде чем начать своё выступление, Бурдьё обратился к профсоюзному лидеру: «Спасибо вам за то, что встряхнули нас, помогли нам проснуться». «Я пришёл сюда, чтобы выразить поддержку всем тем, кто вот уже три недели ведёт борьбу против разрушения нашей цивилизации», – такими словами начал свою речь социолог (подобно Сартру, выступавшему в Бийанкуре). Бурдьё не был оратором, голос у него был тихий и мало кто тогда знал, что на днях он похоронил мать. По словам профессора социологии Высшей нормальной школы, одного из ведущих авторов журнала «Savoir/Agir» Фредерика Лебарона, который в то время был молодым аспирантом, выступление Бурдьё «стало отражением нашей уверенности в том, что экономисты приобретают всё большее влияние в обществе». В своей книге Лебарон вспоминает о «“декабре” интеллектуалов» (1). «Сегодняшний кризис даёт исторический шанс не только Франции, но и тем людям, которые не хотят оказаться перед выбором либерализм или варварство (…) Число недовольных во всём мире растёт. Сегодня на кону стоит победа демократии над технократией», — произнёс тогда Бурьдё.

За эти о противопоставлении «народа» и развращённой «государственной знати», социолога обвинили в популизме. Сделать это было несложно, ведь в своём выступлении он подчеркнул, что не собирается никому льстить. «Можно отказаться от авторитарного технократизма, не впадая в популизм, на алтарь которого общественные движения прошлых лет приносили порой слишком большие жертвы», – предостерегал Бурдьё. «Вопреки канонической критике марксистского толка, которая в то время рассматривала неолиберализм только как инструмент в руках крупного капитала и работодателей, Бурдьё считал это явление скорее разновидностью повсеместного вмешательства государства», – комментирует социолог Кристиан Лаваль. Через несколько дней после собрания конфликт завершился. 15 декабря правительство отказалось от реформирования льготных режимов пенсионного обеспечения, настояв при этом на необходимости преобразований в Фонде социального страхования.

В тексте выступления Бурдьё, опубликованном 14 декабря газетами «Liberation» и «L’Humanite», можно было прочитать его рассуждения о «философе (…), с изумлением обнаружившем (…) пропасть между рациональным осмыслением мира (…) и истинными желаниями людей». Этот неназванный философ – Поль Рикёр, на которого теперь ссылается Эммануэль Макрон. Журнал «Esprit», известный своей давней дружбой с ФДКТ, 24 ноября 1995 года опубликовал «Призыв к коренному реформированию Фонда социального страхования», расценённый как поддержка плана Алена Жюппе. Вместе с Рикёром к этому призыву присоединился весь «левый второй фронт в поддержку реформ», объединившийся вокруг Пьера Розанваллона, Алена Турена, Жака Жюльара. Не остались в стороне Паскаль Брукнер и Ален Финкилькраут. Многие из тех, кто поставил тогда свои подписи под этим призывом, по-прежнему не ушли из политики и поддерживают режим Макрона.

Бурдьё выступал перед железнодорожниками как раз в тот момент, когда активизировались представители академической среды. 4 декабря появилось обращение преподавателей университета Париж-VIII Мишеля Рио-Сарсе, Дени Берже, Катрин Леви, Ива Бено и Анри Малера против этого призыва. «Мы не могли не отреагировать на призыв, опубликованный в журнале «Esprit»», – вспоминает Мишель Рио-Сарсе. Активизация лиц из окружения Бурдьё, привела к тому, что всего за неделю (при тогдашнем отсутствии социальных сетей) обращение подписали более двухсот известных деятелей, в числе которых были Даниэль Бенсаид, супруги Обрак, Жак Дерида, Анни Эрно, Пьер Видаль-Наке и Этьен Балибар.

После смерти Пьера Бурдьё (2002 год) издание «Le Monde diplomatique» опубликовало его статью, в которой он возвращается к событиям 1995 года и пишет: «…что касается общественного движения можно говорить о разумных шансах на успех, ведь … наступил тот самый кайрос, благоприятный момент. Когда мы вели эти разговоры в 1995 году, нас не хотели слушать и считали сумасшедшими. (…) Сейчас дела обстоят иначе. Почему? Потому что была проделана определённая работа (…) Те последствия либеральной политики, которые мы тогда представляли себе лишь умозрительно, теперь начинают проявляться». По мнению Бурдьё, «общественное движение в Европе может быть эффективным лишь в том случае, если в нём соединятся три силы: профсоюзы, общественность и учёные. Причём эти силы должны именно взаимодействовать друг с другом, а не двигаться параллельными путями». Эти слова актуальны и сегодня.

(1) Le « Décembre » des intellectuels français («Декабрь» французских интеллектуалов). Издательство «Raisons d’agir», 1998 Жюльен Дюваль, Кристоф Гобер, Фредерик Лебарон, Доминик Маршетти и Фабьен Пави.

Опубликовано 12/12/2019

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »