LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Высокоскоростной скандал по оптоволокну

В 2013 г. президент Франции объявил государственную кампанию по замене медного волокна для подключения в интернету – технологии 1970-х гг, - и переходу на оптоволокно. Однако развёртывание ускоренными темпами этой технологии сопровождается бесконтрольными субподрядами. Нелегалы, выплаты натурой, отсутствие образования – отрасль имеет много общего с Диким Западом – легендарным Far West.

«Чего я только не видел. Работников, которым платили зарплату натурой, а именно отделочным камнем. Незарегистрированных работников, которые жили вдесятером в одном доме. Техников, которые устанавливали электрические столбы вверх ногами, потому что были без образования и не понимали, что делают». Этьенн (1) совсем не новичок. Он уже опытный работник. Сначала был простым техником. Затем стал мастером, потом бригадиром. Он много лет работает в телекоммуникационной отрасли и знает её как свои пять пальцев. И тем не менее он всякий раз изумляется, когда знакомится с условиями, в которых во Франции прокладывается оптоволокно, для высокоскоростного интернета (2).

В попытках навести порядок на этом социальном Диком Западе Arcep (Управление по регулированию телекоммуникаций) попросил разных участников, главным образом телефонных операторов, разработать срочные меры. В начале июня председатель этого ведомства заявила о том, что «оптоволоконный проект сложно назвать успехом». Потому что налицо ненормально высокий уровнь поломок и неудачных подключений. В связи с этим Arcep предложило «профессионализировать» отрасль, сократив число субподрядчиков и больше их обучая.

Чтобы понять, как так случилось, нужно обратиться к устройству этой гигантской системы. Ведь широкая общественность не знает ничего или почти ничего об её работе. Дело в том, что заманчивые рекламы, расхваливающие скорость интернет-соединения – одна её сторона. А не привлекающие к себе внимания фигуры техников, склонившихся над техническими колодцами, или случайно встреченных в коридоре – совсем другая. Эти мимолётные встречи очень слабо отражают реальность. Это чаща, похожая на джунгли, в которой бьются 40 000 работников.

Идея технологического прорыва

Всё началось, как это часто бывает, с политических обещаний. В феврале 2013 г. президент Франсуа Олланд заявил о намерении подключить все французские домохозяйства к оптоволоконному кабелю. Это означает расстаться с медным волокном, технологией 1970 гг. Теперь страна должны войти в эру сверхбыстрого интернета, когда фильмы скачиваются за секунды, а объёмы данных зашкаливают.

Государство обставило этот план с большой помпой. Его кодовое название: план высокоскоростного подключения. Стоимость – 20 млрд евро с государственным и частным финансированием. Цель – подключение всех французских домохозяйств к скоростному интернету к 2025 г. на 80% через оптоволокно. На бумаге задача почти что выполнена. Так концу 2021 г. во Франции насчитывалось около 30 млн линий. Тогда как в конце 2015 г. их едва было 6 млн!

Субподрядчики на подхвате у субподрядчиков

Но за всё приходится платить. В том числе и за этот молниеносный рост. Государство очень высоко поставило планку перед телефонными операторами, предоставив им свободу в выборе способа претворения плана в жизнь. Конечно, эти операторы, подчиняясь логике финансовой рентабельности, предпочли при прокладке кабелей обратиться к субподрядчикам, создав им конкуренцию. «Изначально у Orange было три варианта, – рассказывает Себастьен Крозье из профсоюза CFE-CGC Orange (Французская конфедерация руководящего состава Orange). – Это интернализация, то есть внутренний найм людей для прокладки кабеля. Или же создание специализированных филиалов Orange. Наконец, субподряды. Дирекция выбрала последний вариант, посчитав его самым гибким из трёх. Поскольку правительство потребовало ускорения подключения, работа непременно должна была быстро интенсифицироваться, а потом пойти на спад».

Профсоюзный деятель подчёркивает логику «руководства стоимостью», которой пользуется оператор, с её набором отрицательных эффектов. Дело в том, что когда заказчик старается потратить как можно меньше денег, это вынуждает жадничать и субподрядчиков. «Операторы одержимы только одним – стоимостью прокладки кабеля, – подтверждает Этьенн. – Вся работа заключалась в уменьшении этой стоимости, иногда в три раза за несколько лет. Тарифы такие низкие, что субподрядчики нанимают других. И порой вы оказываетесь перед четырёхэтажной схемой субподряда».

Снижение стоимости труда в два раза

Отсюда и социальный демпинг, который разрушает основание пирамиды. Президент ассоциации «Франция – субподряд» и управляющая маленьким предприятием в области интернета Лайла Коста Перера считает, что спускаемые заказчиками тарифы так низки, что вынуждают работать в убыток. «В последнем заказе Orange от 2021 г. расценки были занижены в три раза, – уверяет она. – Прокладка кабеля по воздуху (между электрическими столбами – Прим. ред.) – это самая сложная услуга. При этом работники должны трудиться в паре, использовать подъёмник, иметь допуск к работе. Отныне эта услуга оценивается в 180 евро вместо прежних 300! Более того, они ввели штрафы. Поэтому сумма уменьшается, если работы длятся дольше оговоренного времени или если нужно продолжить на следующий день…». Для справки, Arcep оценивает этот вид прокладки кабеля в примерно 420 евро.

Существующие тарифы настолько низки, что от этого страдают стандарты качества. «Количество аварий говорит о провале плана, – объясняет Этьен. – Это выражается в количестве клиентов, которые не могут подключиться к кабелю по техническим причинам, связанным с плохим качеством сети. Во Франции число аварий достигает в среднем 25 %, а в некоторых зонах 55 %». Он перечисляет несколько часто встречающихся нарушений: «Некоторые столбы перегружены в виду несоблюдения инженерных норм. Уличные шкафы (необходимые для заведения кабелей в дома – Прим. ред.) установлены кое как, некоторые даже не заперты. Теоретически любой может влезть в них и отключить целый район».

Трудовой договор как повод для увольнения

Но технические проблемы – это лишь вершина айсберга. Дело в том, что недобросовестные субподрядчики не стесняются нарушать трудовой кодекс. В «Юманите» попало объёмное досье, переданное профсоюзом ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) в URSSAF (Союз взимания отчислений на социальное обеспечение и семейные пособия) в январе 2021 г. В нём идёт речь о субподрядчике SFR, работающего в агломерации Ренна (3). «В этой фирме работали около десяти человек. Все без договоров и по большей частью без документов, – указывает профсоюз. – Условия работы самые немыслимые: рабочая неделя с понедельника по субботу, с 8 до 19 часов с 15-минутным перерывом на обед. Разумеется, без соблюдения норм безопасности, без подходящих орудий труда. Ни насосов для очистки колодцев (по которым прокладывают кабель. — Прим. ред.). Редко — подъёмники для работы на столбах. В связи с этим —  работа с лестницы, что строго запрещено, и тому подобное». Банковские выписки показывает неравномерные переводы: то 300 евро в мае, то 554 в июне… По нашей информации, прокурор г. Бобиньи начал расследование.

Мы встретились с одним из упомянутых работников. 26-летний Мунтазир приехал со своего родного острова Маврикий в ноябре 2015 г. Поработав на разных стройках, он узнал от коллеги-земляка, что телекоммуникационные сети набирали персонал для прокладки оптоволокна. «Мы девять месяцев отработали на субподрядчика SFR, – рассказывает он. – Из пятнадцати работников, по большей части африканцев, только у двух или трёх имелись документы. Один из начальников посадил меня за руль грузовика, хотя у меня не было прав. «Нестрашно», — говорил тот. В первые шесть месяцев мы тянули кабель по воздуху. Забирались на столбы по лестнице, пока нас не снабдили положенным подъёмником. В Ренне мы жили вчетвером в квартире, снятой на имя начальника, но оплачиваемой из наших зарплат». Когда работники потребовали договоры, тон повысился: «Начальник нас тут же выгнал и закрыл контору… И уже в благотворительной столовой я познакомился с адвокатом, которая посоветовала обратиться в ВКТ».

Тщетные призывы профсоюзов

«Мы имеем все основания полагать, что подобного рода практика очень распространена в данной отрасли, – замечает Фабрис Жоли из ВКТ Fapt. — Это настоящая организованная мафия с рекрутёрами, которые поставляют сверхэксплуатируемую рабочую силу. Меня шокирует не факт субподряда, а его условия…»

Центральный аппарат профсоюза уверяет, что бил тревогу на самых верхах госуправления. Но пока не добился значимых результатов. «При первом сроке Макрона мы предупреждали правительство, — заверяет Паскаль Ле Лок из ВКТ Fapt. – Я вспоминаю наш разговор с Филиппом Мартинесом и Седриком О (бывшим госсекретарём по делам цифровизации – Прим. ред.). В ходе встречи мы рассказали о самых вопиющих нарушениях. Проблемы имеют системный характер и связаны с практикой субподрядов, которую операторы используют поочерёдно. Чтобы решать проблему недостаточно только предупредить контролирующие органы».

Таким образом, маловероятно, чтобы возмущение в Arcep, каким бы сильным оно ни было, было способно оздоровить отрасль. Ну только если операторы не решаться на революцию. Журналистами «Юманите» удалось поговорить с Марком Бланше, директором по технике и информационной системе Orange. Он признал, что «чрезвычайно быстрый рост деятельности мог вызвать нарушения в работе». Однако он уверил, что оператор ввёл «две важные меры» для улучшения ситуации. «С апреля наши субподрядчики могут нанимать не более одного субподрядчика, — сказал Бланше, — что гарантирует отсутствие дальнейших субподрядов. Кроме того, мы внимательно относимся к качеству работ. Поэтому все работники наших субподрядчиков должны обладать подтверждёнными навыками. Например, пройти обучение и получить соответствующие  сертификаты». Будущее покажет эффективность этих мер.

 (1) Имя было изменено.

(2) Оптоволокно – это кабель с пластиковой или стеклянной сердцевиной, по которому данные передаются в форме световых сигналов с очень высокой скоростью.

(3) SFR не ответило на запрос журналистов «Юманите».

L’Humanité, опубликовано 29/06/2022

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »