Наказан за то, что работаешь: легко ли быть доставщиком еды во Франции?

Скутер – основное рабочее средство доставщика еды. Оплата работникам платформ Deliveroo и Uber Eats идёт за проезженный километр в процессе выполнения заказа. Редко кто их них зарабатывает больше 800 евро, что намного ниже установленного во Франции МРОТ. А при любых сложностях работников просто отключают от платформы. При этом в разных городах страны власти запрещают передвижение на скутерах, а полиция штрафует курьеров за доставку еды после комендантского часа.
Наказан за то, что работаешь: легко ли быть доставщиком еды во Франции?

Наказан за то, что работаешь: легко ли быть доставщиком еды во Франции? Сначала герои повседневной жизни, затем персоны нон грата, нежелательные люди. Ввиду снижения доходов курьеры пересели с велосипедов на скутеры. Теперь ещё они всё чаще попадают под полицейские проверки. А муниципальные власти издают законы, препятствующие их работе.

Курьеры вне закона

Часто во время действия комендантского часа тишину пустынных улиц нарушают только они. И в дождь, ветер и мороз. Доставщики еды на скутерах разъезжали всегда. Но эпидемия коронавируса сделала особенно заметными и слышными их передвижения. И они стали вызывать недовольство как полицейских, так и жителей кварталов, жалующихся на рёв моторов. Им регулярно выписывают штрафы за несоблюдение комендантского часа или за отсутствие официального разрешения на использование транспортного средства с целью доставки товара. В Нанте городская администрация запретила использование скутеров с мощными моторами в центре города. Таким образом доставщики еды оказались вне закона. Поэтому им приходится нарушать его и платить штраф за штрафом, если хотят сохранить работу. В Туре и Гавре в связи с этим были запущены петиции.

А в Безансоне и в Бресте полицейские начали массово штрафовать доставщиков еды. «Над подобными мерами также задумались правые и некоторые депутаты-экологи в Париже. Конечно, рёв моторов нарушает покой местных жителей. Но не нужно обманываться. «Борьба идёт не за интересы граждан, —объясняет депутат-коммунист Парижского совета и доктор социологических наук Барбара Гом. – Штрафовать доставщиков еды – это значит наказывать работников, а не цифровые платформы. Те, наоборот, постоянно снижая тарифы, подталкивают садиться на скутер всё больше работников».         

Барбара Гом напоминает, что с августа власти Парижа решили повысить тарифы аренды столичных велосипедов Vélib’, чтобы их не использовали курьеры. «Но кто будет использовать эти тяжёлые и неудобные велосипеды? Только те, у кого нет выбора. Часто это люди без документов. Власти снова отыгрываются на самых незащищённых», – с сожалением отмечает она. 

Скутер VS велосипед

На сегодняшний день большинство доставщиков еды отказались от велосипедов в пользу скутеров. Тем самым они были вынуждены подчиниться требованию цифровых платформ. Ещё в 2019 году курьер на велосипеде мог зарабатывать МРОТ, выполняя около 15 доставок в день. Сегодня почти никому не удаётся зарабатывать больше 800 евро на цифровых платформах Deliveroo или Uber Eats. Зато на скутере курьер может выполнять до 30 и даже до 40 доставок в день. К тому же ездить на скутере физически проще, чем на велосипеде. Вдобавок это менее опасно, когда GPS цифровой платформы направляет его на автотрассу или дорогу с оживлённым движением.

На выбор в пользу скутеров влияет и политика тарификации. Сам факт заказа больше почти не приносит денег, время ожидания и возвращения от клиента не играют никакой роли. Отныне оплачивается только каждый километр дистанции по тарифу 80 евроцентов. Длинные расстояния на скутере стали единственным способом заработать немного больше денег. Хуже того, алгоритмы цифровых платформ построены на глупости и пренебрежительном отношении к людям. Иными словами, считается, что самыми эффективными работниками являются доставщики на скутере. Поэтому им и отдаётся предпочтение.    

Добежать до ресторана

«В Нанте 9 доставщиков из 10 сегодня перемещаются на скутере. Но рестораны в основном расположены в самом центре. Вдобавок иногда приходится развозить еду на расстояние более 10 километров и затем снова возвращаться за новым заказом в центр города», – объясняет генеральный секретарь входящего в состав ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) Профсоюза независимых курьеров департамента Атлантическая Луара (SCALA) Дамьен Жанниар. Когда запретили скутеры в центре города, люди стали парковать их на окраинах. Они бегут в рестораны и возвращаются оттуда, чтобы выполнять доставки.

«Многих отключают, так как алгоритм считает их слишком нерасторопными, и от клиентов и ресторанов поступают жалобы. Но если курьеры пренебрегают запретами, то рискуют нарваться на штраф в 135 евро. А это намного превышает их дневной заработок. Данная проблема неразрешима, а цифровые платформы делают вид, что её не существует», – возмущается активист профсоюза.

Чтобы соблюдать закон, надо сначала за это побороться

В Нанте доставщики еды на скутере стали проводить протестные акции с марта. Сначала они протестовали только против постановления городской администрации, которое не давало им работать. Но с подачи профсоюза SCALA люди стали требовать изменения их профессионального статуса. То есть, перехода в категорию наёмных работников. «Это в первую очередь относится к тем, кто остался без работы и не получил никаких компенсационных выплат. Если бы они были наёмными работниками, то поиском решения проблемы пришлось бы заняться работодателям. Они также вынуждены были бы предоставить курьерам электрические скутеры», – продолжает Дамьен Жанниар.        

Вдобавок курьерам нужно получать официальное разрешение на транспортировку товаров. Условием этого является двухнедельная платная стажировка, которая обходится в сумму от 600 до 2 500 евро. В конце стажировки сдаётся экзамен. В случае его успешной сдачи курьер получает право развозить еду на скутере. Но такого документа почти ни у кого нет. А цифровым платформам не хочется решать эту проблему под предлогом того, что эти курьеры – самозанятые. «Мы оказались в ситуации, когда у курьеров нет альтернативы. Как и в случае машины со статусом такси. Тем, кто хочет соблюдать все требования закона, никто не помогает».

При этом органы власти давно знают об этой проблеме. И крупные города не предпринимают никаких усилий по улучшению транспортной ситуации, чтобы помочь курьерам. Даже наоборот. Городские чиновники могли бы, например, установить специальные льготные тарифы по аренде велосипедов Vélib’ или Véligo для доставщиков еды. Ну а пока курьерам приходится работать вне закона. Такая позиция – верх цинизма», – подытоживает официальный представитель Объединения независимых курьеров цифровых платформ Жером Пимо.    

Наблюдение и штрафы – трудовая рутина 

В филиале компании по доставке еды Deliveroo в Сент-Уэне курьеры больше не имеют права приближаться к кухням. Поэтому на расстоянии в сотне метров от кухонь припарковано около 40 скутеров. Они занимают парковочные места на соседнем бульваре. Среди них единственный курьер на велосипеде выглядит белой вороной. Они обслуживают так называемые dark kitchens или «тёмные кухни». Это склады, переоборудованные под кухни, которые управляются ресторанами или брендами и готовят еду только на вынос.  Эти кухни занимаются доставкой в районе нескольких километров в Париже и многих пригородах, от Булонь-Бийанкура до Баньоле. В связи с этим использование скутеров стало для курьеров фактически обязательным условием. Но бесконечные перемещения по маленькой улочке, на которой находятся «тёмные кухни», превратили жизнь местных жителей в ад.

«Deliveroo, мэрия и полицейские сказали нам парковаться здесь», – рассказывает курьер Камель. Он сидит на своём скутере в ожидании заказа. «К тому же, они регулярно напоминают нам об этом и проверяют, как мы выполняем их требования. Смотри, а вот и они!», – замечает он и показывает пальцем на два полицейских фургона, неожиданно появившиеся на углу улицы. Машины медленно едут вдоль припарковавшихся курьеров. Все они в один голос говорят о том, что отношения с правоохранительными органами в последние месяцы ухудшились. По словам Камеля, его проверяют каждый вечер. «Начиная с 19.00 им нужно постоянно показывать мобильное приложение Deliveroo, чтобы доказать, что мы работаем в это время, и они придираются к любой мелочи, чтобы оштрафовать нас. И ровно с 22.01 факт доставки не имеет для них никакого значения – они сразу же выписывают штраф», – уверяет доставщик. Лично его уже штрафовали неоднократно.  

Слишком шумные герои      

«Местным жителям следовало бы сердиться на других, а не на нас. На тех, кто делает наши и без того плохие условия работы ещё хуже. А муниципальные органы власти издеваются над нами в своё удовольствие. Большинство курьеров живут не в Париже, а в пригородах. То есть, не там, где работают. Поэтому даже на выборах они не могут высказаться, потому что голосуют не в столице, – с сожалением замечает Жером Пимо. – Год назад, во время первого карантина, курьеров называли «героями повседневной жизни». Говорили, что они помогают выживать ресторанам. А теперь жалуются на производимый ими шут и наказывают».

Опубликовано 10/05/2021

На ту же тему

В память велосипедиста, коммуниста Робера Маршана
Школьная медсестра: кто спасёт профессию?
Фабьен Руссель призывает вернуть участковых полицейских
Ультраправый видео блогер разжигает в YouTube ненависть...