Французские курьеры продолжают борьбу. Они требуют разблокировки своих аккаунтов и справедливых условий труда. В Лионе, одном из многих городов, где в прошлую пятницу состоялись акции протеста, собрались велокурьеры онлайн-платформ Stuart, Deliveroo и Uber Eats. Четыре месяца назад они создали профсоюз ВКТ, что дало им новые возможности в отстаивании своих прав.
В пятницу в Лионе, как и во многих городах Франции, каторжники онлайн-платформ доставки еды провели протестные акции, чтобы защитить свои права. Они протестуют против незаконной блокировки своих аккаунтов.
«Курьеры Uber против незаконных мер!» Протестующие расправляют плечи и становятся всё решительнее прямо на глазах. Они больше не похожи на те безмолвные тени, которые можно увидеть на улицах больших городов днём и ночью. В эту пятницу в Лионе, как и во многих других городах Франции, по призыву профсоюза ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) собрались десятки велокурьеров, работающих на онлайн-платформы Stuart, Deliveroo и Uber Eats. Они выражали недовольство отношением к себе работодателей. «Наши условия работы и оплаты труда постоянно ухудшаются на протяжении нескольких лет. Мы также возражаем против стратегии абсолютной закрытости со стороны онлайн-платформ, которые не хотят вести переговоры с коллективом. Такая стратегия уже приводила к десятидневной забастовке курьеров в Лионе», – объясняет Людовик Риу, секретарь ВКТ Deliveroo и Uber Eats в Лионе.
Перед местным офисом Uber Eats, который находится в деловом районе Пар-Дьё, в униформе или красных жилетах с логотипом совсем нового профсоюза (он был создан четыре месяца назад) курьеры заявляют во весь голос о своём намерении встретиться с руководством онлайн-платформы. Но всё напрасно. «По словам представителей головного офиса Uber Eats, все руководители работают дистанционно», — усмехается Людовик Риу. Вряд ли с помощью этой уловки удастся надолго сдержать гнев этих крайне бесправных работников.
«Вот уже месяц как заблокирован мой аккаунт из-за того, что я не представил Uber Eats справку о доходах в URSSAF (Организация по созданию фондов социального страхования). Обычно этот документ в обязательном порядке требуется только в том случае если доходы превышают 5 000 евро в год, а это далеко не мой случай. Тем не менее, я сделал эту справку, но мой счёт так и не разблокировали. Это был мой единственный источник доходов после года безработицы. Чтобы выживать, мне приходится работать неофициально», – признаётся Элиас. Таких как он много.
«Одним из основных сегодняшних требований является разблокировка аккаунтов, потому что блокировать нас – все равно, что уволить. Но только в нашем случае мы не можем ничего делать, чтобы защитить себя», — возмущается Алан, курьер Uber Eats. До этого он работал в Deliveroo. «Я получил предупреждение, потому что упал с велосипеда и не смог доставить заказ. Они сказали мне, что если такая ситуация повторится, то они прекратят наше сотрудничество», – говорит молодой человек.
Часто происходят происшествия, последствия которых не принимаются во внимание онлайн-платформами. «Я два раза попадал в аварии, последняя из которых произошла в 2019 году, когда меня сбила сдававшая назад машина – водитель не увидел меня, и я сломал руку. В Uber говорят, что мы застрахованы, но это неправда – они мне так ничего и не заплатили!», – негодует Элиас. К этому следует добавить оплату поездок в размере «2-3 евро», требование иметь более 89 % положительных отзывов, и это при том, что из-за эпидемии коронавируса мы больше не доставляем заказы клиентов до двери, поэтому они недовольны и занижают нам оценку», – продолжает курьер.
Но самыми бесправными являются работники без документов – им приходится труднее всех. Незаконный иммигрант из Туниса Аймон уже три года работает с платформами Stuart, Deliveroo и Uber Eats. «Я плачу когда 600, когда 800 евро в месяц одному типу, чтобы он предоставил мне свой аккаунт, и делаю взносы в URSSAF со своих доходов. Чтобы заработать 1 200 евро в месяц, я вынужден работать без выходных с раннего утра до позднего вечера», – объясняет он. В руках со смартфоном с треснувшим экраном он развозит заказы, почти регулярно проезжая от 80 до 100 километров в день.
«Онлайн-платформам отлично известно, что если идёт снег или слишком сильный дождь, или дует слишком сильный ветер, то доставкой заказов занимаются только нелегалы – они просто используют нас», – возмущённо говорит молодой человек. «Чтобы работать и иметь крышу над головой, мы должны всю свою жизнь жить тайком от всех», – сожалеет он. Совсем недавно он вступил в ВКТ и надеется теперь, что борьба позволит ему теперь «почти как как в онлайн-приложении Frichti» получить необходимые для легализации документы. Делегат ВКТ Людовик Рио обещает ему свою помощь: «Сначала мы создали отделение ВКТ у курьеров, а потом будем добиваться процедурами переквалификации через суды. Работодатели боятся этого. Но у нас в арсенале ещё много других идей, чтобы изменить соотношение сил в нашу пользу».
Опубликовано 01/02/2021