Биржа труда не признаёт уволенных безработными

Центр занятости отказывает в получении социального пособия по безработице уволенным сотрудникам авиакомпаний British Airways и United Airlines.
Центр занятости отказывает в получении социального пособия по безработице уволенным сотрудникам авиакомпаний British Airways и United Airlines.

История о жертвах французской бюрократии: уволенные в результате мирового санитарного кризиса сотрудники British Airways и United Airlines не могут добиться статуса безработных и начать получать пособия. Биржи труда требуют документы, которых у уволенных нет, либо эти документы не на французском. Руководство биржи труда выпустило циркуляр об упрощённой процедуре подачи документов, однако на местах считают по другому.

Центр занятости отказывает в получении социального пособия по безработице уволенным сотрудникам авиакомпаний British Airways и United Airlines.

Их лишили работы и социальных прав. Во Франции сто сотрудников авиакомпании British Airways и восемьдесят сотрудников United Airlines оказались в эпицентре административного скандала. Пострадавший от кризиса в секторе авиаперевозок (английская авиакомпания уволила 12 000 человек, а американская – 16 000) международный персонал гражданской авиации (PNC) не может зарегистрироваться на бирже труда. «Мы лишились работы без каких бы то ни было предварительных уведомлений, а когда обратились за получением пособий по безработице, нам отказали, – объяснял бывший сотрудник British Airways 46-летний Майас во время состоявшейся на в начале декабря пресс-конференции. – Но мы всегда жили во Франции, платили здесь налоги и возвращались на нашу базу в Лондон. Нам говорят о существовании социальной Европы, но на деле она не работает».

От этих работников, живущих на два государства, бывшее Национальное агентство занятости (ANPE) требует справку по форме U1. Этот документ, необходимый для расчёта размера пособия по безработице в том случае, если люди работают не в стране своего проживания, предоставляется работодателем и таит в себе немало неприятных сюрпризов. «Я запросил его в сентябре и получил только в начале декабря, – продолжает Майас. – Указанная в нём заработная плата не соответствовала действительности. Почти у всех она отличалась от настоящей». Если Майас недавно всё-таки сумел разрешить ситуацию с помощью зарплатных ведомостей, то те, кому удаётся получить этот бесценный документ, не всегда добиваются успешного результата. Так случилось с коллегой Майаса Жилем. Изучив пресловутую справку U1 Жиля, сотрудники биржи труда решили, что тот получил необоснованно высокое выходное пособие при увольнении, с чем сам уволенный не согласен. И тогда безработному установили максимальный срок 150 дней, в течение которых он не имеет права получать никаких денег от государства…

По словам генерального секретаря отделения безработных профсоюза ВКТ («Всеобщая конфедерация труда») Пьера Гарнодье, наблюдающего за развитием конфликта, всех этих злоключений можно было бы избежать: «В одном из циркуляров говорится о том, этот документ не является обязательным. Ничто не мешает людям воспользоваться своими правами». Текст, датированный 30 октября, не оставляет места для сомнений: «Упрощённую процедуру подачи документов для лиц, ищущих работу, введённую во время первого карантина, не отменяли. Так что по закону можно обойтись без справки U1 (если получить необходимые документы не представляется возможным)».

В ожидании того момента, когда все рекомендации будут наконец выполняться, перспективы для косвенных жертв пандемии продолжают омрачаться. «Нас также исключили из списков Фонда первичного медицинского страхования (CPAM), – с горечью уточняет Натали, бывшая сотрудница авиакомпании United Airlines. – Нас считают чужаками, а мы только хотим добиться соблюдения наших законных прав». Безжалостно уволенные, иногда буквально на следующий день после уведомления, все работники требуют предоставления доступа к договору о профессиональной безопасности (CSP).

Во Франции работники, уволенные по экономическим причинам, могут воспользоваться этой возможностью, гарантирующей 75 % зарплаты до вычета налогов в течение первого года вместо 57 % пособия по возвращению на работу (ARE), а также оказание финансовой поддержки при переквалификации. Для уволенных сотрудников авиаотрасли, которым в среднем около пятидесяти лет, проблема переквалификации имеет важнейшее значение. Беатрис, проработавшая бортпроводником американского авиагиганта не один десяток лет, не видит для себя другого выхода. «Мне 56 лет. Что я буду делать до пенсии? В настоящий момент нас просто бросили на произвол судьбы», – жалуется эта жительница Марселя.

В прошлом персонал гражданской авиации уже соглашался идти на компромиссы. Когда в 2006 году United Airlines закрыл свою базу в Париже и перевёл её во Франкфурт-на-Майне, работникам пришлось смириться с перелётами туда и обратно за свой счёт, чтобы сохранить свои места. Для воспитывающей дочь матери-одиночки Фабьен проблемы, связанные с получением пособия по безработице, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения: «Я не получала денег с октября и не знаю, что делать дальше. На бирже труда мне сначала сказали, что не хватает справки с места жительства, а потом, что они не понимают немецкие зарплатные ведомости. Такое ощущение, что нас просто выбросили на улицу. Девять лет назад я купила дом и ещё не погасила кредит. Мне 49 лет, из которых 29 лет я проработала в авиакомпании. Я не умею делать ничего другого». Для бывших сотрудников British Airways стрелки часов бегут всё быстрее. Приближающийся Брекзит может сделать возвращение законных прав невозможным уже после 31 декабря.

В то время как бывшее ANPE продолжало сокращать количество консультантов и отказывалось заниматься безработными, сложный вопрос с международными работниками требовал срочного принятия решений. Но во Франции ситуация доходила до кафкианского абсурда: в разных частях страны проблему понимали по-разному и поэтому давали разные ответы, приближая таким образом обрушившуюся на нас социальную катастрофу. «Мы снова обратились к советнику министра труда Элизабет Борн, уверенной, что эта история благополучно завершилась! Хотя биржа труда любой ценой стремится этого избежать, ей всё же придётся решать проблему нашего коллектива. Мы потребовали встречи с генеральной дирекцией», – уточняет Пьер Гарнодье. Журналисты L’Humanité связались с представителями биржи труда и услышали следующее: «Администрация полностью осознаёт трудности, с которыми столкнулись оставшиеся без работы люди при получении справки U1 (…) Инструкции по выдаче справки, действовавшие во время первого карантина, не утратили свою силу и сейчас. Отсутствие справки U1 не является препятствием для получения социального пособия». Если проблема не решится в ближайшее время, бывшие сотрудники авиакомпаний планируют обратиться сначала к медиатору, а потом в административный суд.

Опубликовано 16/12/2020

На ту же тему

Забытые Минздравом протестуют
Антироссийская паранойя Евросоюза
От субподряда к официальному оформлению
Уклонения от уплаты налогов: международная актуальность