LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Скандал с нехваткой вакцин или что могла бы сделать Sanofi

В ходе кампаний по вакцинации по всему миру встала угроза нехватки вакцин. В связи с этим с особой остротой встаёт вопрос об объединении общих усилий. Принять самое активное участие в этом могла бы фармацевтическая компания Sanofi. Но для этого нехватает политической воли со стороны правительства.

В мире не хватает мощностей для производства вакцин. Компании-разработчики на ажиотажный спрос реагируют взвинчиванием цен, а богатые государства стремятся достать препарат первыми – ценой не только переплаты, но и подрыва европейской солидарности.

Однако решение этой проблемы есть, и оно лежит в политической плоскости. Так, французская корпорация Sanofi является одной из крупнейших фармацевтических компаний мира. Разработка собственной вакцины у неё запаздывает, однако по утверждению профсоюзов, она уже сегодня могла бы начать производство имеющихся на простаивающих мощностях. Этот же подход легко можно применить по всему миру. Но что скажут на это могущественные представители Биг Фармы?

В ходе кампаний по вакцинации по всему миру встала угроза нехватки вакцин. В связи с этим с особой остротой встаёт вопрос об объединении общих усилий. Принять самое активное участие в этом могла бы фармацевтическая компания Sanofi. Но для этого нехватает политической воли со стороны правительства.

Все ещё помнят, как Эммануэль Макрон прошлой весной, во время первой волны пандемии коронавируса, потрясал оружием: «Мы находимся в состоянии войны». Образ, выбранный президентом, и тогда был далеко не самым радужным, но сегодня он приобретает ещё более зловещее значение: французы – разумеется, как и жители многих других стран – переживают фазу строгих ограничений. Вакцины от Covid-19 существуют: они были разработаны благодаря исследовательской работе, проводившейся в государственных лабораториях на протяжении нескольких десятилетий, и огромным государственным средствам, выделяемым на развитие науки, клинические испытания, логистику и т. д. Они существуют, но фармацевтические компании, в частности, Moderna или BioNTech, выигравшие гонку на опережение, фактически оказались неспособны производить их в соответствии с мировыми потребностями.    

Поэтому отовсюду поступают сигналы о нехватке вакцин, и таких сигналов становится всё больше и больше… Расчёты необходимого количества доз имеют крайне запутанный и противоречивый характер. Или напоминают методы гадания на кофейной гуще, в связи с чем второй этап вакцинации окладывается в долгий ящик. Так, например, в Великобритании интервал между двумя вакцинациями был увеличен наугад, без клинических испытаний, с 3-4 недель до 3 месяцев. В Европейском союзе регулирующие инстанции разрешают, с подачи Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), переносить вторую вакцинацию на срок до 6 недель, чтобы быстрее вакцинировать немного больше людей. Самым недавним по времени свидетельством этого серьёзного кризиса стратегии вакцинации стало то, что, согласно информации радиостанции France Inter, 13 января AP-HP (объединение государственных больниц Парижа) приняло решение о резком сокращении количества вакцинируемых среди своих медработников, чтобы «перенаправить» запасы вакцин гражданам старше 75 лет.       

Ввиду структурного недопроизводства имеют место проявления самых аморальных шкурных интересов. Германия нарушила европейские соглашения, касающиеся общих закупок вакцин, сделав прямой заказ 30 миллионов доз Pfizer-BioNTech за свой собственный счёт. Компания Moderna играет на повышение ставок: по сведениям анонимных источников агентства Reuters, в то время как Европейский союз пытается договориться о втором заказе вакцин, американская фармацевтическая компания собирается увеличить цену доз в два раза. На рынке они уже и сейчас считаются самыми дорогими. 

В этих условиях с особой остротой встаёт вопрос незадействованных по всему миру производственных цепочек, заброшенных государствами на радость Big Pharma. «Тремя самыми крупными производителями вакцин в мире являются Sanofi, Merck и GSK, – отмечает Заин Ризви, активист американской неправительственной организации Public Citizen, специализирующийся на проблемах доступа к медикаментам. – Тот факт, что они не вкладываются в увеличение производства вакцин при такой пандемии, представляет собой огромный политический провал».    

В середине декабря собственники биотехнологической компании CureVac, вакцина которой на основе мРНК может быть официально зарегистрирована в течение ближайших месяцев, вызвали переполох, призвав к приостановке обязательной сертификации вакцин во время пандемии. «Мы нужны друг в другу, – заявил основатель компании Ингмар Хёрр в интервью немецким журналистам. – Работы хватит для всех…».     

В США администрация уходящего Трампа умоляет компанию Pfizer, рассмотреть возможность объединения с другим фармацевтическим гигантом – Merck, чтобы увеличить производство… Впрочем, никакие рычаги давления не используются. Во Франции происходит приблизительно то же самое – правительство действует крайне осторожно. Продолжая хвастаться тем, что оно играет определённую роль в производстве имеющихся в обороте вакцин (два завода субподрядчиков на территории Франции, финансируемых в рамках плана восстановления экономики, будут участвовать в течение ближайших месяцев в расфасовке вакцин: Recipharm для Moderna, и Delpharm для Pfizer-BioNTech), правительство создало небольшой символичный прецедент.    

Министр промышленности Аньес Панье-Рюнаше только что запустила пробный шар в лагерь самой крупной французской фармацевтической компании Sanofi, которая очень сильно отстаёт в разработке своей собственной вакцины, хотя имеет гораздо более серьёзную инфраструктуру и производственные возможности, чем другие компании. «Sanofi в настоящее время изучает вопрос, как помочь производству вакцин, включая те вакцины, в разработке которых она не принимала участия, – заявила она на прошлой неделе в эфире радиостанции Europe 1. – Если технически это возможно, то нужно делать выбор в пользу эффективности… Мы работаем над этим». Накануне французская компания подтвердила, что такая возможность рассматривается. «По причине проведения в данный момент ряда исследований некоторые наши производственные линии временно не задействованы на полную мощность, – витиевато сообщил официальный представитель компании. – Мы рассматриваем все предложения, и оцениваем техническую возможность обеспечить некоторые этапы производства, чтобы помочь другим производителям в выпуске вакцин от Covid-19».  

Подтверждает некоторую суету в Sanofi и отделение профсоюза ВКТ (Всеобщая конфедерация труда). Совсем недавно представители профсоюзной организации в коммюнике призвали компанию предоставить все имеющиеся у неё производственные мощности, чтобы обеспечить вакцинами жителей всех стран мира. «Мы знаем, что сейчас идёт процесс принятия решения, – говорит координатор ВКТ в  Sanofi Фабьен Малле. – Оно ещё не принято, но коллеги сообщают нам, что им задают странные вопросы…». По сути, активист профсоюза требует покончить с рыночной логикой. «Нужно отказаться от войны всех со всеми – от конкуренции. Мы переживаем мировую пандемию, и нельзя ожидать, когда бизнесмены соизволят выпустить достаточно доз для всей планеты. Если говорить конкретно, то, чтобы Sanofi могла внести свой вклад в производство в качестве изготовителя вакцины Moderna или BioNTech, или, что ещё проще, AstraZeneca, которая использует отлично известную нам технологию. Нам достаточно ознакомиться с самим технологическим процессом и планом производства. Мы могли бы очень быстро подготовиться и наладить выпуск вакцин в сроки не более 3-6 месяцев… Даже если речь идёт не о полном цикле производства вакцины от начала и до конца, а только о некоторых этапах, уже можно было бы выиграть драгоценное время. Конечно, статус субподрядчика унизил бы компанию, но в условиях пандемии лучше не ссориться из-за мелочей!».      

На самом деле, европейские государства – и Франция в первых рядах – вероятно, обладают средствами для навязывания альтернативного режима производства вакцин от Covid-19. Не обязательно впадать в крайности и доходить до необходимости пересматривать систему сертификации, как предложила ЮАР Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – они могут использовать существующие законодательные рамки со всеми соответствующими ограничениями. Но на этой стадии государствам не хватает политической воли приструнить Big Pharma. Например, с марта 2020 года Германия получила право, позволяющее ей в случае санитарно-эпидемиологической необходимости использовать даже экспроприацию. 

После принятия закона о чрезвычайном санитарном положении у Франции тоже есть различные козыри для ремонта дефектной частной системы: так, она располагает возможностью «принимать любые меры, позволяющие предоставлять пациентам необходимые медикаменты, чтобы не допустить санитарной катастрофы». Она также может прибегнуть к «реквизиции имущества или гражданской мобилизации». Ещё один координатор ВКТ в Sanofi Жан-Луи Пейран настаивает: «Если нас не обеспечат вакцинами должным образом из-за слишком высоких цен или недостаточного количества, если Moderna или Pfizer откажутся передать свои патенты, то Франция может воспользоваться правом государственной лицензии, позволяющее их обойти. Если Sanofi не захочет предоставить свою инфраструктуру в распоряжение государства, то Франция может её реквизировать. В нашем распоряжении имеются все необходимые инструменты – остаётся только иметь смелость их использовать и выйти из гонки повышения цен на рынке, чтобы перейти к гонке наращивания производства». Ну что же, на войне как на войне – принимаете ли вы вызов, господин Макрон?

Жюльетт Баро, Тома Лемайё

Опубликовано  15/01/2021

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »