Макрон образца 2021 года: возвращение на круги своя

В последний полный год пятилетнего президентского срока Макрона, 2021 год, по его словам, все должно вернуться к «норме». То есть, снова разработанные правыми антисоциальные реформы и подготовка его переизбрания на пост главы государства в 2022 году.
В последний полный год пятилетнего президентского срока Макрона, 2021 год, по его словам, все должно вернуться к «норме». То есть, снова разработанные правыми антисоциальные реформы и подготовка его переизбрания на пост главы государства в 2022 году.

Мир после пандемии, во всяком случае во Франции, будет выглядеть так же, как и до неё. Антисоциальные реформы, вызвавшие широкий протест во Франции, снова обсуждаются, к ним добавились новые, которые собираются провести под шумок санитарного кризиса и террористической угрозы. При этом Эммануэль Макрон явно готовится к тому, чтобы быть переизбранным в 2022 г., хотя и говорит, что осознаёт факт снижения его рейтингов из-за непопулярных решений во время пандемии. 

В последний полный год пятилетнего президентского срока Макрона, 2021 год, по его словам, все должно вернуться к «норме». То есть, снова разработанные правыми антисоциальные реформы и подготовка его переизбрания на пост главы государства в 2022 году.

Верить в «мир после» Макрона также нелегко, как и в Деда Мороза. Если посмотреть на календарь реформ, запланированных на 2021 год, то очень велика вероятность того, что всё будет идти в том же направлении, что и раньше. Конечно, намечен референдум по включению в конституцию статьи о защите климата, хотя очень сложно прогнозировать, чем конкретно обернётся этот президентский плебисцит, который должен состояться менее чем за год до выборов. Но во всём остальном Эммануэль Макрон рассчитывает вернуться к своим прежним делам. «Весна 2021 года» – вот горизонт, обозначенный президентом во время его новогодних поздравлений, адресованных французам. Считается, что в последующий за этим горизонтом период во Франции уже будет сняты ограничения, связанные с нынешней эпидемией. Затем страна перейдёт к поиску «решений того, чтобы будущее поколение не расплачивалось за ошибки родителей (долг Covid)».

Жёсткие меры экономии и пресловутая «гибкость»: ничего нового – всё те же неолиберальные россказни. На социальном фронте исполнительная власть планирует вернуться к реформе страхования по безработице и, возможно, к пенсионной реформе. Но исполнительная власть намеревается размести в пух и прах не только социальную модель. Регионам предстоит познать все прелести закона «4Д», разрушающего единую и неделимую Республику за счёт масштабного внедрения принципа «территориальной дифференциации».

Президент закатывает глаза к небу и говорит, что связанные с пандемией непопулярные решения, которые он вынужден был принимать, могут помешать ему «быть кандидатом». На самом деле он так не считает и вполне уже проводит предвыборную кампанию по своему переизбранию. Для этого от него потребуется демонстрация могущества центральной власти, способной поддержать порядок. Вот этим и объясняется появление законопроекта по «укреплению республиканских принципов». Эммануэль Макрон рассчитывает таким образом продолжить свою серию законов, направленных на усиление безопасности в духе Николя Саркози. В настоящее время судьба законопроекта о «глобальной безопасности» находится в руках правых сенаторов: сторонники Макрона так и не отказались от своего намерения принять этот закон и ждут возобновления работы Национальной ассамблеи, чтобы продолжать закручивать гайки свободе. Впереди у них ещё будет много интересного.

1. Всеобщая безопасность – девиз второй половины президентского срока.

Политический, а затем и институциональный кризис, массовые протесты по всей Франции, разброд и шатания в рядах большинства – законопроект о «глобальной безопасности» стал сериалом конца года. С начала 2021-го года начнётся его второй сезон, и он обещает быть таким же пагубным для свободы. Национальная ассамблея приняла этот законопроект в первом чтении, а Сенат рассмотрит его в рамках работы комиссии в конце января. Затем с начала марта состоится обсуждению на заседании Сената. Правое крыло, составляющее там большинство, полностью согласно с тем, что нужно лучше защищать полицейских. Но, по словам содокладчика законопроекта из партии «Республиканцы» (LR), рассчитывает «упорядочить форму и метод изложения текста закона». Иначе говоря, сенаторы собираются доработать законопроект ещё до того, как Сенат вернёт его в Национальную ассамблею на новое рассмотрение. Эта доработка будет прежде всего касаться ст. 24, ограничивающей возможности снимать на фото- и видеокамеры полицейских и жандармов. Правые рассчитывают объединить эту статью с правовым инструментарием, который предполагает законопроект об «укреплении республиканских принципов». Собираясь восстановить контроль над ситуацией, сторонники Макрона также пообещали поработать над новой редакцией той же 24-й ст. В этом законопроекте, который вызвал множество вопросов даже со стороны ООН, предусматривается масштабное применение дронов, выдача на аутсорсинг некоторых функций полиции и расширение полномочий муниципальных полицейских.

В конце января также состоится заседание совета по вопросам безопасности под эгидой Министерства внутренних дел. С помощью него собираются снять напряжение между профсоюзами полиции и правительством, после того как Макрон с неохотой признал существование «полицейского насилия». Заседание, цель которого заключается в том, чтобы реформировать полицию и «улучшения условия работы» в ней, а также наладить диалог полиции с обществом, предположительно должен возглавить министр внутренних дел Жеральд Дарманен.

2. Безработица и пенсии: вы думали, что всё позади?

В 2020 году возрос уровень бедности и нестабильности. В 2021 году социальное положение самых незащищённых ещё ухудшится! Среди реформ, отложенных в дальний угол из-за кризиса и более актуальных законопроектов, правительство в первую очередь хочет заняться «трансформацией социальной модели» – за год до наступления выборов. Скорее всего, снова будут обсуждать пенсионную реформе, ставшую возможной после того, как силовым решением 29 февраля прошлого года, как раз накануне эпидемии Covid-19, прибегли к ст.49-3, которая может позволить ввести законопроект в обход парламента. Из-за санитарного кризиса её отложили, но не отказались. По мнению Брюно Ле Мэра, она является «абсолютно приоритетной». А вот министр труда Элизабет Борн скорее отдаёт предпочтение «защите рабочих мест». Так она называет свою реформу страхования по безработице, основная цель которой состоит в том, чтобы сэкономить 2,4 миллиарда евро за счёт людей, оставшихся без работы. Как уверяют представители исполнительной власти, реформа, разработанная в ноябре 2019-го года и изменённая в 2020-ом году, несмотря на возражения профсоюзов, полностью вступит в силу с 1 апреля 2021-го года. Число безработных резко растёт. Зато способ расчёта выплачиваемых им пособий изменится. Правда правительству теперь противостоит Государственный совет, выразивший сомнения в целесообразности этой реформы. В исследовании, опубликованном 6 ноября, Национальный союз по занятости в промышленности и торговле (Unedic) как орган паритетного управления по вопросам в области страхования по безработице, прогнозирует, что если эти меры будут приняты, то без пособий могут остаться 1,2 миллиона человек.

Масштабная реформа запланирована также в сфере здравоохранения. 9 декабря, несмотря на отрицательное заключение со стороны ВКТ (Всеобщая конфедерация труда), профсоюзы и работодатели в этой сфере подписали национальное межпрофессиональное соглашение (ANI). В 2021-ом году за ним последует законопроект, но от него не ожидают реальной пользы работникам – особенно в области учёта психосоциальных или профессиональных рисков. В то же время есть риск, что медицину труда постепенно могут передать в ведение муниципальной медицины, и уменьшить таким образом ответственность работодателей. Наконец, может быть пересмотрен статус «работников онлайн-платформ» (типа Uber): правительство планирует разработать систему их социальной защиты, которая на сегодняшний день почти не существует.

3. Горячая тема «сепаратизма».

Закон «О сепаратизме», анонсированный 2 октября в выступлении президента в Мюро, в итоге был представлен 9 декабря. Но произошедшее 16 октября убийство террористом учителя Самюэля Пати существенно изменило политический климат в стране, как и текст законопроекта по «об укреплении республиканских принципов». В результате социальная составляющая законопроекта была отложена до начала года. Он вводит новы репрессивный арсенал, позволяющий главе государства позиционировать себя в качестве гаранта «республиканского порядка», изменяя своими действиями смысл этого выражения. Но в тексте закона не объясняются в такие тонкости. После запланированного на февраль 2021-го года рассмотрения в парламенте, он предполагает, прежде всего, усиление контроля за ассоциациями, а получение любого гранта должно быть осуществлено в рамках «обязательства ассоциации соблюдать принципы и ценности Республики». В основном, у государства будет право легче распускать ассоциации с помощью префектов. В тексте будут изменения в отношении правил закона 1901, чтобы привязать мусульманские ассоциации к правовому режиму закона 1905, который регулирует отношения между религией и государством. В ст. 4 и 5 проекта также просматривается тенденция сформулировать новое понятие правонарушения. Сделано это с целью государственных служащих от «угроз, насилия или запугивания». Но вызывает опасение сама формулировка, которую можно трактовать таким образом, что создастся возможность злоупотребить этими статьями. Этот закон находится в области любимого конька сторонников Макроне: борьба с «ненавистью в Интернете». Об этом уже шла речь в законопроекте Avia, отклонённом Конституционным советом. Помимо всего прочего, закон затрагивает вопрос об обучении на дому, вводы новые запретительные меры: посещение школы станет обязательным, за исключением ограничений в связи с особыми случаями.

4. «Big bang» в региональной политике: закон «4Д».

Каждому новому президенту – свой «территориальный big bang». Хотя Макрон не считает, что проводит в этой области «масштабные институциональные реформы», у него в планах стоят радикальные нововведения в сфере местных органов самоуправления. Законопроект «4Д» («децентрализация», «дифференциация», «деконцентрация» и «декомплексификация») будет рассмотрен в конце января-начале февраля в Совете министров и попадёт на парламентские обсуждения весной. Если говорить конкретно, то «этим новым актом децентрализации» президент хочет примирить центральное государство и местных депутатов, отношения с которыми в последние годы серьёзно ухудшились. Он хочет передать в их компетенцию некоторые функции, но, прежде всего, дать им возможность проводить эксперименты на местном уровне в рамках «реализации принципа территориальной дифференциации». В этом случае им могут быть предоставлены полномочия, обычно закреплённые за другими властными органами.

«Основная идея заключается в том, что, чтобы скрепить страну. И это нужно делать в ручном режиме, с учётом к особенностей каждого региона», – объясняет министр управления территориями и связями с территориальными сообществами Жаклин Гуро. Глава коммунистической фракции в Сенате Элиан Ассасси усматривает в этом скорее путь для «эволюции Республики в сторону федерализма, в этом случае страна больше не будет единой и неделимой. Этот либеральный принцип усилит неравенство между территориями, поставив самые богатые из них в более привилегированное положение – расширить свои функции смогут только они».

Так, начиная с 2023 года регионы по своей собственной воле могут получить право управления национальными дорогами. Государство также собирается передать 1 200 километров дорог властям департаментам. Между тем, Жаклин Гуро объявила о «децентрализации управления аэропортами с последующей передачей их региональным властям». Исключения составляют аэропорты государственного или международного значения. Также будут переданы регионам сети природных комплексов Natura 2000. Другое изменение относится к региональным агентствам здравоохранения, деятельность которых во время пандемии сильно критиковалась. В результате реорганизации сотрудники этих агентств займут треть кресел в административных советах. Департаменты также смогут проводить эксперименты по возвращению к централизованному процессу управления пособиями по безработице RSA.

5. Закончится ли чрезвычайное санитарное положение?

Срок действия статей закона от 23 марта 2020 года, и введение с 17 октября прошлого года второй волны карантина в стране должен закончиться 1 апреля 2021 года. Напомним, что это тот исключительный механизм позволяет правительству ограничивать основные свободы передвижения, проведения митингов, демонстраций и собраний, а также свободу предпринимательства. Тем не менее, правительство собирается рассмотреть до начала лета законопроект, предоставляющий право введения «продолжительного чрезвычайного санитарного положения». «Речь идёт не о том, чтобы включить этот закон в общее право», – защищаются представители партии «Вперёд, Республика!» (LaREM). Просто надо сделать это понятие устойчивым и иметь возможность быстро применить его в случае нового санитарного кризиса». Разумеется, большинство депутатов говорит, что не хочет ограничивать общественные свободы постоянно. Но фактически всё делается для того, чтобы это можно было сделать легко и быстро.

Сиприан Каддео, Флоран Ле Дю, Эмилио Месле, Бенжамен Кёниг

Опубликовано 04/01/2021

На ту же тему

Хитрые планы увольнений в компании IBM
Свободы граждан в железной перчатке Макроновского режима
Китайский способ приструнить интернет-гигантов
Открытие архивов и обещание, не выполненное Эммануэлем...