Борьба с юберизацией: знаковая победа трудящихся

Велокурьеры компании Uber Eats в Сент-Этьене добились от руководства обязательств вознаграждения за труд. Не исключено, что этому примеру последуют их коллеги в других городах Франции.
Велокурьеры компании Uber Eats в Сент-Этьене добились от руководства обязательств вознаграждения за труд. Не исключено, что этому примеру последуют их коллеги в других городах Франции.

Забастовки велокурьеров во французском Сент-Этьене закончились победой. Гарантированная минимальная зарплата в отдельные часы и возвращение доплат за работу в дождь не только укрепили доходы курьеров, но и стали важным шагом к мобилизации курьеров в масштабах страны.

Залогом победы стало единство: в двух забастовках участвовали 90% всех курьеров, работающих через интернет-платформу Uber Eats. Теперь они собираются развивать свой успех и бороться за улучшение положения трудящихся и дальше.

Велокурьеры компании Uber Eats в Сент-Этьене добились от руководства обязательств вознаграждения за труд. Не исключено, что этому примеру последуют их коллеги в других городах Франции.

Свершилось, первый шаг сделан. В городе Сент-Этьене департамента Луара велокурьеры, принимающие заказы через интернет-платформу Uber Eats, добились установления гарантированной минимальной зарплаты по итогам двух забастовок, проведённых в декабре и ставших объектом пристального внимания. Теперь они будут получать не менее 10 евро в час в период с 11.30 до 13.30 и не менее 12 евро в час – в интервале от 19 до 21 часа. Для того чтобы претендовать на такую выплату, курьер должен выполнить обязательный минимум – два заказа в час. «Мы провели две крупных забастовки – в воскресенье, 13 декабря, и в следующую пятницу, – рассказывает Пьер, представитель курьеров. – Оба раза в акциях участвовали почти 90 % от общего количества работников (200 человек). Мы действовали просто: не доставляли заказы ресторанов в Сент-Этьене клиентам, работа Uber и Deliveroo была полностью парализована».

Тридцатилетний Пьер не состоит в профсоюзе и вовсе не является профессиональным борцом за общественное благо. «Всё получилось как-то само собой, – продолжает он. – В разговорах друг с другом мы осознали, что теряем очень большие деньги. Тогда мы решили создать группу в WhatsApp и объединиться».

Руководство Uber Eats не стало тянуть с переговорами, опасаясь, вероятно, что забастовка приобретёт серьёзный размах… Впрочем, именно это и было нужно курьерам: «Наша победа доказывает ещё раз, что соотношение сил – важнейший фактор, – подытожил Жером Пимо, один из основателей ассоциации независимых курьеров Clap. – Пример наших коллег из Сент-Этьена может вдохновить и других людей, работающих на этой интернет-платформе в разных городах Франции. Раньше гарантированный почасовой минимум уже существовал, но тогда его предлагали сами платформы, чтобы привлечь рабочую силу. А на этот раз именно борьба вынудила руководство к переговорам».

Курьерам в Сент-Этьене удалось добиться восстановления доплат за работу в дождливую погоду за счёт увеличения стоимости доставки, но останавливаться на этом они не намерены: «Того, чего мы достигли, явно недостаточно, – пояснил в беседе с корреспондентом агентства AFP курьер по имени Жюниор. – Нам нужна гарантированная минимальная оплата и в другое время суток, когда мы работаем. После праздников акции протеста продолжатся».

Курьеры в Сент-Этьене требуют и других нововведений, в частности, полной отмены рейтинговой системы, которую они считают фактором дискриминации. Сегодня, если показатель «удовлетворённости» курьером падает ниже 85 %, приговор ему следует незамедлительно: «В таком случае нас навсегда отключают от системы, и мы уже не можем работать на Uber Eats, – говорит Пьер. – Но вся проблема состоит в том, что особенно охотно ставят оценки именно недовольные клиенты! Компания Deliveroo обходится без рейтинговой системы, и это не мешает ей работать».

Стоит ли говорить, что поводов для недовольства хватает, и вполне возможно, что в ближайшие месяцы конфликтов станет ещё больше. «Мы хотим добиться коллективных гарантий для всех, кто трудится через интернет-платформы, – поясняет Людовик Риу, активист ВКТ в компаниях Uber Eats-Deliveroo в Лионе. – И уже совсем скоро у нас будет возможность мобилизовать людей». В апреле наступающего года правительство планирует издать указы, чтобы создать законодательную базу, определяющую условия труда и статус тех, кто работает на интернет-платформах».

Опубликовано 29/12/2020

На ту же тему

Хитрые планы увольнений в компании IBM
Свободы граждан в железной перчатке Макроновского режима
Китайский способ приструнить интернет-гигантов
Открытие архивов и обещание, не выполненное Эммануэлем...