США: Афера на 30 миллиардов долларов

Проект создания грузового электромобиля, названного «тяжеловесной Теslа», на поверку оказался масштабным мошенничеством. Ведь его руководитель так и не выполнил своих обещаний.
Проект создания грузового электромобиля, названного «тяжеловесной Теslа», на поверку оказался масштабным мошенничеством. Ведь его руководитель так и не выполнил своих обещаний.

Nikola One – большегрузный автомобиль на водородном аккумуляторе, должен был ехать без подзарядки 1 000 км, а заряжаться всего за 15 минут. Нулевой выброс СО2, революционная конструкция, технологическая инновация… И вот наконец появились кадры работающего прототипа: тихо шурша шинами грузовик скользит по дороге… скатываясь под собственным весом с горы, куда до того был завезён буксиром! Прорывные супер-технологии оказались очередным очковтирательством.

Биржевая стоимость стартапа к тому моменту уже достигла $30 млрд, а 11% акций компании за $2 млрд купила General Motors, которой и предстоит теперь расхлёбывать эту кашу.

Проект создания грузового электромобиля, названного «тяжеловесной Теslа», на поверку оказался масштабным мошенничеством. Ведь его руководитель так и не выполнил своих обещаний.

Видеокадры выглядели впечатляюще. Ультрасовременный белоснежный грузовик вытянутой формы марки Nikola One бесшумно преодолевал километры дороги. Он был представлен как функциональный прототип большегрузного автомобиля с водородным аккумулятором, который заряжается за 15 минут и способен проехать без подзарядки свыше 1 000 км. Однако исследование, проведённое Институтом Гинденбурга, показало, что на самом деле красавец-грузовик на видеозаписи «был доставлен перед съёмкой на вершину холма буксиром, а затем снят в тот момент, когда съезжал вниз по склону по пустой дороге» на нейтральной передаче. Авторам доклада даже удалось воспроизвести этот процесс.

Фальшивая модель.

Основанная в 2015 году Трэвором Милтоном американская компания устремилась вслед за Tesla, вдохновлённая её головокружительным взлётом и интересом биржевых игроков к стартапам и альтернативным источникам энергии. Nikola Corporation обещала разработать грузовики и пикапы на электрических аккумуляторах или водородных топливных элементах, а также водородные зарядные станции для неё. В итоге из реализованного – только фальшивая модель. Больше предприятию нечего предъявить. Эта история напоминает скандал вокруг компании Theranos, владелица которой Элизабет Холмс обещала произвести технологическую революцию, создав оборудование для анализа крови при помощи смартфона, но так и не представила ни одного работающего устройства.

Слишком большой…

Это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь компания Nikola успела разрастись до того, как об обмане стало известно. На прошлой неделе, ещё до публикации доклада, её биржевая стоимость достигала 30 миллиардов долларов, хотя котировка её акций началась только в июне этого года. 8 сентября компания подписала соглашение о техническом и финансовом партнёрстве с General Motors.

Американский автогигант приобрёл долю в компании, купив 11 % акций в обмен на 2 миллиарда долларов. Без этого соглашения Nikola вскоре пополнила бы собой обширные ряды почивших стартапов, от которых остались лишь невыполненные обещания. Этого не случилось. Конечно, её биржевая стоимость резко упала, но солидная поддержка со стороны General Motors предотвратила тотальный крах. Основатель и генеральный директор Nikola Трэвор Милтон отстранён от управления.

Заманчивые обещания.

Согласно докладу Института Гинденбурга, именно Милтон являлся главным действующим лицом «сложной мошеннической схемы», построенной на многочисленных лживых заявлениях с целью «ввести партнёров в заблуждение сообщениями о якобы имеющихся в его распоряжении важных технологиях». Приведённый в документе перечень обещаний, данных, но не выполненных Трэвором Милтоном, огромен. Пять различных моделей грузовиков, пикапы с нулевым уровнем выброса СО2, новая революционная конструкция электрического аккумулятора, инновационная технология экологически чистого производства водорода, открытие ультрасовременного завода в Аризоне и т. д. Его обещания вызвали интерес инвесторов и клиентов, у компании сформировался солидный портфель заказов (чего стоит одна только заявка от пивоваренной компании Anheuser-Busch на 800 водородных грузовиков, оформленная в ноябре прошлого года). Ни один из них так не был реализован.

Два расследования одновременно.

Компания Nikola распространила заявление, в котором признала, что видеозапись сфальсифицирована и что многие технологии, которые она представляла финансовым партнёрам как свои разработки, на самом деле были куплены у конкурентов. Тем не менее руководство фирмы всё ещё надеется выйти сухим из воды. Предприятие возглавит Стивен Гирский, член совета директоров Nikola и бывший вице-президент General Motors. В отношении Трэвора Милтона начато одновременно два расследования: одно – констеблем фондовой биржи, другое – Министерством юстиции США.

Опубликовано 24/09/2020

На ту же тему

Отвратительные граффити и адская мелодия «левацкого исламизма»
Восток Франции накрыла вторая волна эпидемии
Мэры напоминают государству о его обязанностях
Европа в растерянности перед коронавирусом