Борьба с социальным демпингом: шуму много, толку мало

В августе вступила в силу новая директива о работниках, выезжающих на заработки. По словам Эммануэля Макрона, эта мера является «крупной европейской победой». Есть ли в новом законе недостатки и достаточно ли он защищён от злоупотреблений?
В августе вступила в силу новая директива о работниках, выезжающих на заработки. По словам Эммануэля Макрона, эта мера является «крупной европейской победой». Есть ли в новом законе недостатки и достаточно ли он защищён от злоупотреблений?

В чём состоит суть супер-закона Макрона о приезжающих на заработки работниках из стран ЕС? Теперь при равной квалификации их труд должен оцениваться как труд француза. Только эта мера уже существовала с 1996 г. Но есть и нововведения: компенсация жилья и питания будет рассчитываться не по меркам Франции, а из расчёта их стоимости стране, откуда работник приехал. Также ничего не сделано для противодействия работы без договора и по ставкам ниже МРОТ. А ведь, например, по статистике в 2017 г. за эти нарушения во Франции выписывалось по 3 штрафа в день. 

В августе вступила в силу новая директива о работниках, выезжающих на заработки. По словам Эммануэля Макрона, эта мера является «крупной европейской победой». Есть ли в новом законе недостатки и достаточно ли он защищён от злоупотреблений?

«Европейская победа Эммануэля Макрона», «важный этап для социальной Европы» – с конца июля правительство сыпет заявлениями о работниках на заработках, желая показать, что оно намерено бороться с социальным демпингом в Европе. «Отныне провозглашается принцип равенства отношения: за одинаковую работу – одинаковую зарплату», – подчёркивает Минтруд.

На самом деле, речь идёт о переносе во французское право европейской директивы о работниках на заработках, принятой в 1996 г., новая редакция которой вступила в силу в 2018 г. По содержанию эта вторая редакция подтверждает принцип «за одинаковую работу – одинаковую зарплату», пересматривает сумму компенсации за жильё, питание и проезд, сокращает максимальный срок нахождения на заработках с 24 до 12 месяцев, запрещает продлевать договор, если ранее имело мест мошенничество. По словам министра труда Элизабет Борн, ратификация этой редакции директивы представляет собой «важный этап».

Однако, как отмечают профсоюзы и депутаты, остаётся много лазеек для правонарушений. Так, строительное подразделение профсоюза Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) напоминает, что «во Франции средняя продолжительность выезда на заработки оставляет 40 дней». Поэтому руководства предприятий этого сектора не касается принцип сокращения продолжительности работы на заработках, предусмотренное новой директивой. При этом, подчёркивает профсоюз, для работы в строительной и сельскохозяйственной отраслях приезжают больше всего работников во Франции. Кстати, только на одну строительную отрасль приходятся 75% нарушений, зафиксированных в 2017 г.

Марины Мезюр, генеральный секретарь делегации «Непокорённой Франции» в Европарламенте, бывший руководитель организации по защите прав работников, приезжающих на заработки, Reder, считает, что директива 2018 года – это плохая шутка: «Расчёт компенсаций за жильё, питание и проезд ведётся совершенно неприемлемым способом, и это один из главных недостатков закона. Если раньше он базировался на французской покупательной способности, то сегодня на покупательной способности страны, из которой прибыл работник». Также она сожалеет, что закон не предусматривает унификацию европейских систем социальных страховых выплат: «Правительство не останавливает социальный демпинг в Европе. Работник, выезжающий на заработки, платит социальные взносы в размере, установленном в его стране, что нарушает конкуренцию». К тому же эти меры могут навредить бюджету стран, откуда приехали работники. Так, в 2018 г. Румыния резко – с 35 % до 2,5 % – снизила размер социальных выплат предприятий, чтобы, по планам правительства, «остаться конкурентоспособными при экспорте». Меры могут навредить и самим выездным работникам. «Во время эпидемии коронавируса они не имели права на получения статуса частичной занятости, потому что они не платили социальные взносы во Франции. Однако правительство с удовлетворением рапортует о достижениях в этой области», –подчёркивает Мезюр.

Что касается заявленной правительством формулы «одинаковая зарплата за одинаковый труд», то это «в чистом виде пускание пыли в глаза для СМИ, потому что в директиве 1996 года уже признавались национальные коллективные договоры», – добавляет Марина Мезюр. Другими словами, при равной квалификации, приезжающий на заработки работник уже должен был получать столько же, включая премии, сколько и француз. Это законодательство никогда не применялось из-за разного рода попыток его обойти: работа без оформления, зарплата ниже МРОТа, неоплаченные переработки… Согласно докладу Национальной комиссии по борьбе с незаконным трудом, в 2017 г. по этим причинам выписывалось в среднем по 3 штрафа в день. «Контролировать правонарушения необычайно сложно. Мы часто имеем дело с рабочими на положении рабов, которые не говорят по-французски, – объясняет инспектор по труду и член национального совета профсоюза SUD TAS Жан-Франсуа Азе. – Тем более что штат осуществляющих контроль инспекторов сократился на 3,5 % в 2017-2018 гг.». При этом министерство труда ставит в план проведение 25 000 проверок в год.

Опубликовано 21/08/2020

На ту же тему

Здравоохранение США эффективно, когда надо извлечь прибыль
Закон о сепаратизме: регулирование повседневной жизни общества...
«Жёлтые жилеты» и полицейское насилие: судебный процесс
Вторая волна Covid-19: два возможных сценария