Евросоюз изо всех сил хочет заключить соглашение по экономическому восстановлению

В воскресенье 19 июля 27 стран-членов ЕС так и не пришли к соглашению по плану восстановления экономики. Если в самый последний момент компромисс не будет найден, им придётся признаться в своей неудаче.
В воскресенье 19 июля 27 стран-членов ЕС так и не пришли к соглашению по плану восстановления экономики. Если в самый последний момент компромисс не будет найден, им придётся признаться в своей неудаче.

В прошедшее воскресенье странам ЕС не удалось прийти к согласию относительно плана восстановления экономики после пандемии. Франция и ФРГ настаивают, что наиболее пострадавшим странам – в первую очередь, Италии и Испании – должно быть предоставлено больше субсидий. Другие страны –  Дания, Австрия, Швеция и Финляндия под руководством Нидерландов – считают подобную щедрость неуместной: деньги должны не дариться, а даваться взаймы. Также под вопросом помощь странам с «ухудшающейся ситуацией в области прав человека» – Польша и Венгрия.

В воскресенье 19 июля 27 стран-членов ЕС так и не пришли к соглашению по плану восстановления экономики. Если в самый последний момент компромисс не будет найден, им придётся признаться в своей неудаче.

Ситуация напоминала позиционную войну… Европейские лидеры в течение трёх дней прилагали огромные усилия, чтобы достичь соглашения по вопросам, имеющим решающее значение для восстановления экономики, пострадавшей от пандемии коронавируса. Участники саммита разделились на два лагеря: с одной стороны, Нидерланды и их «умеренные» союзниками (Дания, Швеция и Австрия, Финляндия), с другой – Франция и Германия, которым удалось согласовать свои позиции по основным пунктам, включая поддержку наиболее пострадавших от пандемии стран – Испании и Италии. 27 стран-членов ЕС были призваны единогласно высказаться по поводу использования фонда на основе возможности займа в 750 миллиардов евро при поддержке долгосрочного бюджета Европейского союза (2021-2027 гг.) в размере 1074 миллиардов евро. За этими цифрами скрываются решающие вопросы и спорные моменты, которые препятствуют вынесению окончательного решения. На какой сумме остановиться? Как согласовать расходы на займы и субсидии? Как делегируется право контроля за использованием выделенных средств? Какова роль правового государства в этом объёмном финансировании? Вызов состоит в том, чтобы прийти к соглашению по каждому из этих пунктов, что является не самой простой задачей.

Как и ожидалось, «умеренные» страны смотрят на субсидии с недоверием и предпочитают поддержать предоставление займов. Поэтому в субботу вечером им предложили увеличить сумму займов до 300 миллиардов (вместо предлагавшихся вначале 250 миллиардов) с одновременным сохранением суммы субсидий, так как Париж и Берлин противились опускать её ниже 400 миллиардов для тех стран, чья судьба более чем когда либо зависит от масштабного плана стимулирования экономики (Испания, Италия). К тому же надо было убедить крайне несговорчивого премьер-министра Нидерландов Марка Рютте – неформального лидера «умеренных» стран, который выступает за необходимость предварительного единогласного голосования для выделения каждого финансового транша. Председатель Европейского Совета Шарль Мишель предлагает схему, позволяющую каждому государству, выражающему сомнения, «в течение трёх дней» инициировать обсуждения с участием европейских лидеров или министров финансов 27 стран-членов Европейского союза. Фактически речь идёт о скрытой войне с возможным введением вето в перспективе, высокой вероятностью затягивания переговоров и угрозой для Рима и Мадрида, судьба которых висит на волоске. Опасность для последних заключается в потенциальной утрате независимости при принятии ряда условий, касающихся рынка труда и пенсионных реформ, что может привести к распаду государственных служб каждой из этих стран. Все помнят о прецеденте Греции, зажатой в тиски европейской тройки (Европейский Центральный банк, Европейский совет, Международный валютный фонд). Пытаясь изменить твёрдую позицию Рютте, председатель Европейского Совета Шарль Мишель в ходе дискуссий предложил увеличить размер некоторых «скидок», предоставляемых странам, которые вносят в бюджет ЕС больше денег, чем из него получают. По-видимому, имеются в виду Вена, Копенгаген и Стокгольм, а не Гаага или Берлин, скидки для которых предполагается оставить на прежнем уровне.

Ещё один пункт обсуждений – стоит ли предоставлять помощь тем странам, в которых ухудшается положение с основополагающими правами человека? Этим вопросом задаются многие страны-члены ЕС, что вызывает раздражение у лидеров Венгрии и Польши. «Нам следует найти достойный компромисс в ближайшие часы. Я думаю, что это ещё возможно. Но это не означает, что мы должны отказаться от имеющихся у нас законных устремлений», – заявил в воскресенье перед возобновлением обсуждений Эммануэль Макрон. «Несмотря на «добрую волю» 27-ми стран-членов ЕС, возможно, нам так и не удастся прийти к конкретным результатам», – прокомментировала ситуацию канцлер Германии Ангела Меркель. Она прибыла на саммит с краткосрочным визитом на день. Этот день уже был назван «решающим». Слова Меркель оказались пророческими. Во всяком случае, в отношении результатов. В воскресенье возобновление работы саммита было отложено на неопределённое время. «На этой стадии речь идёт не о том, чтобы оценить то или иное предложение (предоставляемое в зашифрованном виде), которое служит основой для ведения переговоров, а о том, чтобы прояснить, возможно ли вообще прийти к соглашению», – отмечает источник из дипломатических кругов Испании, который цитирует Агентство Франс-Пресс (AFP). Есть подозрение, что всё это может закончиться провалом …

Опубликовано 20/07/2020

На ту же тему

Профсоюзы за борьбу с нецелевым использованием государственных...
Рабочие сообщают: компания Verallia не платила налоги
50 лет – ещё слишком молод для...
В год 75-летия ООН её роль как...