Сотрудники AIRBUS демонстрируют решимость

8 июля 8 000 работников авиастроительной компании Airbus и примкнувших к ним провели манифестацию в Тулузе. Профсоюзы «Рабочая сила», ФДКТ, CFE-CGC хотят смягчить удар от оптимизации и не допустить массовых увольнений. Профсоюз ВКТ, выступающий против плана, считая, что в его основе лежат только финансовые соображения, присоединился к акции протеста.
8 июля 8 000 работников авиастроительной компании Airbus и примкнувших к ним провели манифестацию в Тулузе. Профсоюзы «Рабочая сила», ФДКТ, CFE-CGC хотят смягчить удар от оптимизации и не допустить массовых увольнений. Профсоюз ВКТ, выступающий против плана, считая, что в его основе лежат только финансовые соображения, присоединился к акции протеста.

Объём производства Airbus упал на 40%. Компания объявила о беспрецедентном сокращении 15000 рабочих мест в Европе, из них 3500 на заводе в Тулузе, городе, чья экономика в значительной степени зависит от авиакосмической отрасли. В ответ по призыву профсоюзов тысячи человек вышли на улицы, требуя пересмотреть план сокращений. По их мнению, многомиллиардные субсидии, которые получила отрасль, должны предоставляться при условии максимального сохранения занятости.

8 июля 8 000 работников авиастроительной компании Airbus и примкнувших к ним провели манифестацию в Тулузе. Профсоюзы «Рабочая сила», ФДКТ, CFE-CGC хотят смягчить удар от оптимизации и не допустить массовых увольнений. Профсоюз ВКТ, выступающий против плана, считая, что в его основе лежат только финансовые соображения, присоединился к акции протеста.

Нечасто самые массовые профсоюзы в компании Airbus решаются на акции протеста. Но если уж это случается, то результат впечатляет. В среду, около 10.30, многолюдная пёстрая колонна протестующих начала движение от проходной завода Сен-Мартен-дю-Туш в Тулузе, миновала аэропорт Бланьяк и закончила своё шествие возле офиса европейской авиастроительной компании Airbus. Похоже, что цель, которую ставили перед собой 8 000 манифестантов, была достигнута. С призывом приостановить работу на полтора часа и устроить шествие выступили три профсоюза («Рабочая сила», CFE-CGC и ФДКТ), к ним присоединился и ВКТ. Главный лозунг протестующих – «Нет увольнениям!»

Вчерашняя манифестация сотрудников Airbus прошла успешно. Поводом для неё послужило сообщение руководства холдинга о сокращении 14 931 рабочего места на европейских объектах компании (в том числе 3 500 в Тулузе) – беспрецедентном в истории авиастроительного концерна. Молодая женщина по имени Одри, не состоящая в профсоюзе и не привыкшая участвовать в манифестациях, полагает, что «план оптимизации выглядит очень туманно». «Не знаю, насколько необходимо упразднять 3 500 рабочих мест. Во всяком случае, мне хотелось бы, чтобы обошлось без жёстких увольнений», – говорит она. Наша собеседница уповает на «корпоративную культуру Airbus», но смотрит на происходящее скептически: «Остаётся надеяться, что цель оптимизации состоит в спасении Airbus, а не в извлечении ещё большей прибыли». Одри начала работать в компании в апреле 2018 года и сейчас трудится в отделе, который взаимодействует с подрядчиками, участвующими в создании самолётов A320. «Я принимала участие в выводе производства А320 на проектные мощности, а теперь вдруг показатели начали снижаться», – недоумевает она. Её семью можно назвать символом зависимости Тулузы от состояния авиакосмической промышленности: все члены её семьи (мать, отец, брат)работают в этой отрасли.

«Какой посыл они дают молодёжи?» – с тревогой спрашивает сотрудница административного подразделения Катрин, имея в виду выпускников профессионального колледжа Airbus, чьи перспективы до недавних пор вырисовывались довольно ясно, а теперь путь на завод им, похоже, закрыт. Она опасается «социального взрыва», но при этом ей не чужд определённый фатализм, ведь «объём производства снизился на 40 %»… Катрин хочет, чтобы руководство отсрочило реализацию разработанного им плана на полгода (конец 2021), но генеральный директор компании Гийом Фори, похоже, не собирается делать это.

«Следует признать, что нагрузка очень существенно снизилась, – говорит активист профсоюза ФДКТ Эрик. – Авиастроительные компании откладывают сдачу заказанных им самолётов, интенсивность авиационного трафика снизилась». ФДКТ, так же как «Рабочая сила» и CFE-CGC, стремится с помощью переговоров смягчить последствия ожидаемой социальной катастрофы и не допустить жёстких увольнений. «Если внедрить определённые меры поддержки, то на заводе в Тулузе можно было бы сохранить около тысячи рабочих мест. Руководство должно предоставить нам гарантии того, что его решения в будущем докажут свою целесообразность», – уверен он. Эрик обеспокоен тем, что «глубокий кризис может продлиться несколько месяцев, а то и лет», ведь «до тех пор, пока вирус циркулирует, люди будут путешествовать очень неохотно».

Венсан, также состоящий в профсоюзе ФДКТ, рассуждает более оптимистично. «Портфель заказов Airbus насчитывает 7 500 самолётов. Сроки их поставок были сдвинуты, однако договорённостей никто не отменял. Сейчас мы переживаем период спада, но подъём не за горами», – полагает он. А каково настроение его коллег? «Люди обеспокоены, но мы уверены, что найдём решение. Наш козырь – сплочённость. Её доказательством служит сегодняшняя манифестация», – говорит Венсан.

На одном из транспарантов, которые несли протестующие, красовалась надпись: «Тулуза ждёт A321!» Имеется в виду новая версия воздушного судна, A321 XLR, которую планировалось производить в этом городе, пока Гийом Фори не «нажал на паузу». Венсан считает такое решение нелогичным: «Этот самолёт стал бы визитной карточкой компании Airbus! Увеличенная дальность полёта сделала бы его очень эффективным. Концерну Airbus стоило бы без промедления занять эту нишу».

Колонна манифестантов прошла мимо взлётных полос аэропорта. Многие сотрудники, как это нередко случается в компании Airbus, отказались общаться с журналистами, стоявшими за оградой. Побеседовать с нами согласился Жозе, но и он был немногословен. «Я впервые участвую в такой масштабной акции, – рассказал нам этот мужчина, занимающийся окраской самолётов. – Она свидетельствует о нашей солидарности. Airbus – это настоящая семья». Что он думает о досрочном увольнении сотрудников предпенсионного возраста, предложенном профсоюзами? «Мне 48 лет, до пенсии ещё далеко. Неизвестно, что будет завтра», – рассуждает Жозе.

В руках у активистов ВКТ плакат со словами: «Много лет акционерам жилось очень хорошо». Некоторые были удивлены участием этого профсоюза в акции, инициированной тремя другими объединениями. Активист ВКТ Оливье скандирует: «Это несправедливый план!» По мнению ВКТ, надо оспаривать основания для массовых увольнений. Оливье, 42-летний сварщик, работающий на заводе Сент-Элуа, предполагает, что «кризис стал удобным поводом для реструктуризации компании». Член профсоюза «Рабочая сила» по имени Матьё, также занимающийся окраской самолётов, недоумевает, «откуда взялся план оптимизации, если государство выделило 8 миллиардов евро на поддержку отрасли». Он отходит в сторону, а потом возвращается к нам, чтобы задать волнующий его вопрос: «С каких это пор рабочие вроде нас стали обходиться начальству слишком дорого?»

Опубликовано 09/07/2020

На ту же тему

Министр финансов Германии и финансовые скандалы
Правительство отчитывается о своих действиях в период...
Приостановлены испытания вакцины от коронавируса
Отделится ли Новая Каледония от Франции?