LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Франция не способна участвовать в гонке за лекарством». Шокирующее заявление сенатора Пьера Узульяса

В то время, когда на французские медицинские исследования возлагаются большие надежды, сенатор Пьер Узульяс изобличает нехватку средств в сфере научных исследований.

Конкуренция вместо сотрудничества вредит общему делу. Рыночные механизмы при решении глобальных задач ведут к распылению сил и средств.

Пойдя по пути конкуренции, Франция близка к тому, чтобы проиграть в «гонке за вакцину». Большое количество организаций, ведущих исследования, – вовсе не достоинство, а недостаток, указывающий на неэффективную организацию научного процесса. Ранее исследования коронавирусов во Франции уже были свёрнуты из-за нехватки финансирования, а сегодня проблема решается теми же методами, которые её создали. Пьер Узульяс, сенатор, сотрудник Национального центра научных исследований, считает, что Франция не способна разработать вакцину первой, и несмотря на это, на достижение приоритета брошены ресурсы, снимаемые с других важных направлений.

В то время, когда на французские медицинские исследования возлагаются большие надежды, сенатор Пьер Узульяс изобличает нехватку средств в сфере научных исследований.

Пьер Узульяс, сенатор, сотрудник Национального центра научных исследований (CNRS), внимательно следит за исследовательской политикой, проводимой французским правительством, особенно в период пандемии. Он указывает на нехватку средств и плохую организацию, которые мешают государственным лабораториям ускорить поиск лечения от Covid-19 и способны к тому же навредить другим областям исследований.

Флоран ле Дю: Франция входит в число государств, проводящих наибольшее количество клинических испытаний в поисках лекарства от Covid-19. Согласны ли вы с Оливье Вераном, сказавшим, что «если какой-либо стране и удастся найти эффективный препарат, то с большой долей вероятности это будет Франция»?

Пьер Узульяс: Не думаю. Во-первых, как мне кажется, нет причин радоваться тому, что у нас проводят сразу так много клинических испытаний, ведь это указывает на вопиющую неорганизованность в исследовательской области. Пандемия выявила структурные недостатки французской научно-исследовательской сферы, которая раздроблена на несколько структур, из-за чего невозможно обозначить для них общее направление, дать импульс и установить чёткую программу. Правительство создало организацию Care, которая должна была бы координировать эту работу, но в действительности ничего не делается. Президент Республики твердит нам, что мы находимся в состоянии войны, однако научное сообщество оказалось без средств, без генерального штаба, без солдат. У нас продолжает действовать классическая система, в которой исследование начинают после конкурса проектов, что добавляет административных проволочек, и, как следствие, расходует время и средства. Из-за такой организации мы не можем определить, не упускаем ли мы какие-нибудь области исследований и нет ли необходимости увеличить финансирование тех секторов, которые недостаточно развиты во Франции. Никто об этом не подумал, и несогласованность работы тормозит исследования. Правительство оказалось неспособно даже перед лицом кризиса изменить то, что парализует государственную научно-исследовательскую работу во Франции.

Ф.Д.: Эммануэль Макрон обещал быстро увеличить бюджетное финансирование научно-исследовательской области. Это уже сделано?

П.У.: Утверждённые недавно поправки в бюджетный план не предусматривают никакого дополнительного финансирования научно-исследовательской работы. Это просто катастрофа. Я как сенатор несколько раз ставил этот вопрос перед г-жой Фредерик Видаль, министром высшего образования и научных исследований, однако она отвечала отговорками. Нам говорят, что скоро всё сделают, но есть риск, что ждать этого придётся очень долго. Мои опасения связаны с тем, что средства, выделенные в распоряжении Национального агентства научных исследований (ANR), Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) и Национального центра научных исследований (CNRS), остались без изменений, зато от нас требуют увеличить финансирование исследований, направленных на получение лекарства или вакцины от коронавируса. Значит, деньги заберут из других областей, которые, в свою очередь, будут испытывать нехватку средств. Это серьёзный повод для беспокойства, и мы видим, что некоторые исследования уже приостановили из-за прекращения финансирования, а некоторые пока стоят под вопросом, так как главная проблема сейчас – эпидемия, это нормально, и общий бюджет слишком мал, что бы там ни говорило правительство. Обещания Эммануэля Макрона и фактические действия правительства противоречат друг другу, что просто невыносимо. Исполнительная власть не способна справиться с кризисом, поскольку она следует либеральному догмату о том, что государство – это сама проблема, а не её решение, а сегодняшний кризис доказывает нам обратное.

Ф.Д.: То есть, эта нехватка средств в государственной научно-исследовательской области сказывается на поиске лекарства?

П.У.: Да, из-за проблем с деньгами, согласованностью действий, а также из-за недостатка доверия к исследователям Франция не способна полноценно участвовать в гонке за лекарством. Санитарный кризис подчёркивает проблемы, от которых уже много лет страдает сфера медицинских исследований во Франции. Вот наглядный пример: десять лет тому назад были прекращены серьёзные исследования семейства коронавирусов, исключительно из-за нехватки финансирования. Эти работы позволили бы нам больше узнать об особенностях вируса, способах его нейтрализации, мы бы выиграли сейчас много времени. Это отличительная черта исследования, которое продвигается рывками и которое перестают финансировать, если предмет изучения не является приоритетом на текущий момент. Существует также значительное отставание в оборудовании. Сегодня в распоряжении работающих с вирусом французских учёных находятся микроскопы худшего качества, чем в китайских лабораториях, поэтому они продвигаются медленнее. И никто не собирается предоставить средства на то, чтобы исправить положение.

Ф.Д.: В начале эпидемии разные правительства и учёные говорили о готовности к беспрецедентному сотрудничеству между лабораториями и государствами. Прошло несколько месяцев, не нарушилась ли эта солидарность?

П.У.: Международное научное сообщество ведёт активный обмен информацией, так что с этой стороны мы наблюдаем настоящее сотрудничество. Что же касается частных лабораторий, то здесь всё совсем по-другому. Скандал с фармацевтической компанией Sanofi является тому доказательством. Большинство фармацевтических лабораторий отказались от поиска лекарства, так как пока нет гарантий успеха и финансовые риски слишком велики. Зато вакцина, если её найти, будет нужна всему человечеству и сулит баснословные прибыли. Вот все её и ищут. И, чтобы собрать побольше средств, Sanofi и все ей подобные играют в международную конкуренцию. Они говорят: «США делают такие большие вложения, если вы хотите, чтобы вакцину открыли во Франции, придётся раскошелиться». Поэтому страны конкурируют между собой. Клинические испытания Discovery, не продвигающиеся, поскольку европейские страны, которые должны были присоединиться к Франции, в итоге отказались от этой идеи, наглядно показывают, что каждая страна предпочитает работать сама по себе. Государства заняты экономической гонкой, в которой они состязаются уже десятки лет. Это первая пандемия, затронувшая всё человечество, но ответной реакцией на угрозу стал радикальный национализм, какого не было с 1945 года. Совершенно очевидно, что только совместная работа поможет нам скорее преодолеть этот кризис. Но ультралибералы стоят на своём, вопреки общественным интересам. Мы отлично понимаем, что у нас экологический и санитарный кризис, и что финансовый и всемирный капитализм уже полностью изжил себя и не может предложить надёжного решения проблем. А идеи левых сейчас как никогда современны, с их помощью человечество сможет найти выход из этого тупика.

Опубликовано 20/05/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »