LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Снятие карантина и трудовое право

Утверждая, что экономический спад в стране связан с пандемией, правительство и работодатели пытаются использовать трудящихся в качестве амортизаторов кризиса.

Пока одна часть рабочего класса лишилась заработка, остальные вынуждены работать на износ всё больше и дольше.

В марте во Франции зафиксирован рекордный скачок безработицы, однако реальная ситуация ещё хуже. В то же время на тех, кто продолжает работать, нагрузка чудовищно возросла. Согласно закону о чрезвычайном санитарном положении работодатель может обязать работать по 60 часов в неделю, а когда простой неизбежен, отправлять работников на самоизоляцию в счёт отпуска.

Профсоюзы требуют радикального сокращения рабочей недели и распределения работы между всеми нуждающимися в ней.

Утверждая, что экономический спад в стране связан с пандемией, правительство и работодатели пытаются использовать трудящихся в качестве амортизаторов кризиса.

Может показаться, что в период эпидемии COVID-19 прекратились посягательства на права работников и между ними и работодателями заключено некое «перемирие». Увы, это впечатление ложно, и введение карантина не означает, что трудящимся не приходится защищать свои интересы. Более того, сейчас уже наметились некоторые тенденции, свидетельствующие о том, что после снятия режима изоляции возможно введение новых ограничений. Правительство и владельцы предприятий хотят переложить возмещение ущерба, причинённого кризисом и пандемией, на плечи работников, однако их попытки встретили сопротивление профсоюзов, которые готовы по окончании карантина провести акции протеста на рабочих местах, а если потребуется, то вывести людей на улицы.

На основании закона о чрезвычайном положении в связи с санитарной угрозой 25 марта правительство приняло постановление, позволяющее увеличить максимальную продолжительность рабочего дня на предприятиях, «относящихся к жизненно важным отраслям, необходимым для безопасности нации и поддержания экономической и социальной жизни страны». Этот закон позволяет обязать людей работать до 12 часов в сутки (вместо прежних 10) и до 60 часов в неделю (вместо 48). При этом время отдыха между двумя рабочими днями может быть сокращено с 11 до 9 часов. Максимальная продолжительность смены для ночных работников тоже изменена.

Работодатели получили возможность заставлять работников использовать для изоляции 10 дней в счёт сокращённого рабочего времени и 6 дней в счёт оплачиваемого отпуска (по коллективному трудовому соглашению), причём о переходе на такой режим сотрудника предупреждают за один день. Таким образом, власти взялись за право работников на отдых. Нововведение коснулось и государственных служащих, так как 15 апреля правительство приняло постановление, обязующее их взять 10 дней ежегодного отпуска.

Наконец, ещё одним постановлением от 22 апреля власти разрешили предприятиям сократить сроки консультаций и экспертиз социальных и экономических комитетов (CSE) до 8 дней (ранее от одного до трёх месяцев), в течение которых будет проверяться готовность организации к эпидемии Covid-19. Эти предписания будут действовать до… 31 декабря 2020 года, то есть намного дольше, чем режим изоляции.

В дополнение к принятым резолюциям работодатели уже готовят соглашения о конкурентоспособности, чтобы за счёт изменений условий труда работников сохранить свою прибыль. И если торговая сеть FNAC, встретив единый отпор профсоюзов, недавно решила вернуться к своему намерению увеличить рабочее время до максимальных 43 часов в неделю вместо 100 % оплаты за частичную безработицу, то другие фирмы смогли договориться с профсоюзами и получить их одобрение такого социального регресса. В Renault профсоюзы CFDT (Французская демократическая конфедерация труда), «Рабочая сила» и CFE-CGC (Французская конфедерация руководящего состава – Генеральная конфедерация кадровых работников) заключили с руководством соглашение о «монетизации» некоторого количества отпускных дней работников в обмен на стопроцентную оплату частичной безработицы. Это соглашение предусматривает также возможность введения для работников шестидневной рабочей недели на шесть недель и даёт руководству предприятия право изменять продолжительность и даты летних отпусков сотрудников. Похожее соглашение было подписано и в автомобилестроительной компании PSA в начале апреля.

«В стране нет массовой волны сокращений», — сообщает министр труда Мюриэль Пенико, пытаясь сгладить удручающую статистику по безработице. Режим изоляции отрицательно сказался на занятости населения: в марте число безработных, не ведущих никакой деятельности (категория А) увеличилось на 7,1 %, то есть на 246 000 человек. «Этот рекордный скачок вызван значительным увеличением обращений на биржу труда (+ 5,5 %) и резким снижением числа случаев успешного нахождения работы (- 29 %)», -объяснила министр труда. «Надо дождаться итогов апреля, чтобы проверить, закрепилась ли эта тенденция. Думаю, ответ будет положительным», — предупреждает Пьер Гмодье, секретарь отдела ВКТ по безработным и не имеющим постоянной занятости. Он опасается, что частичная безработица может принять массовый характер и превратиться в настоящую безработицу.

К его опасениям добавляются страхи за самих безработных, у которых в период изоляции расходуется время пользования правами по безработице. «Нет никаких гарантий, что они смогут найти работу, а значит увеличится число тех, кто больше не будет получать пособие», — беспокоится Пьер Гмодье. Ведь перспективы найти работу выглядят всё менее обнадёживающими, учитывая угрозы банкротства предприятий и сокращение объявлений о вакансиях (- 22,6 % в марте). Поэтому и нужны радикальные меры (32-часовая рабочая неделя, отмена реформы страхования по безработице), которых требует ВКТ. «Нельзя допустить, чтобы в шестой державе мира наступила нищета», — говорит профсоюзный активист.

Эмилио Месле, Лоан Нгуен

Опубликовано 30/04/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »