LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Объединившиеся профсоюзы намерены добиться своего

Шестая общенациональная межотраслевая акция протеста. Противники правительственного проекта пенсионной реформы демонстрируют неизменную готовность к борьбе. Представители профсоюзного объединения, в которое входят ВКТ, «Рабочая сила», Единая профсоюзная федерация, профсоюз административных сотрудников CFE-CGC, «Солидарные» и студенческий профсоюз Unef, призывают расширить масштабы движения.

Шестая общенациональная межотраслевая акция протеста. Противники правительственного проекта пенсионной реформы демонстрируют неизменную готовность к борьбе. Представители профсоюзного объединения, в которое входят ВКТ, «Рабочая сила», Единая профсоюзная федерация, профсоюз административных сотрудников CFE-CGC, «Солидарные» и студенческий профсоюз Unef, призывают расширить масштабы движения.

Борьба далека от завершения. На протяжении шести недель люди продолжают бастовать, требуя отказаться от пенсионной реформы, и накал страстей не снижается. В среду прошли очередные акции протеста, в которых приняли участие работники портов, метрополитена, железнодорожного транспорта, нефтезаводов, а также сотрудники Банка Франции. В тот же день в Министерстве труда состоялась встреча с представителями профсоюзного объединения, которая, как рассчитывают в правительстве, поможет положить конец общественным выступлениям. Зря надеются! Все объединившиеся профсоюзы в 43-й день протестных выступлений призывают усилить давление на власть, обращая внимание на то, что сообщение властей об отказе от установления в 2022 году основного пенсионного возраста является всего лишь уловкой. Профсоюзы скептически относятся к идее о включении в законопроект положения о созыве «совещания по вопросам финансирования», участники которого должны до конца апреля выработать пути обеспечения финансового равновесия пенсионной системы, отмечая, что внимательное изучение документа до сих пор не началось. Даже объединение работодателей Medef обратилось к правительству с просьбой предоставить «все расчёты по пенсиям» до начала работы совещания, намеченного на конец января.

Во вторник Эдуар Филипп сообщил, что работники не смогут избежать повышения пенсионного возраста, если хотят выполнить своё обещание о нулевом дефиците по прошествии семи лет. Это явилось своего рода подтверждением сомнений объединившихся профсоюзов и подрывает надежды профсоюзов ФДКТ, Unsa и Французской конфедерации христианских трудящихся. Премьер-министр в очередной раз заявил: «Для того чтобы финансировать нашу пенсионную систему, французам надо будет работать дольше».

«Таким образом кабинет министров рассчитывает перевернуть важнейшую страницу в истории пенсионной реформы, — заявил один из чиновников, — и возобновить нормальную работу правительства, в частности, составить график реализации приостановленных ранее реформ». Но бесконечные заклинания, повторяемые властью в расчёте на ослабление протестной активности, явно не работают. Оппозиция под предводительством сплочённого объединения профсоюзов по-прежнему активно протестует, и основная масса общественности её поддерживает.

Лидер профсоюза административных работников CFE-CGC Франсуа Омрий: «Ложь и пропаганда – вот ключевые слова этой реформы».

«Упрямство правительства и обращение Эдуара Филиппа к профсоюзам подталкивают нас к продолжению протестных выступлений во взаимодействии с другими профсоюзами. Премьер-министр не идёт на уступки и занимается подменой понятий. С одной стороны, он поднимает системный вопрос, касающийся среднесрочной и долгосрочной перспектив. По нему мы внесли ряд конкретных предложений. С другой — Эдуар Филипп говорит о финансовом балансе в системе в 2027 году – тема, которую он придумал сам. Но мы говорим совершенно не об этом. Представители работников всегда вели себя ответственно, и только государство виновато в дополнительной дестабилизации, на которую указывает Консультативный совет по пенсионным вопросам. Ведь с 2018 года оно не выполняет свои обязательства по компенсации потерь, связанных с освобождением от уплаты страховых взносов.

Поддерживая интерес прессы к вопросу о финансовом равновесии и основном пенсионном возрасте, правительство пытается отвлечь внимание от других проблем. Введение основного возраста предшествует установлению сбалансированного возраста, о котором и идёт речь в законе. Это несправедливая норма, потому что она будет распространяться на всех без исключения. В остальном кабинет министров не хочет идти нам навстречу и вести переговоры. Правительство запрещает касаться вопросов о страховых взносах и размерах пенсий, так что мы снова возвращаемся к основному возрасту. Более того, в противном случае оно грозит действовать посредством ускоренной процедуры распоряжений и указов. Это возмутительно. От законопроекта, выдвигаемого на обсуждение в Парламенте, мы пришли к ситуации, в которой власть пытается переложить всю ответственность на представителей трудящихся, поставленных перед необходимостью принять невыгодные условия, и дело может закончиться изданием указа. Это весьма чревато.

Каковы бы ни были перспективы протестного движения, есть человек, который из-за него точно проиграл. Это Эммануэль Макрон. Его политические аргументы звучат неубедительно. Ложь и пропаганда – вот ключевые слова предлагаемой реформы. Единственное, что хочет президент – ограничить 14 % долю ВВП, направляемую на выплату пенсий, и закрепить это значение в приложении к бюджету, так что со временем оно может быть снижено до 10 % в угоду стремлению к общеевропейской унификации. Балльная система – это средство, но никак не цель социального прогресса».

Генеральный секретарь ВКТ Филипп Мартинес: «Борьба продолжается. Мы за расширение забастовочного движения!»

«Сегодня сложилась особенная ситуация: чем настойчивее правительство убеждает нас в справедливости и простоте предлагаемой реформы, тем активнее люди заявляют о её несправедливости и своём непонимании. Зато позиция ВКТ абсолютно ясна: мы требуем отзыва соответствующего документа и совершенствования нынешней системы на основе конкретных предложений.

Мы видим свою задачу в том, чтобы показать: выступления протеста не ограничиваются акциями одних только железнодорожников или работников парижского городского транспорта. Мы ежедневно получаем предложения из разных регионов страны. Повсюду появляются пикеты бастующих, проводятся акции протеста и манифестации. Движение должно приобрести ещё больший размах. Забастовки продолжаются уже более 40 дней. Несмотря на то, что правительство пообещало на время отказаться от введения основного пенсионного возраста, опросы показывают, что большинство французов поддерживает протестное движение. Никто не поддаётся на уловки властей. И если сейчас правительство ведёт речь не об основном, а о сбалансированном пенсионном возрасте, это ничего не меняет. Власть по-прежнему хочет заставить нас работать больше (как минимум до 64 лет, а в идеале и намного дольше). Между прочим, нам так и не объяснили, что такое полный трудовой стаж с точки зрения пропагандируемой правительством единой пенсионной системы. Даже глава министерства, готовившего документы, не смог ответить на этот вопрос.

Всевозможные уловки и мелкие уступки правительства (я имею в виду, например, недавнее решение Жан-Мишеля Бланке направить 500 миллионов евро на повышение зарплат учителей) являются результатом масштабных протестных выступлений. Только потому, что люди выходят на манифестации и проводят забастовки, правительство вынуждено отступать в тех или иных отраслях. Но до победы нам ещё далеко. Борьба продолжается, и нам нужно разнообразить её формы, активнее выходить на манифестации, расширять забастовочное движение!»

Генеральный секретарь профсоюза «Рабочая сила» Ив Верье: «Введение единой балльной системы – худшая идея за нынешний президентский срок».

«Мы ни на минуту не сомневаемся в том, что, если бы 5 декабря не прозвучал призыв к забастовке и не начались масштабные межотраслевые акции протеста, сейчас мы не обсуждали бы даже отсрочку и условия введения основного пенсионного возраста. Все понимают, что без наших усилий правительство не приняло бы решение о распространении нового порядка только на тех, кто родился после 1975 года, с единственной целью вывести из борьбы людей, которые пострадали бы больше других. Наконец, никто не думает, что власть согласилась бы ввести особые условия для тех или иных отраслей и профессий.

Понятно, что наши достижения поддерживают нас в стремлении продолжать борьбу. Мы уверены, что проект введения единой балльной пенсионной системы – самая неудачная идея за нынешний президентский срок, с точки зрения пенсионного обеспечения и социальной защиты в целом. От неё необходимо отказаться. Нам предстоит сделать ещё очень многое (проблемы занятости пожилых людей, низких зарплат, прерывистого стажа, вступления молодёжи в трудовую жизнь), и лишь после этого можно будет заняться вопросом о сбалансированности пенсионной системы. Надо начать с того, чтобы обеспечить каждому постоянную занятость на полную ставку. Я считаю неприемлемым то, что нам запрещают обсуждать явно возрастающую стоимость рабочей силы, ведь она оказывает непосредственное влияние на сохранение прав на пенсионное обеспечение. Теперь правительству не удастся отмахнуться от этих проблем. И не надо думать, будто нас можно одурачить. Все принципиальные вопросы могут быть вынесены на обсуждение без посредничества государства и Счётной палаты, но под их предлогом нельзя проводить радикальные изменения в нашей пенсионной системе. Правительство просит нас уладить всё за два месяца. Но это невозможно. Руководству страны нужно приостановить законодательный процесс по этому направлению и отложить рассмотрение этого законопроекта, реализация которого будет в значительной мере зависеть от последующих указов и распоряжений. Это дало бы нам время и возможность точно оценить все последствия реформы».

Официальный представитель профсоюза «Солидарные» Эрик Бейнель: «У нас сильные позиции».

«Несмотря на агрессивную информационную кампанию, которая убеждает нас в том, что бастующие защищают свои узкопрофильные интересы и ради этого мешают людям передвигаться по стране и ездить на отдых, подавляющее большинство французов по-прежнему выступает против проекта реформы, и всё больше тех, кто требует его отмены. Люди отлично понимают, что их ждёт. Нет, это не корпоративная борьба, а выступления в поддержку подлинной всеобщей системы. В сущности, на наших глазах разворачивается полемика между двумя проектами общественного устройства. Один из них (макроновский) обещает привилегии некоторым людям, цель другого – достижение настоящей солидарности, справедливого распределения работы и материальных благ.

Чтобы забастовочное движение принесло плоды, оно должно стать как можно более массовым. Необходимо продолжать работу над его расширением. Благодаря своим акциям, которые уже вошли в историю, работники железнодорожной компании SNCF и городского транспорта Парижа RATP помогли всем трудящимся страны снова поверить в то, что они могут воспользоваться таким средством, как забастовка. В последнее время растёт число собраний с участием представителей различных отраслей. Люди проявляют недюжинную изобретательность. Одно за другим организуются факельные шествия, к движению присоединяются люди искусства и работники культуры. Акции принимают самые разнообразные формы, их участники включают воображение. После того как адвокаты демонстративно сбросили с себя мантии, их примеру последовали врачи, сняв белые халаты, и сотрудники инспекции по труду (они бросили Трудовой кодекс), то же самое сделали учителя со своими портфелями… Очевидно, что в обществе рождается и глубоко укореняется нечто новое. Вероятно, таким образом создаются условия для повсеместного распространения протестного движения. Всё это означает, что давление надо продолжать. Все попытки правительства разделить нас ведут лишь к укреплению солидарности. Между прочим, сила власти не так велика, как ей хотелось бы. Наоборот, правительство ослаблено, а мы находимся в сильной позиции. Нужно объединить наши требования, чтобы добиться отказа от пенсионной реформы».

Генеральный секретарь FSU Бенуа Тест: «Поддержка со стороны общественности должна выражаться в действиях».

«Псевдоуступки со стороны правительства – это блеф. Власть делает вид, что открывает дверь, временно отказываясь от введения базового пенсионного возраста, и тут же закрывает её, настаивая на своём нежелании увеличивать расходы на оплату труда. В общем, правительство оказывает давление на представителей трудящихся, предлагая им найти другие пути. Возможно, основной пенсионный возраст – это ещё не самое страшное. Но вопрос финансирования пенсионной системы этим не решается. Если через четыре месяца будет принято решение об отмене основного пенсионного возраста при одновременном увеличении страхового стажа, то получится, что мы не только ничего не выиграли, но и ухудшили состояние системы. Надо полностью пересмотреть существующие документы проекта, в том числе и те, что касаются краткосрочной перспективы. Необходимо увеличить социальные отчисления, найти новые источники средств. У Франции они есть, как есть и деньги для финансирования пенсионной системы в будущем.

Нам же следует готовиться к длительной борьбе и пополнять ряды протестующих. Мы начали этот процесс в субботу, но пока сделано недостаточно. Поддержка со стороны общественности должна выражаться в действиях, именно над этим мы и собираемся работать в ближайшие дни. Нам необходимо придать движению новый импульс. Это будет непросто, но я убеждён, что нам уже удалось создать масштабное общественное движение, которое в своих требованиях не ограничивается только вопросами пенсионного обеспечения. Правительство попыталось внушить нам, что протестуют только представители некоторых привилегированных категорий, защищающие свои узкие интересы, но мы смогли убедить общественность в том, что речь идёт о выборе общественной модели. Остаётся лишь продолжать начатое, обращая особое внимание на ключевые даты. Одна из них – 24 января. В этот день законопроект будет передан на рассмотрение Совету министров. Кроме того, мы должны сказать своё слово во время парламентских дебатов, намеченных на февраль и март. Будет очень хорошо, если удастся продолжить забастовку, и общенациональные межотраслевые акции протеста станут столь же массовыми. Сейчас нам стоит задуматься над тем, какие ещё формы борьбы мы можем использовать, например символические акции, проведение манифестаций не только в дни забастовок и т. п. Решение за самими работниками».

Лидер студенческого профсоюза UNEF Мелани Люс: «Молодёжь не согласна на пожизненную нестабильность, которую обещает ей правительство».

«Мы продолжаем борьбу, потому что решение об отказе от проведения реформы не принято. Молодые люди первыми попадут под удар этого проекта, сулящего им нестабильность и незащищённость на всю жизнь. На сегодняшний день те немногочисленные послабления, на которые неохотно идёт власть, касаются лишь некоторых профессий. А для молодёжи никаких уступок не предусмотрено. Поэтому мы и призываем молодых людей к массовому участию в акциях протеста. Сейчас у студентов непростой период: в разгаре сессия. Из-за этого многие не могут приходить на акции, но скоро всё изменится, ведь экзаменационная пора подходит к концу. Многие молодые люди присоединятся к манифестациям. Уже оформился молодёжный фланг протестного движения, мы взаимодействуем с профсоюзом старшеклассников и входим в состав профсоюзного объединения.

Пока у нас весьма туманное представление о сложностях, связанных с реформой. И правительство не спешит объяснять её суть. Властям уже пришлось многое изменить в ней из-за протестов в различных отраслях. Мы хотим, чтобы власть понимала: молодёжь не отступит. При этом мы требуем не мелких, едва заметных поправок. Мы добиваемся отказа от проведения реформы, а не корректировки её проекта. Мы хотим начать обсуждение с начала, исходя из новых принципов. Проблема заключается в том, что правительство уже не первый раз делает вид, будто оно готово к социальному диалогу, а на самом деле не даёт никаких возможностей для манёвра. Я подчёркиваю: именно на плечи молодых людей эта реформа ляжет особенно тяжёлым грузом.

Мы требуем отозвать законопроект, а также принять действенные меры для преодоления социальной незащищённости студентов. В ответ на самосожжение студента в Лионе правительство просто открыло горячую линию. Этого недостаточно. Сегодня на факультетах

повсеместно проходят протестные выступления. Даже университет «Аssаs» не стал исключением, что бывает нечасто. Надо расширять масштабы движения, молодые люди должны продемонстрировать свою солидарность с протестующими (железнодорожниками, работниками парижского общественного транспорта). Сегодня, когда забастовка продолжается уже более сорока дней, им очень нужна поддержка».

Сесиль Руссо, Марион д’Аллар, Эрик Бейнель, Бенуа Тест, Эжени Барбеза

Опубликовано 16/01/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »