«Исполнительная власть злоупотребляет своими полномочиями»

На вопросы нашего корреспондента отвечает депутат от ФКП (департамент Буш-дю-Рон), член комитета по социальным вопросам Пьер Дарревиль. Он возмущён «силовым подходом» правительства к рассмотрению в парламенте вопроса о пенсионной реформы.
На вопросы нашего корреспондента отвечает депутат от ФКП (департамент Буш-дю-Рон), член комитета по социальным вопросам Пьер Дарревиль. Он возмущён «силовым подходом» правительства к рассмотрению в парламенте вопроса о пенсионной реформы.

На вопросы нашего корреспондента отвечает депутат от ФКП (департамент Буш-дю-Рон), член комитета по социальным вопросам Пьер Дарревиль. Он возмущён «силовым подходом» правительства к рассмотрению в парламенте вопроса о пенсионной реформы.

Жюлия Амлауи: В своём обращении к профсоюзам Эдуар Филипп сообщил, что намерен включить в законопроект «положение о предоставлении широких полномочий», дающих возможность принимать на основании указов «любые меры для поддержания баланса в пенсионной системе до 2027 года». Вопрос о применении статьи 49-3, вероятно, также будет обсуждаться в Елисейском дворце. Как вы прокомментируете это?

Пьер Дарревиль: Это отражает настроения, господствующие во властных кругах. Правительство готовило реформу начиная с 2017 года и теперь, когда ему не удалось убедить людей в целесообразности этой меры, решило добиться её проведения любой ценой, используя для этого все имеющиеся у него средства. Оперирование указами – совершенно недопустимый в данном случае шаг. Хотя, зная излюбленные приёмы властей, мы могли этого ожидать. Фактически руководство страны требует от Парламента заведомого одобрения своих действий. Оно злоупотребляет своими полномочиями, что ведёт к нарушению баланса между ветвями власти. Что же касается положений статьи 49-3, то их применение пошло бы вразрез не только с мнением большинства и позицией Парламента, но и с интересами страны в целом. Оправданий такому шагу быть не может. Мы требуем отозвать проект реформы и начать серьёзное общественное обсуждение, чтобы обеспечить гражданам настоящее право на пенсионное обеспечение. Для этого совсем не обязательно разрушать систему, созданную после периода освобождения от нацистской оккупации.

Ж.А.: Были приняты решения об использовании процедуры ускоренного рассмотрения проекта и создании специальной комиссии для изучения положений будущей реформы. Как эти нововведения отразятся на работе Парламента?

П.Д.: Процедура ускоренного рассмотрения позволяет правительству исключить этап парламентского обсуждения проекта пенсионной реформы. После первого чтения Национальная ассамблея либо одобряет согласованное решение, выработанное смешанной паритетной комиссией, в которую входят депутаты и сенаторы, либо (если сделать это не представляется возможным) проводит повторное чтение для его принятия. Этот приём, итак используемый слишком часто, совершенно не годится в том случае, когда речь идёт об одной из основ общественного договора, которым является наше государство. Цель такой поспешности заключается в том, чтобы сделать невозможными любые дебаты. Кроме того, она даёт правительству право нарушить предписанные Конституцией сроки и установить такой график, при котором у депутатов не будет достаточно времени для детального изучения инициативы. В данном случае между внесением законопроектов (24 января) и началом их обсуждения (17 февраля) пройдёт всего три недели, а не шесть, как это положено. Из них на рассмотрение будет выделено только две недели: одна – для изучения документов в рамках комиссии, вторая – для обсуждения на пленарном заседании. Было также объявлено о намерении воспользоваться законодательной нормой, ограничивающей время обсуждения 25 или 40 часами. При таком порядке фракция, исчерпавшая свой регламент, не имеет права на дальнейшее участие в дебатах. Отказ провести документ через Комитет по социальным вопросам, который вообще-то и должен его рассматривать, продиктован только стремлением правительства оказать влияние на парламентариев, входящих в состав специальной комиссии. Мы готовы задействовать все имеющиеся в нашем распоряжении механизмы, чтобы не допустить такого давления.

Ж.А.: Были ли в период правления нынешнего президента аналогичные случаи?

П.Д.: Его срок начался со стремления превратить Парламент в послушное орудие одобрения всех королевских указов, которому можно было бы давать распоряжения и навязывать ускоренную процедуру для внесения изменений в Трудовой кодекс. Позже экстренная процедура неоднократно использовалась для принятия многих документов, например, о преобразовании государственной службы, о «школе доверия», о системе здравоохранения, о социальном диалоге… Стоит также напомнить о сентябрьских поправках в регламент работы Национальной ассамблеи, которые ограничили возможность депутатов участвовать в дебатах и вносить поправки. Это выглядит символично.

Опубликовано 13/01/2020

На ту же тему

Covid как предлог для увольнений
Новый сезон социальных протестов
Еврокомиссия готова поддержать экологические преобразования… мысленно
Нас лечить дорого, поэтому сразу в морг