LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В преддверии Олимпийских игр – всё с ног на голову во французском спорте

Во французском спорте происходят большие перемены, и тому есть две причины: создание Национального агентства по спорту и отстранение государства от урегулирования вопросов в этой области.

Во французском спорте происходят большие перемены, и тому есть две причины: создание Национального агентства по спорту и отстранение государства от урегулирования вопросов в этой области. Чтобы сокращение финансирования этой статьи бюджета страны прошло менее болезненно, предлагается задействовать модели предпринимательской деятельности, реализуемые в рамках социальной и солидарной экономики. Что это – эффективное средство или попытка скрыть масштабы бедствия?

Протестные акции перед зданием министерства спорта, хэштеги #touchepasamonCTS в социальных сетях, красная нарукавная повязка у игроков многих французских команд как символ их возмущения, резкие высказывания в прессе чемпионов и призёров… В мае в спортивных кругах Франции разгорелись нешуточные страсти. Министр спорта Роксана Марасиняну даже пыталась пойти на кое-какие уступки, но было уже поздно. Проблемы слишком серьёзные, ведь то, что происходит сегодня во Франции, представляет собой настоящий переворот в отношении к спорту. Модель, действовавшая на протяжении последних шестидесяти лет, позволяла 16 миллионам французов быть так или иначе причастными к спорту за счёт членства в 165 000 спортивных объединениях, входящих в состав федераций, которые, в свою очередь, были связаны с Национальным олимпийским и спортивным комитетом Франции. Ещё 17-ти миллионам человек, которые занимались спортом, не входя в какие-либо ассоциации, она давала возможность тренироваться на спортивных объектах, принадлежащих по большей части вышеупомянутым спортивным объединениям. Более того, благодаря этой модели вчерашние спортсмены-любители нередко становились чемпионами.

Волна возмущения могла подняться снизу и захлестнуть спортивную общественность намного раньше. Она назревала в тех спортивных клубах, которые держатся на энтузиазме 3,2 миллионов волонтёров. Государственное финансирование этих организаций ежегодно сокращается, а стоимость лицензий неуклонно растёт. Не стоит забывать и о 36 000 ассоциациях, в которых работают около 227 000 воспитателей, тренеров и административных сотрудников. Там рабочие места, на которые распространялась государственная поддержка, резко сократились. Наконец, последняя капля упала в чашу терпения сверху, из структуры под названием CTS, объединяющей спортивных технических специалистов. В начале апреля появилась неофициальная информация из министерства, согласно которой 1 600 служащих этой государственной организации, призванной поддерживать спорт на национальном уровне, переводятся в федерации. «Не смотря на то, что результаты всех исследований говорят о необходимости выработать государственную политику оздоровления и воспитания при помощи спорта, власти страны сокращают половину сотрудников министерства спорта (из 3 200 спортивных технических специалистов в министерстве останутся 1 600 человек)», – возмущённо говорит в беседе с корреспондентом «Юманите» технический директор Французской национальной федерации гандбола Филипп Бана. Недавно Роксана Марасиняну объявила о приостановлении принудительного перевода спортивных чиновников. Зато он тут же был закреплён в законопроекте о реформировании государственных организаций, одобренным депутатами движения «Вперёд, Республика!». Была создана согласительная комиссия, которой пока удалось лишь немного снизить накал страстей.

Впрочем, к активисту Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) Жану-Франсуа Даву это не относится. «За пять лет до Олимпийских игр в Париже мы своими руками разрушаем всё, что можно. Это неслыханно!» – говорит он. Сам Даву на общественных началах руководит кружком гребли в департаменте Эндр и Луара. Хорошо зная тему, Даву объясняет, чем обернётся новая мера для спортивных технических специалистов: «Мы, члены ВКТ, были против создания Национального спортивного агентства, ведь с его появлением министерство спорта лишается не только всех

полномочий, но и самого смысла своего существования. Прямо как при монархии: волевым решением отодвигаем на второй план государственную спортивную организацию и передаём бразды правления этому Агентству, 45 членов которого — представители Национального олимпийского и спортивного комитета, местных органов власти, частных предприятий и, конечно, государства (заметьте, представителей работников среди них нет) – должны договориться о перспективах развития спорта! И всё это в условиях недостаточного государственного финансирования. Такая стратегия ведёт к коммерциализации спорта: клубы и федерации вынуждены заботиться о своей рентабельности и брать на вооружение модели предпринимательской деятельности, реализуемые в рамках социальной и солидарной экономики».

На прошлой неделе участники общего собрания Национального олимпийского и спортивного комитета обратили внимание на «недопонимание», возникшее из-за создания Национального спортивного агентства и социального конфликта, возникшего в связи с CTS. Понятно, что сейчас правительство затягивает решение вопроса о финансировании: расходы на спорт составляют 0,13 % государственного бюджета. Конечно, кабинет министров по-прежнему не намерен снимать верхнюю планку размера налогов на инвестиции в спорт. Но, по мнению исполнительной власти, приходится идти в ногу со временем, чтобы выдержать конкуренцию с частным бизнесом, то есть с тренерами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, с владельцами спортзалов, туристических и досуговых агентств, крупных торговых сетей и производителями спортивного снаряжения. Вице-президент Национального олимпийского и спортивного комитета, автор доклада 2017 года «Спорт и социальная и солидарная экономика» Бернар Амсалем призывает адаптировать спортивные объединения к «культуре предпринимательства, принятой в рамках социальной и солидарной экономики». «Большинство людей, занимающихся спортом, не имеют отношения к нашим клубам, – отмечает вице-президент Национального олимпийского и спортивного комитета. – А между тем в обществе существует запрос на занятия спортом (для поддержания здоровья и физической формы, предотвращения болезней), на спорт как общественное явление, спорт на предприятиях и т.п. Руководству клубов пора задуматься над тем, что они могут предложить. Тем более что местные власти могут учитывать особенности своих регионов и экономнее распоряжаться государственными дотациями, чтобы полнее удовлетворять запросы людей. Социальная и солидарная экономика это и предусматривает».

Так что же, решение найдено? Социальная и солидарная экономика? «Мы не вполне понимаем, о чём идёт речь, – признаётся Николя Вердон, генеральный представитель организации «Профессия – спорт и досуг», в состав которой входят 14 000 клубов, ассоциаций и объединений работодателей. — Если речь идёт о том, чтобы отправлять заявки на тендеры и искать источники дополнительного финансирования для восполнения недостатка государственных дотаций, то сегодня мы уже итак делаем это. Но есть организации, которым такая модель не подходит. Это прежде всего те, которые работают с нестабильным или проблемным контингентом. И есть регионы, в которых она не сработает. Например, сельские территории, расположенные далеко от крупных центров». Признаком начавшихся перемен можно считать то, что после десяти удачных лет сегодня в спортивной сфере появились проблемы с занятостью.

«Представление о том, что социальная и солидарная экономика поможет нам найти новые источники финансирования, — не более чем иллюзия», – утверждает Давид Клюзо, президент Национального совета работодателей будущего, в состав которого входят многие руководители спортивных объединений. – Спортивная общественность Франции должна выбрать один из двух вариантов. Или мы признаём, что стимулирование физической активности соответствует нашим общим интересам и не следует ограничивать дотации на эти цели. В этом случае Национальное спортивное агентство должно воспользоваться своим влиянием на органы государственной власти и местного самоуправления. Или же мы считаем, что занятие спортом – личное дело

каждого. И тогда федерациям придётся искать поддержку у спортивного бизнеса. Но неужели французский спорт должен искать финансирование от какого-нибудь обувного бренда? Не думаю».

Отодвинув министерство спорта на второй план, правительство нанесло удар по спорту в стране, склоняя его к реализации второго сценария и жёстко контролируя при этом распределение финансовых потоков на уровне органов местного самоуправления. 91 % федераций, входящих в состав Национального олимпийского и спортивного комитета, отмечают частичное неисполнение финансовых обязательств, а 79% из них вынуждены предлагать новые виды деятельности (услуги по организации досуга, уходу за телом, оздоровлению). Таковы данные исследования, проведённого «Obaldia conseil-CDES». Использование тех моделей предпринимательской деятельности, на которых строится социальная и солидарная экономика, не только не укрепит положение спортивных федераций и клубов, а наоборот, ослабит их. «Наши общественные объединения воспитывают людей и способствуют их сплочению, предлагая занятия различными видами спорта. Выполняя своё изначальное предназначение развивать спорт как путь к интеграции, здоровью и формированию социальных связей, они теперь стали конкурентами спортивных федераций, которые начинают предлагать то же самое», – говорит Франсуаз Бувье, президент Национального спортивного союза Лео Лагранж. Руководство Национального олимпийского и спортивного комитета, в частности, Бернар Амсалем, это прекрасно понимает: «Общественный запрос велик, а наши федерации не могут его удовлетворить. Это при том, что во Франции насчитывается 117 федераций. У соседних европейских стран их вдвое меньше».

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »