LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Рафаэль Глюксманн: «Никто из левых, похоже, не осознал всей трагичности ситуации»

Рафаэль Глюксманн опубликовал книгу «Дети пустого мира», в которой призывает к кардинальным переменам в идеологической сфере. Интервью

Рафаэль Глюксманн опубликовал книгу «Дети пустого мира», в которой призывает к кардинальным переменам в идеологической сфере. Интервью.

Мод Верньоль

Мод Верньоль: «Раньше люди жили догмами и мифами. Сейчас наше общество вообще бессмысленно». Это фраза из вашей книги. Почему, на ваш взгляд, можно понять политический кризис сегодня, анализируя жизнь предыдущих поколений?

Рафаэль Глюксманн: Мы — «дети пустого мира». Поколение, чьи родители видели 68 год, жили в обществе, которое питалось коллективными идеологиями. Левые верили в марксизм, в прогресс. Они стремились разрушить догматы, чтобы думать самостоятельно, проявить свою индивидуальность. Поколение наших родителей пережило великое потрясение: разрушилось то, во что они верили. Так появился 68 год, однако, как следствие, люди отвергли свои идеологии. Мы унаследовали «пустой мир», общество, не имеющее идеологий, групповых структур. Анализ жизни поколений отчасти позволяет понять, почему возник современный политический кризис. Я сам разобрался в ситуации не сразу. Работая над книгой, я придерживался определённой структуры. Изначально я думал, что свободы человека – это удел свободного общества. Я родился по «хорошую» сторону социального барьера и потому смог объективно взглянуть на вещи только покинув привычную для себя обстановку.

М. В.: Отправной точкой для написания книги послужила ваша встреча в Лотарингии с вышедшим на пенсию работником чёрной металлургии, который рассказал вам о том, что его идеологические взгляды не совпадают со взглядами его детей: «Я состоял в рядах партии и был членом профсоюза. А мои дети — сами по себе. И голосуют за «Национальный фронт»». Насколько справедливо будет проецировать его ситуацию на всех?

Р. Г.: Разговаривая с ним, я не знал, что ему ответить. Он продолжал задавать мне вопросы. И часто выражал своё возмущение успехом «Национального фронта», сжимая от злости кулаки, но не приводя при этом обоснованных доводов. Мой собеседник сам ответил на свои вопросы: «Мы были членами профсоюза и состояли в рядах партии». На протяжении всей своей жизни в обществе он никогда не чувствовал себя одиноким. Возможно, его дети богаче него, но это ничего им не даёт, поскольку они одиноки. Именно в этом находятся истоки кризиса западных демократических государств. Помимо экономических причин существуют другие – потеря ценностных ориентиров, разрушение структуры, вписывающей человека в жизнь общества – которые создают благоприятную почву для ультраправых течений. Отсутствие идеологии породило общество, в котором каждый человек — сам за себя. И это опасно, ибо в такой ситуации к власти могут прийти как харизматичные лидеры, так и тираны. Ведь разобщённые люди всегда в большей степени поддаются влиянию лидера, который лишает их свобод. Именно по этой причине либерализм не может служить оружием против фашизма, а волну народного движения, которая накрыла Европу, не смогут остановить привычная риторика.

М. В.: По вашему мнению, для того чтобы левые силы вернули своё влияние, необходимо понять, в чём они потерпели неудачу. Вы несколько раз упоминаете отчёт «Terra Nova» 2011 года, называя его «социальной капитуляцией» …

Р. Г.: В этом отчёте всё соответствует действительности. Он всего лишь утверждает закономерность давно идущего процесса – изменение направления действий левых сил в правительстве в сторону борьбы за всеобщее равенство, и сразу именно в тот момент, когда проявляется неравенство. Вместо того, чтобы кричать необходимо экстренно принимать меры против расизма. И да, с расизмом нужно бороться во имя всеобщего равенства, но это не должно заменять собой планы по глобальному преобразованию общества. В отчёте «Terra Nova» говорилось именно об этом: оставить в стороне рабочих, заменив их на культурный союз космополитической буржуазии и меньшинств. И вот мы видим результат.

М. В.: В книге вы также затрагиваете проблему «пустого мира». Речь идёт о времени, когда демократия, кажется, осталась в прошлом, а частные интересы преобладают над политикой. Кто сегодня способен улучшить ситуацию в сфере политики?

Р. Г.: В этом всё и дело. К сожалению, факты неопровержимо указывают на то, что популисты (такие как Маттео Сальвини) приходят к власти. Нельзя недооценивать проблему. Как в ситуации с Брекзитом, когда представители европейских ультраправых партий подхватили лозунг «Вернём своё» (« Take back control »). Чем мы можем на это ответить? Само определение народа, производное от обозначения жителей средневекового города, подразумевает способность нести ответственность за свою судьбу. Ситуация сегодня ужасна, однако те, кто называет себя прогрессистами, ещё меньше занимаются политикой, чем Маттео Сальвини или Дональд Трамп. Я ощутил себя, словно в кошмарном сне наяву, когда услышал, что редколлегии человека умоляли помешать формированию нового правительства в Италии рейтинговые агентства, взывая к свободам человека! Неужели оставался лишь один выбор между пост-демократическим либерализмом и демократиями, лишёнными либерализма?

М. В.: Именно на такой выбор рассчитывает Эммануэль Макрон на будущих выборах в Европейский парламент.

Р. Г.: Он хочет снова разыграть сценарий второго тура президентских выборов. Мы уже видели такое. Однако его позиция «либо я, либо хаос» чрезвычайно опасна. Во время выборов в Европейский парламент важно не допустить противостояния между сторонниками Европы Юнкера и сторонниками Фрекзита. Я глубоко убеждён в том, что серьёзные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в сферах климата, экономики и общества, должны решаться именно на европейском уровне. Учитывая данное обстоятельство, разобщённость левых сил просто не укладывается в голове. Ясно, что никто из левых не осознал всю трагичность ситуации. Однако я не считаю, что левые могут объединиться по мановению руки одного человека. В данном случае я имею в виду Жана-Люка Меланшона. Ок, здорово: партий больше нет. Ну а что тогда есть? А есть движения, построенные на строгой иерархии, которые считают себя современными, поскольку не подчиняются влиянию партий. На самом деле они представляют собой инвариант политической жизни. Я убеждён, что разделение на правых и левых актуализируется вновь.

М. В.: Как отреагировали французские СМИ на ваш печально знаменитый разрыв с «Nouveau Magasine Litteraire»?

Р. Г.: Когда я начал там работать, у меня было чёткое понимание, что я делаю: я работаю в журнале, объединяющем авторов левого толка, которые обсуждают политические, общественные и культурные вопросы… Условием была полная свобода критики действующей власти. Я не питал симпатий к Эммануэлю Макрону. Скорее, наоборот. За шесть месяцев о нём были опубликованы лишь три статьи, что каждый раз обостряло отношения с акционером (Клод Пердриэль – прим. редакции). В одной из передач я произнёс фразу: «Приход Макрона сулил наступление рассвета, но этот рассвет слишком быстро перешёл в сумерки». Эта фраза обошла весь мир и вызвала настоящую бурю. Мне предложили «смягчить» моё высказывание! Я отказался. Я ушёл, с сожалением покинув команду, в которой работал, и оставив мой редакторский проект. Власть Макрона не совместима со свободой прессы…

(1) Les Enfants du vide. De l’impasse individualiste au reveil citoyen. Raphael Glucksmann. Allary Editions. 210 pages. 18,90 euros.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »