LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТЕТСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ. ПОВОРОТ В ВОЙНЕ ВО ВЬЕТНАМЕ

Тетское наступление вьетконговцев и северовьетнамской армии стало блистательной стратегической победой.

Тетское наступление вьетконговцев и северовьетнамской армии стало блистательной стратегической победой. Внезапная крупномасштабная атака оказалась настоящим шоком не только для Пентагона, но и для всего американского народа, чьё массовое возмущение было направлено против администрации Джонсона и заставило президента начать переговоры с Ханоем, а также отказаться от второго срока пребывания в Белом доме.

21 ноября 1967 года генерал Уэстморленд, главнокомандующий американскими войсками во Вьетнаме, обратился к Национальному пресс-клубу. Он утверждал, что «коммунисты» не способны осуществить наступление в Южном Вьетнаме. Два месяца спустя, в ночь на 30 января 1968 года, были атакованы шесть главных городов региона и несколько американских баз: Нячанг (одна из штаб-квартир американских сил), Буонметхуот, Контум, Хойан, Туихоа, Дананг, Куиньон и Плейку. В 3 часа утра 31 ноября силы Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФО) и Народной армии Севера заняли Сайгон, Чолон, Заден и ещё около сотни городов и американских баз, в том числе и столицу империи Хюэ. Началось новогоднее наступление под кодовым названием «Tong Cong Kich – Tong Khoi Nghia» («Генеральное наступление – генеральное восстание»).

Тет — Новый год по лунному календарю — период праздников, во время которого внимание и мобилизация южновьетнамских и американских военных были ослаблены. С 27 января НФО объявил семидневное перемирие, освободив при этом четырнадцать пленных южновьетнамской армии и трёх американских пилотов, сбитых над Северным Вьетнамом. Американцы и их союзники были удивлены масштабом наступления, его смелостью (напасть на американское посольство в Сайгоне!) и силой атак. Их обвели вокруг пальца. Внимание Уэстморленда уже несколько месяцев было приковано к Кхешань, американской базе на севере Южного Вьетнама, недалеко от лаосской границы и демилитаризованной зоны, отделяющей Юг от Севера по 17-й параллели. После целой серии кровопролитных схваток северовьетнамская народная армия взяла базу в осаду. Американский генштаб расценил это как преддверие вторжения с Севера, а Уэстморленд хотел наконец дать сражение сомкнутыми боевыми порядками, используя всю американскую огневую мощь, тем самым навязав игру по своим правилам.

Он не знал, что генерал Зяп, победитель французов в Дьенбьенфу, задумал осаду Кхешани как большой отвлекающий манёвр. Речь шла о том, чтобы оттянуть силы американцев и южновьетнамцев далеко от стратегических центров, чего и должно было добиться Тетское наступление посредством спорадических атак в разных регионах Юга. Кроме того, необходимо было помешать американской разведке обнаружить подготовку наступления и концентрацию войск, орудий и сопутствующей техники вдоль тропы Хо Ши Мина,[2] настоящей артерии, пересекавшей Лаос и Камбоджу.

Уэстморленд был, конечно, информирован о необычном перемещении северовьетнамских войск и о множестве грузовиков, передвигавшихся по тропе Хо Ши Мина. Он сообщил в Вашингтон о своём беспокойстве, но этим всё и ограничилось. Президент Джонсон не обратил никакого внимания на сообщения командующего. Однако накануне наступления американский генштаб передислоцировал полки в район Сайгона.

В начале 1968 года американский контингент во Вьетнаме насчитывал более 400 000 человек, не считая австралийские, тайландские и корейские войска. Южновьетнамские вооружённые силы включали в себя 350 000 солдат. В своё время, в 1962 году, президент Джон Ф. Кеннеди принял решение отправить войска в Южный Вьетнам в количестве более 16 тыс. военнослужащих. Его преемник Джонсон постоянно увеличивал контингент для продолжения миссии под названием «Search and Destroy» («Найти и уничтожить») – операций, проводившихся американской армией в сельской местности Вьетнама, в результате которых погибли тысячи людей и были разрушены сотни деревень. Джонсон также отдал приказ на проведение массированных бомбардировок Северного Вьетнама (операция «Rolling Thunder» – «Раскат грома»), как знак того, что США прекращают свою помощь НФО.

По словам Майкла Маклира, канадского журналиста, находившегося в то время во Вьетнаме и ставшего свидетелем тех событий, во время американских бомбардировок было убито около 1 800 000 мирных жителей и множество больших городов стерты с лица земли. Что касается американцев, то они потеряли более 1200 самолётов, включая несколько десятков В-52,[3] около тысячи летчиков погибли и сотни попали в плен.

Север продолжал помогать Югу и даже усилил там своё присутствие. Движение по тропе Хо Ши Мина увеличилось в десять раз. НФО постоянно расширял зоны своего контроля. Дядя Сэм терпел поражение!

Молодёжь всего мира, в том числе и в США, протестовала против войны во Вьетнаме. Согласно опросам общественного мнения, количество граждан, считавших, что американцы допустили ошибку, отправив войска во Вьетнам, увеличилось с 25 % в 1965 году до 45 % в декабре 1967-го. Вопреки успехам, о которых американский генштаб докладывал в Конгрессе и хвастался перед телекамерами, американская армия была не способен нанести хоть сколь-нибудь ощутимое поражение вьетнамским патриотам, а в США возвращалось всё больше и больше гробов.

Именно в этих условиях в 1967 году Коммунистическая партия Северного Вьетнама (КПВ), после бурных дебатов, проходивших между той частью руководства, которая считала, что вести партизанскую войну надлежит силами НФО, а Север должен готовиться к дипломатическим переговорам, и теми, которые выступали за крупномасштабное наступление и восстание на Юге, выбрала линию «Генеральное наступление – всеобщее восстание». В тот период СССР и Китай, две державы, помогавшие вьетнамцам, находились в конфронтации друг с другом. Москва, снабжавшая Ханой оружием, и прежде всего средствами противовоздушной обороны, была озабочена возможным расширением конфликта и хотела его политического урегулирования. Пекин, в котором культурная революция была в самом разгаре, придерживался более радикальных позиций. В конце концов руководство КПВ проголосовало за наступление, осуществить которое должен был в основном НФО при поддержке Народной армии Севера, и одновременно предложило начать переговоры, при условии прекращения американцами бомбардировок. Генерала Зяпа, сторонника переговоров, назначили командовать наступлением. И он провёл его мастерски. В день Х он поставил под ружьё более 84 000 человек, оставив ещё несколько тысяч в резерве.

Силы, участвовавшие в наступлении

Армия США — 331 098 человек. Военный флот США — 78 013. Южновьетнамская армия — 350 000 человек (под командой 12 000 американских инструкторов); располагала подкреплением из 42 000 бойцов, принадлежавших к национальным меньшинствам, и 70 000 полицейских.

Северовьетнамская народная армия (Юг) – 58 000 бойцов (10 % из которых – инструкторы из рядов НФО). Войска НФО — оценить количество трудно; по данным США, состояла из 300 000 человек. Историк Стефан Манту  в книге «Тетское наступление» (изд-во «Tallandier», 2013г.)  приводит данные о том, что в объединённых силах НФО и Народной армии насчитывалось до 278 000 солдат и офицеров.

Американскими войсками командовал генерал Уильям Уэстморленд. Южновьетнамскими – генералы Нгуен Као Ки и Нгуен Ван Тхиеу.

Хо Ши Мин – председатель Коммунистической партии Северного Вьетнама. Генерал Во Нгуен Зяп — министр обороны, руководил наступлением в январе 1968 года. Нгуен Хыу Тхо – председатель центрального комитета Национального фронта освобождения Южного Вьетнама.

Тетское наступление преследовало несколько целей. С военной точки зрения, оно должно было нанести американцам как можно более сокрушительные удары и привести к разгрому их южновьетнамских марионеток. С политической точки зрения, Ханой и НФО допускали возможность всеобщего восстания и рассчитывали на него. 31 января радио Ханоя объявило о создании Повстанческого комитета Сайгона и провозгласило призыв: «Повстанческий комитет призывает всё население и революционные силы Сайгона оказывать решительное сопротивление и неустанно атаковать врага для обеспечения полной победы. Повстанческий комитет призывает соотечественников из регионов, временно контролируемых кликой Тхьеу–Ки–Лоан, стойко и энергично противостоять терроризму, помогать революционным силам гнать по пятам этих бесчестных и жестоких лакеев, формировать патриотические и нейтральные силы для того, чтобы способствовать освобождению нашего любимого города».

На всей территории Юга был сформирован Национальный демократический фронт за мир. Во многих городах, в том числе и в Хюэ, звучал тот же клич: «…заставить американцев убраться вон с Юга, вернуть власть народу, построить мир и независимость страны». Желанного восстания не произошло, южновьетнамская армия устояла. Более того, она стала проводить ещё более страшные репрессии. Красноречивой иллюстрацией этому является одна фотография: генерал Нгуен Нгок Лоан, начальник национальной полиции, публично расстреливает из револьвера Нгуена Ван Лема, офицера НФО, взятого в плен в гражданской одежде. Эта фотография обошла весь мир и вызвала глубокое возмущение. Общественное мнение в Соединённых Штатах было потрясено. С полным правом можно сказать, что этот снимок, вместе со штурмом посольства в Сайгоне, спровоцировал новый и решающий всплеск сопротивления войне. «Вплоть до Тетского наступления, – скажет потом генерал Зяп, – американцы думали, что могут выиграть войну, но после него они поняли, что сделать этого не смогут».

Несмотря на то, что штурм посольства произошёл очень быстро, а диверсионная группа НФО (19 солдат), проводившая его, была уничтожена, событие получило большой резонанс. Американское посольство в Сайгоне — это шестиэтажное здание, расположенное в большом, казавшемся неприступном, комплексе. 31 января в 2.45 бойцы НФО при помощи взрыва проделали отверстие в стене здания. Двое офицеров проникли через него на территорию посольства. В короткой взаимной перестрелке погибли и нападавшие, и американские морпехи. Затем подъехал джип с двумя МР (военными полицейскими), которых вьетнамцы «скосили» очередями из АК-47. Американского морпеха, ведшего огонь по нападавшим с крыши соседнего здания, постигла та же участь. Перестрелка длилась шесть часов. Американцам пришлось прислать вертолёты, которые произвели серьёзные разрушения, и воинское подкрепление. Бой закончился в 9.20.

Американские репортёры снимали на камеру солдат армии США, бравших штурмом здание своего посольства. Они также фотографировали и снимали на камеру руины представительства Вашингтона в Сайгоне и трупы молодых ребят, бесстрашно бросившихся на его приступ. «Победа», которую американцы одержали этим ранним январским утром, была ничтожна. Победа 19 героев НФО оказалась сокрушительной для Белого Дома.

Несмотря на то, что большинство атак было подавлено, бои продолжались. Солдаты НФО в китайском пригороде Сайгона Чолон держались стойко, отступить их заставила только массированная воздушная бомбардировка, в результате которой погибли сотни мирных жителей. Войска Народной армии удерживали Хюэ, административный центр Севера, и его Цитадель в течение двадцати шести дней. Американцы смогли вернуть себе город только ценой почти полного его уничтожения.

После произошедшего «boys» начали мстить. 16 марта 1968 года 120 GI (американские солдаты лёгкой пехотной бригады) стёрли с лица земли деревню Май Лай, истребив по приказу лейтенанта Уильяма Кейли 504 мирных жителей – мужчин, женщин, детей и младенцев. Некоторые женщины подверглись групповому изнасилованию, а их тела были обезображены. И вновь весь мир вздрогнул. Это преступление вызвало настоящий скандал в Соединённых Штатах.

С Кхешани осада была снята только 8 апреля, после чудовищных бомбардировок, которые, по выражению Уэстморленда, «сломали хребет врагу». Но утром 4 мая Народная армия и НФО начали вторую фазу наступления – «мини-Тет». По всему Южному Вьетнаму было намечено 119 целей, в том числе снова Сайгон. Американцы вынуждены эвакуировать базу Кхамдук в провинции Куанг Тинь, атакованную 10 мая.

Ежедневная канадская газета Lla Presse» от 5 февраля 1968 года в те дни продемонстрировала проницательность: «Зачем писать, что «хребет вьетконговцев сломан во всех крупных городах Южного Вьетнама», если через несколько часов вам приходится сообщать, что бои в Сайгоне, Хюэ и т. д. продолжаются? Манипулируя правдой, выиграть невозможно».

Вскоре после наступления генерал Уильям Ч. Уэстморленд был отправлен в отставку. 31 марта 1968 года, выступая по американскому телевидению, президент Джонсон объявил об «односторонней паузе» в бомбардировках и о том, что он не станет выдвигать свою кандидатуру на новых президентских выборах в ноябре. 3 апреля Ханой объявил, что готов к переговорам. Они начались 13 мая в Париже.

«Честно говоря, мы не достигли нашей главной цели – спровоцировать восстания по всему Югу, – скажет потом генерал Тран До, командующий Народной армией в битве за Хюэ, – Но мы нанесли тяжёлые потери американцам и их приспешникам, и это стало для нас большой победой. Это, как и удар по Соединённым Штатам, не входило в наши намерения, но оказалось, что конец вышел счастливым».

Бернар Фредерик


[1] Дьенбьенфу — Долина глиняных кувшинов (Вьетнам.)- сражение между французской армией и силами Объединённого национального фронта Льен-Вьет в марте-мае 1954 г. – прим. ред.

[2] Американское название всех сухопутных и водных транспортных путей, протяжённостью свыше 20 тыс. км., использовавшихся армией Демократической Республики Вьетнам для переброски армии и военного оборудования в Южный Вьетнам – прим. ред.

[3] Boeing B-52 Stratofortress — американский тяжёлый сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец; на вооружении ВВС ВС США с 1955 г. – прим. ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »