LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

СЕНТЯБРЬ 1977 ГОДА. ОТХОД ОТ ОБЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Весной 1977 года подписавшие общую правительственную программу партии (Коммунистическая партия Франции (КПФ), Социалистическая партия (СП) и Движение левых радикалов находились на пике своей политической карьеры. Они показали хорошие результаты на муниципальных выборах

Весной 1977 года подписавшие общую правительственную программу партии (Коммунистическая партия Франции (КПФ), Социалистическая партия (СП) и Движение левых радикалов находились на пике своей политической карьеры. Они показали хорошие результаты на муниципальных выборах. Во главе почти 1 500 муниципалитетов находились представители КПФ. Позиции правых, расколовшихся после 1976 года, напротив, существенно ослабли. 31 марта руководство КПФ предложило своим партнёрам «обновить» общую программу, учитывая перспективы намеченных на следующий год парламентских выборов. 7 апреля СП ответили согласием. Обсуждение спорных вопросов было поручено группе из 15 человек. Компартию представляли Шарль Фитерман, Филипп Эрцог, Пьер Жюкен, Жак Канапа и Поль Лоран. Вполне понятно, что у каждого из них были свои взгляды и представления. КПФ, на протяжении предыдущих четырёх лет переживавшая всё обостряющийся кризис, хотела ужесточить позиции по социальным вопросам и упрочить инструменты государственного регулирования, в частности в сфере национализации. Соцпартия Франсуа Миттерана, в свою очередь, стремилась укрепить свой образ «реализма», отодвинув в сторону всё, что могло навлечь на себя обвинения в «максимализме».

К началу обсуждения у каждой партии было своё видение общего документа образца 1972 года.

Естественно возникли разногласия. Помимо социально-экономических вопросов, одной из спорных тем стал вопрос о ядерных силах (КПФ заняла положительную позицию во имя независимой и всесторонней оборонной политики) и о всеобщих выборах в Европейский парламент. В самом начале переговоров (в конце мая) казалось, что партнёры стремятся прийти к соглашению.

Два месяца работы, 15 долгих заседаний, 100 часов напряжённых дискуссий… и множество публичных стычек. Компартия не испытывала особого доверия к союзникам-социалистам и хотела чётко прописать все необходимые обязательства в обновлённой программе. В то же время, на фоне происходивших тогда преобразований в европейской социал-демократии, Соцпартия стремилась взять на себя как можно меньше обязательств относительно того, что она будет делать, если придёт к власти.

Как бы то ни было, к концу июля участникам переговоров удалось продвинуться на пути к соглашению.

28 числа был принят обнадёживающий протокол, который сулил успешную встречу руководства трёх партий в начале сентября.

Однако все это не отменяло опасений КПФ. 17 июля Жорж Марше в эфире TF1 заявил, что не собирается идти во власть только для того, чтобы «разбираться с кризисом». 30 числа, после дневного собрания рабочей группы по программе, Марше прямо заявил участникам переговоров: «Вы капитулировали!»

Пока никто открыто не заявлял о желании разорвать отношения, однако полемика постепенно накалялась. 3 августа Марше отклонил перспективу новых уступок, дав понять, что КПФ не может поступиться своей позицией по оставшимся нерешённым вопросам. 8 августа Миттеран осудил «словесную эскалацию» со стороны Компартии и выставил себя защитником «свободы». Выступая в центральном комитете 9 сентября, Марше отметил «возможность разрыва». «Да — общей программе, нет — коммунистической программе», — подчеркнул Миттеран.

Вся ответственность за создавшуюся ситуацию легла на КПФ

На собрании руководства 14 сентября лидер радикальных левых Робер Фабр громко хлопнул дверью. «Если Компартия настаивает на сохранении «порога» национализации, разговор больше не имеет смысла», — заявил он. Впоследствии Фабр вернулся за стол переговоров, но дело было сделано. Фабр был «умеренным», а Марше — «максималистом», что позволило Миттерану занять удобную позицию ровно по центру. Этот дважды кандидат в президенты от левых по-прежнему продолжал говорить об общей программе и о единстве левых сил, но уже избавившись от «помех» в лице коммунистов. Со всех сторон выигрышная ситуация, учитывая, что левая общественность хотела договора любой ценой…

В 1:14 24 сентября 1977г. участники дискуссии были вынуждены сделать вывод о невозможности соглашения. Программа обновлена не будет. Каждая партия пойдёт в бой с собственным пониманием общего документа 1972 года. КПФ же придётся дорого заплатить за провалившиеся переговоры. И хотя ответственность за разрыв лежала на всех примерно в равной степени, всю вину возложили на Компартию.

Когда в июне 1972 года КПФ подписывала общую программу, коммунисты были уверены, что смогут извлечь выгоду из договора, который упорно защищали в течение многих лет. Только вот оптимистический сценарий оказался ошибочным. Находившиеся в отчаянном положении на президентских выборах 1969 года, социалисты смогли быстро сократить отставание от коммунистов, возникшее ещё в 1945 году. В 1977 году Жорж Марше и руководство ФКП надеялись, что смогут заставить СП пойти на уступки и сместить создавшийся союз влево. Но уже год спустя их надежды пошли прахом, а Соцпартия вышла на авансцену политической жизни Франции. А ещё через три года (1981г.) СП ждал безусловный триумф, сопровождавшийся начавшимся к тому времени спадом политического влияния КПФ.

«Загадка Марше»?

Мы критиковали позицию, занимаемую Жоржем Марше в июле 1977 года, и упоминали «руку Москвы», отмечая, что в 1977 году отношения с КПСС складывались далеко не лучшим образом. Генсек был буквально одержим мыслью о том, что КПФ может стать сателлитом СП. Он, как известно, мог похвастаться ярким слогом и активными выступлениями в СМИ. Марше был убеждён в том, что если повысить тон и призвать «массы» на помощь, то Соцпартия будет вынуждена уступить. По сути, с 1973 года он действовал точно по канонам Компартии. Коммунисты разрывались между необходимостью единства и страхом лишиться лидирующего положения среди левых, в связи с чем их бросало то в пламенные речи о союзе, то в перепалки с Соцпартией. Миттеран же был только рад показать, что не оказался в заложниках у коммунистов. В этой игре в кошки-мышки победителем стал именно он.

Литература:

 L’Union sans unite. Le programme commun de la gauche, 1963-1978, Danielle Tartakowsky, Alain Bergounioux. Presses universitaires de Rennes, 2012. («Союз без единства. Общая программа левых, 1963-1978»)

De battre mon coeur n’a jamais cesse, Pierre Juquin. Memoires, l’Archipel, 2006. («Моё сердце не перестало биться»)

Croissance et contestations, 1958-1981, Jean Vigreux. Seuil, 2014. («Рост и протесты, 1958-1981»)

Основные даты

27 июня 1972 года. Подписание программы Социалистической партией, Коммунистической партией и Движением левых радикалов.

1974 год. Кандидат от союза левых Франсуа Миттеран набирает 49,19% во втором туре президентских выборов.

1978 год. На парламентских выборах социалисты (22,79%) обходят коммунистов (20,61%).

10 мая 1981 года. Миттеран побеждает во втором туре с 51,76% или 15 708 602 голосами.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »