LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Когда Эдуар Филипп утверждал, что любое принятое решение вызовет недовольство, он был уверен в своей правоте.

Когда Эдуар Филипп утверждал, что любое принятое решение вызовет недовольство, он был уверен в своей правоте. И вот, спустя пятнадцать лет неопределённости, а в конце этого «марафона» — ещё многих часов, породивших волну слухов, исполнительная власть объявила: в городке Нотр-Дам-де-Ланд, что в департаменте Атлантическая Луара, новый аэропорт строиться не будет. «Условий для того, чтобы довести этот проект до благополучного конца, не достаточно», – поведал вчера премьер-министр, добавив, что, с его точки зрения, инфраструктура, которую планировали создать в Нотр-Дам-де-Ланд (НДДЛ, как его прозывали в узком кругу), превратилась в «аэропорт раздора». Что ж, всё верно.

Пятнадцать лет консультаций, публичные обсуждения, многочисленные доклады и один референдум не увенчались принятием единого мнения. Ничего не помогло. До самого последнего дня мнения оставались диаметрально противоположными – или за, или против НДДЛ.

«Государство отвергло проект, который само же и предложило».

Государству так и не удалось сформулировать концепцию, которая отражала бы если не всеобщее, то хотя бы наиболее распространённое, основанное на консенсусе, волеизъявление. Более того, с самого начала и до сегодняшнего момента все сомневались в демократичности происходящего. «Всеобщее неудовлетворение – вот результат неполноценного, недейственного процесса выработки государственного решения», – отмечалось (применительно к оценке ситуации) в докладе медиаторов, переданном Эммануэлю Макрону в декабре прошлого года. В документе проанализирована вся история вопроса, вплоть до заключительного решения, которое подверглось противниками НДДЛ жёсткой критике как по сути, так и по форме. «Решение правительства – это предательство, отказ от демократии. Оно растоптало мнение, выраженное народом 26 июня 2016 года», – негодует Жоанна Роллан (мэр Нанта, социалист), имея в виду организованный в департаменте референдум, на котором за Нотр-Дам-де-Ланд проголосовало 55 %. Того же мнения придерживается и Филипп Гровале, председатель Объединённого профсоюза работников аэропортов (ОПРА), в который входят организации, поддерживающие НДДЛ. «Этим решением (Эммануэль Макрон) попирает правовые процедуры и решения, он унижает местные организации, он пренебрегает народным голосованием», – заявляет представитель профсоюза, напоминая, что судебные инстанции неоднократно отклоняли ходатайства, подававшиеся против проекта аэропорта. Эмрик Сессо, заместитель мэра Нанта, секретарь регионального отделения компартии, высказывается в том же духе: «Так мы платим за бездействие и нерешительность государства. Эммануэль Макрон в очередной раз принял авторитарное, эгоцентрическое решение, к которым он привык. Вопросы должны решаться коллективно, в этом заключается демократия. Но в данном случае государство принимает решение, идущее вразрез с местным волеизъявлением и с тем проектом, который само же и предложило».

Разумеется, у тех, кто оспаривал проект, и чьё упорное сопротивление было в конце концов вознаграждено, совсем другое настроение. «Это огромная радость для всех тех, кто боролся против проекта», – сказал вчера Жюльен Дюран, пресс-секретарь ACIPA — главной ассоциации противников проекта. Однако и они ощущают горький привкус от развития событий. «Я не воспринимаю заявление Эммануэля Макрона как большую победу», – говорит Марсель Тебо, фермер, занимающийся разведением молочного скота, «исторический» житель охраняемой зоны (ОЗ), занятой противниками Нотр-Дам-де-Ланд. «Понятно, что я удовлетворен окончательным решением. Но вся эта история – огромное поражение нашей неработающей демократической системы», – подчёркивает он, сожалея о том, что понадобилось потратить «пятнадцать лет борьбы и массу энергии активистов, чтобы заставить признать, что альтернатива проекту Нотр-Дам-де-Ланд возможна». Провал демократии? «Да», — считает Жан-Поль Мартель, председатель Национального движения по борьбе за охрану окружающей среды (НДБООС) Земель Луары. «С самого начала (с 2002 года. – Прим. ред.) было плохо проработано общественное обсуждение, поскольку не было представлено альтернатив проекту Нотр-Дам-де-Ланд, – объясняет активист, – Соответственно, демократическая полемика состояться не могла».

«Промахи, породившие недоверие».

Декабрьский доклад медиаторов приходит к такому же выводу. «Все процедуры народного референдума скрупулезно соответствовали закону, поэтому органами юстиции все они были признаны действительными, – отмечается в тексте, – Но довольно большое количество обжалований (180) в судебном порядке объясняется тем, что замечания, сделанные оппозицией, а также рекомендации и проблемы, сформулированные по окончании народного референдума, были учтены не в полной мере».

«Множество недочётов породили чувство неудовлетворенности и недоверия, — говорится в докладе, который подчёркивает ответственность государства, «гаранта демократической полемики», и упрекает его в инертности в тот момент, когда надо было отстаивать свой проект, — Незаконное заселение, начиная ещё с 2007-2008 годов, некоторых участков зоны перспективного освоения, которую они переименовали в охраняемую зону, усилило ощущение (его) бессилия».

Можно ли было добиться консенсуса, если бы не все эти промахи? Безусловно нет, потому что аргументы, которые выдвигают обе стороны, свидетельствуют о двух различных точках зрения на цели территориального развития. Новый аэропорт, как считают его сторонники, должен был обеспечить долгожданное развитие воздушного сообщения с Нантом, одним из наиболее интенсивно растущих французских городов, и способствовать увеличению плотности его городского пространства. По мнению противников, Нотр-Дам-де-Ланд был символом «тех великих бесполезных проектов», которые приносят в жертву сельскохозяйственные угодья, а главное – не позволяют Франции свернуть с пути развития, несовместимого с экологическими задачами сокращения парниковых газов. Остаётся только надеяться, что дискуссии станут более спокойными и перестанут тянуться так долго.

Это урок государству на будущее, и в интересах власти хорошо выучить его, поскольку принятое ими решение – это далеко не эпилог. Отказ от проекта аэропорта Нотр-Дам-де-Ланд, обрадовав одних и разочаровав других, оставляет в подвешенном состоянии целый ряд нерешённых вопросов. Эдуар Филипп рассчитывает перенаправить развитие регионального аэропортовского сектора на уже существующие два аэропорта в Ренн-Сен-Жак и Нант-Атлантик, которые, по словам премьер-министра, будут модернизированы. У второго из них, являющегося альтернативой Нотр-Дам-де-Ланд, немало проблем, с которыми теперь надо будет разбираться.

Первая проблема — вопрос жилья, поскольку, как считало большинство депутатов, перенос инфраструктуры в Нотр-Дам-де-Ланд давал возможность построить в черте Нанта 15 000 домов. «Её [инфраструктуры] сохранение на  прежнем месте однозначно разрушает все планы по уплотнению этой зоны, что будет способствовать дальнейшему расширению границ города, от которого и так уже страдает департамент, теряющий около 2000 гектаров сельскохозяйственных земель каждый год», – объясняет Эмрик Сессо. На втором месте стоит проблема шумового загрязнения. В настоящее время установлено, что шум неблагоприятно сказывается на более чем 40 000 человек. Этот отрицательный фактор также упомянут в докладе медиаторов. «Понятно, что надо найти решение проблемы этих жителей, например, сделать какую-то звуковую изоляцию, – полагает Жан-Поль Мартель из НДБООС, – и это тоже демократия». И наконец, те, кто ратовал за перенос, продолжают категорически возражать против реконструкции Нант-Атлантик из-за стоимости проекта, что должно вылиться в серьёзную дискуссию.

Государство заняло невнятную позицию, а «жители страны оз» залегли на дно

Государство, ещё до объявления своего решения, пожелало продемонстрировать силу. По сообщению AFP, вчера на место событий прибыли семь эскадронов жандармерии быстрого реагирования, которые оцепили зону и начали проводить проверки, чтобы пресечь прибытие подкрепления в ОЗ. Дополнительно несколько отрядов спецназа должны были обеспечивать порядок в Нанте и Ренне на случай массовых выступлений. Таким образом, все готовились к быстрой и беспорядочной эвакуации. Однако, едва объявив об отказе от проекта Нотр-Дам-де-Ланд, государство в лице своего премьер-министра Эдуара Филиппа подарило оппозиционерам три месяца на то, чтобы покинуть эти места, несомненно, из страха повторения драмы плотины Сиванс. Двоякая риторика запутала смысл идеи, которую хотело донести государство, так как в то же самое время министр выдвинул условия: возобновление движения по трём дорогам, проходящим по этой местности, и исчезновение сквоттеров, которые перекрывают проезжую часть. «Мы покончим с территорией беззакония, которая уже почти десять лет процветает в этих краях. Иначе силы правопорядка приступят к необходимым действиям», – заверил он. Ответ оппозиционеров на эту двоякую и несколько туманную риторику последовал незамедлительно. «Антиаэропортовское движение» заявило, что «категорически отказывается прогонять тех, кто поселился в последние годы в этих заповедных местах».

Фото: Charles Platiau/Reuters. Оригинал статьи: https://humanite.fr/fin-de-vol-pour-notre-dame-des-landes-648942

Мари-Ноэль Бертран

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »