LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

МАЙ 1947 ГОДА: ИЗГНАНИЕ МИНИСТРОВ-КОММУНИСТОВ И ПОДАВЛЕНИЕ ЗАБАСТОВОК

5 мая 1947 года, спустя восемнадцать месяцев социальных преобразований, в течение которых укрепилась французская идентичность, министры-коммунисты исключаются из правительства.

5 мая 1947 года, спустя восемнадцать месяцев социальных преобразований, в течение которых укрепилась французская идентичность, министры-коммунисты исключаются из правительства. С ноября 1945 года, с момента введения в жизнь таких великих завоеваний, как социальное страхование, национализация, серьёзные подвижки в сфере условий труда и семейных пособий, предприниматели не прекращали тормозить и саботировать реализацию программы CNR. С начала 1946 года в правительстве нарастает и без того сильное напряжение. Правые и социалисты пересматривают статус шахтёров, газовщиков и рабочих «Renault». Они развязали войну в Индокитае и не требуют больше у Германии репараций за ущерб, нанесённый войной.

Всё более растёт недовольство, особенно из-за замораживания зарплат и скачка цен. Мотив, который выдвигается: слишком очевидная солидарность коммунистов с требованиями рабочих «Renault». Франсуа Бийу, коммунист, министр национальной обороны, объясняет это иначе: «Это был только предлог. Настоящая причина более серьёзная. Изгнание коммунистов означало поворот к внешней политике холодной войны и к попранию демократии внутри страны. То, чего американцы не смогли добиться при освобождении, они добились от правительства Рамадье.

Разногласия проистекали из-за непримиримых противоречий между интересами трудящихся и интересами капиталистов. Поэтому задача наших министров становилась всё более и более трудной (…). Чтобы покончить с социальной политикой внутри страны и внешней союзнической политикой на основе независимости, надо было отстранить от дела коммунистов. Именно по требованию американцев они были исключены из правительства во Франции, Италии, Бельгии и Люксембурге…». Главный редактор «Le Monde» Жак Фовэ позже подтвердит эту точку зрения, сказав, что помощь, которую оказывали Соединённые Штаты странам Западной Европы, «предполагала то, что эти страны помогут себе сами, избавившись от коммунистов»!

В августе 1947 года представитель CGT («Всеобщая конфедерация труда») в Союзе металлургов так анализировал ситуацию: «С уходом министров-коммунистов не только закончился длительный период социальных реформ, но и рухнул оплот, защищавший от реваншизма предпринимательской верхушки и нападок на завоевания, которых народ добился после освобождения…».

Начиная с июня 1947 года экономическая ситуация осложняется. В ходе перестройки в стране доходы предприятий увеличиваются впятеро, инфляция в 60 % взвинчивает цены и съедает покупательскую способность, которая, однако, поддерживается существенным ростом зарплат и семейных пособий благодаря законам Круаза 1946 года. Повсюду поднимается гнев против дороговизны и замораживания зарплат. Апрельская забастовка на «Renault», подобно эпидемии, массово распространяется на заводы «Citroёn», «Berliet», «Peugeot», а затем на крупные магазины и на EDF (Электроэнергетическая компания Франции). Апогеем стали забастовки в Марселе 12 ноября, когда 4000 активистов заблокировали городскую мэрию и дворец правосудия. 17-го ноября забастовка достигла угольных приёмных площадок, которые протестуют против отстранения Леона Дельфоса, президента Национальной федерации горняков северного угольного бассейна. 18 ноября на конфликт откликнулись заводы «Renault» и «Citroёn» и остановили конвейеры. Движение затрагивает государственное образование, строительные компании, докеров, госучреждения. 29-го ноября 30 000 забастовщиков (шахтеры, железнодорожники и рабочие текстильной промышленности) вышли на демонстрации в Сент-Этьене. Они столкнулись со специальными подразделениями, посланными министром внутренних дел социалистом Жюлем Мошем, который без колебаний обратился к армии для разгона забастовок. В результате — 100 человек ранены, а на рабочий класс обрушились небывалые репрессии. Более 100 «чумазых» (прост.: шахтеры, угольщики. – прим. перев.) уволены, 1000 отстранены от работы и 500 принудительно переведены на другие места.

В декабре 1947 года, накануне нового 1948 года, который тоже обещал мрак и репрессии, Амбруаз Круаза пишет:

«Мы приветствуем стойких борцов металлургической отрасли парижского региона, Марселя, Луары, Лонви, всех тех, кто участвовал в 1300 забастовках, кто вёл в течение многих недель это тяжёлое сражение против промышленников и правительства, которые мобилизовали все свои силы, привлекли радио и прессу. Это правительство не задумываясь стреляло в забастовщиков, применяло слезоточивый газ, делало всё, чтобы задавить рабочее сопротивление. Оно использовало репрессивные меры и спекулировало на нищете и голоде мужественных борцов.

Если Гитлеру не удалось сломить народ, то Жюлю Мошу и его подручным этого точно не добиться».

Некоторые даты

25 апреля 1947 г. – Забастовка начинается на заводе «Renault» в Булонь-Бийанкуре, национализированном за год до этого.

15 мая 1947 г. – На «Renault» забастовка прекращается, так как правительство согласилось выплатить каждому по 1600 франков.

Июнь 1947 г. – Волна забастовок за повышение зарплат активно протестует против плана Маршалла.

Октябрь 1947 г. – Муниципальные выборы показывают четкий прорыв вперед RPF, партии голлистов.

Я не забыл о ваших страданиях

На следующий день после своего увольнения из министерства труда Амбруаз Круаза, выступая на митинге в Сен-Дени, сказал: «Работая в министерстве, я никогда не забывал о своём происхождении и о своей принадлежности к CGT. Я не был бы достоин вашего доверия, если бы в течение своей деятельности в правительстве мне случилось бы, к несчастью, забыть о ваших страданиях и интересах. Они слишком тесно переплетены с интересами нации, чтобы министр-коммунист мог о них забыть. Именно за то, что я был солидарен с вашими требованиями, меня и моих друзей подвергли серьёзному наказанию – безусловному увольнению. Мы стали неудобными людьми. (…) Борьба за национальную независимость и всеобщее благосостояние продолжается» …

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »