LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

КАКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ И КАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ МИР?

Только те политические сражения можно назвать великими, которые несут в себе смысл, в которых сочетаются видение человеческого будущего и предполагаемые социальные изменения.

Ради «общей силы»

Только те политические сражения можно назвать великими, которые несут в себе смысл, в которых сочетаются видение человеческого будущего и предполагаемые социальные изменения. На протяжении практически всего прошлого века именно коммунизм надёжно связывал цель раскрепощения общества с необходимостью преодоления капитализма. Однако после сорока лет постепенного заката, который низвёл нас до политических маргиналов, стало очевидно, что народные классы в него больше не верят. Не потому, что они «обратились» в капитализм, чьи разрушительные последствия в глазах всего мира стали ещё более страшными и угрожающими, чем когда бы то ни было, а потому, что коммунизм больше не является для них политическим проектом, приспособленным к нашей эпохе. Итак, мы оказались перед лицом двух, в равной степени важных, проблем. Прежде всего – коммунизм. Мировой идеологический ураган, вызванный крушением государственного коммунизма, заставил нас отступить в этом вопросе (который, однако, составляет основной смысл нашего существования) так далеко, что мы превратились всего лишь в «более левую» силу. Если мы не вернём коммунизму, то есть проекту преодоления капитализма, его репутацию и привлекательность, то станем бесполезны и лишимся будущего. А чтобы это произошло, придётся много работать, извлекать уроки из прошлого и давать ответы на важнейшие вопросы современности: глобализация, климатический и экологический кризисы, миграция, цифровая революция и перемены в трудовой сфере, потеря смысла демократии и т. д. Можно ли представить, что новая концепция коммунизма может появиться и оказать влияние на общество без участия десятков и сотен тысяч женщин и мужчин, способных собраться вместе и организоваться ради этой цели? Мы не сможем этого достигнуть, если в нашей деятельности и в нашей методике не произойдёт глубокой трансформации.

Вторая проблема – это политическая перспектива. Чтобы вызвать доверие, политический проект должен объединить под своей эгидой большинство. Иначе надежда уходит, а в электоральном плане превалирует «полезное голосование»: это подтверждается нашим многолетним опытом, а Бенуа Амон, в свою очередь, жестоко пострадал от этого в прошлом году. Но ни одно левое течение в одиночку не может оказаться в большинстве, не может даже мечтать об этом, тем более сегодня, когда левые так слабы (чуть больше 25 % голосов на последних президентских выборах и ещё меньше — на законодательных). Таким образом, совершенно необходимо, чтобы все силы, стремящиеся дать настоящий отпор либерализму, сформировали «общий фронт». Конечно, «Союз левых» и «Левый фронт» потерпели поражение, а «Франция непокорённая» от нас отвернулась. Но сдаваться было бы безответственно. Сейчас необходимо понять причины неудач для того, чтобы впоследствии создать что-то новое. В этом и состоит смысл предложения о создании «Общей силы» — широкомасштабного объединения, предоставляющего каждой из своих составных частей полную свободу действий для защиты своих идей, но позволяющего сообща противостоять либеральным или крайне правым силам.

Наша партия своё наиболее динамичное политическое развитие пережила при «Народном фронте» и после войны, когда она была носительницей вдохновляющего проекта другого общества, избавленного от капиталистической эксплуатации и классового господства. И в эти ключевые моменты её стратегический выбор эффективно способствовал широкому объединению, дающему надежду народным классам. Наш съезд станет историческим событием, если в нынешних условиях мы вновь вернёмся на этот путь.

Адриен Тиберти, член Национального совета ФКП.

Классовый дискурс

Мы – ФКП, и мы никогда не говорим о коммунизме. Потому ли, что страшимся его призрака? Мы долго отстаивали механистическую и, в конечном счёте, идеалистическую концепцию коммунизма. Действительно, теоретические работы Сталина анализируют «марксизм-ленинизм» и доказывают необходимость этапов на пути к коммунизму, самым важным из которых является социализм. Успех социализма, то есть главным образом огосударствление средств производства, должен естественным путём привести к коммунизму, который, по мере эволюции стран реального социализма, уходит в далёкую перспективу. ФКП с 1946 года ищет «французский путь к социализму» (согласно выражению Мориса Тореза). В 1960-х и 1970-х годах на теоретическом уровне появились многочисленные аргументированные обоснования дистанцирования от советской модели, но, несмотря на провозглашение 23-м Съездом либертарианского социализма, признание социализма как этапа движения к коммунизму по-прежнему сохраняется. В 1990-х и 2000-х годах теоретические положения всё больше игнорировались, вплоть до того, что партия отказалась от какой бы то ни было теории вообще. Но партия остаётся коммунистической. Именно тогда в руководящих кругах начало приобретать популярность высказывание Маркса о том, что коммунизм – это «реальное движение, которое ниспровергает существующий порядок вещей». Значение этих слов велико, потому что они позволяют утверждать о необходимости скорее подчинять цель средствам, чем наоборот, и покончить со сталинизмом (ой ли?). Коммунизм – это путь, даже «цель». Определение коммунизма как движения, отрезанное как от всякого определения того порядка вещей, который надо ниспровергнуть, так и от содержания этого ниспровержения, прямо приводит к наивному гуманизму, в котором любое «движение» становится коммунизмом. В тексте документа нашего съезда сказано: «Мужчины и женщины повсюду выступают за другой мир, за тот, что мы называем коммунизмом…». Эта новая теория, которую тем более сложно обсуждать, что официальной уже не существует, оказывает очень важное влияние на политическую практику. Действительно, поскольку коммунизм – это путь, то первостепенное значение приобретает политическое строительство, направленное на его достижение. У нас были и Единый пакт за прогресс, и форумы, и антилиберальные комитеты, и «Левый фронт», и многое другое, чего я уже и не вспомню. Но все приходят к выводу о необходимости объединения и используют активность коммунистов. И в этом кроется главная опасность: поскольку наш временный партнёр желает нашей «смерти» и «уничтожения», объединение превращается в явную неудачу, когда голоса Коммунистической партии становится не слышно.

Может быть, настало время вспомнить ещё одну цитату из Маркса: «Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности». Речь идёт не о противопоставлении цитат друг другу, а об их диалектическом сближении. Коммунизм – это не простой путь, следуя по которому рискуешь потеряться, не имея цели, но это также и не та цель, ради которой надо всем жертвовать. Если мы вновь поставим вопрос о собственности на капитал, если будем придерживаться твёрдого, последовательного и обновлённого классового дискурса, то это, помимо многих других шагов и действий, позволит нам изменить ситуацию так, чтобы на нашу великую партию вновь обратили бы внимание и начали бы к ней прислушиваться.

Надеюсь, что предстоящий съезд позволит нам объединиться вокруг позитивного определения коммунизма, а главное – придаст нам энергии для распространения в массах такого понимания коммунизма. Мне очень хотелось бы, чтобы появились листовки и плакаты, объясняющие, почему мы являемся коммунистами!

Марк Бриноль, член Национального исполнительного комитета ФКП.

Давайте строить счастье

Пабло Неруда: «Я хочу сделать с тобой то, что весна делает с черешней». Поскольку мы думаем, что будущее нашей битвы уже определено, мы все вместе решили «выстроить новую стратегию, поставить на службу народным интересам практику длительных завоеваний и побед» и «заново разработать создание политической конструкции, призванной завоевать большинство, — единого левого движения социальной трансформации». Коммунисты в своей деятельности исходят из того факта, что сегодня человечество, как никогда ранее, содержит в себе средства для решения великих задач нашей эпохи, для построения будущего планеты или установления социальной справедливости. Но право выбора сегодня принадлежит акционерам и их представителям. Обладая значительной властью, они могут объявить рост своих дивидендов единственной целью. Это абсолютное безумие ведёт к социальным, экологическим и демократическим катастрофам. Усугубляется вопиющее неравенство. Начиная с 1980-х годов, 1 % самых богатых людей мира присвоил себе 27 % роста. Этот 1 % и его закон капиталистического накопления денег подвергают планету опасности, ведут к конфликтам, войнам и всевозможным видам господствования. Глупо и безрассудно сегодня, когда цифровая революция позволяет коллективное пользование, коммуникацию и обмен информацией, то, что власть и ценности сосредоточены в столь немногочисленных руках, а их цель — господство — отмечена калёным железом.

Задача коммунистов – довести до сознания как можно более широких масс убеждение в том, что капиталистическая система, превращая в предмет торговли всё, включая природу и людей, доводит их до высшей степени помешательства, толкая мир в разрушительную бездну. Сам здравый смысл заставляет преодолеть эту систему и установить приоритет иной логики, которая ставит во главу угла человека. Сделать такой выбор необходимо.

Чтобы преодолеть эту выдыхающуюся и опасную систему, коммунизм предлагает начать смелый и длительный процесс борьбы, объединения и демократических завоеваний, заменив ложное стремление к выгоде целью освобождения людей, обращения на общее благо способностей каждого.

Я не верю в короткие пути. «Короткий путь» «великого вечера» тянулся долго, и вся победа на выборах, такая полезная (разумеется, в плане завоевания позиций), не решила ни вопроса о самовыражении, ни вопроса о массовой явке на избирательные участки. Работы, связанной с экспериментированием, с развитием активности, с политизацией, с народной вовлечённостью, избежать невозможно. Опросы показывают, что коммунизм и марксизм новыми поколениями воспринимаются в основном позитивно, а идея классовой борьбы поддерживается большинством французов и разделяется более чем 70 % тех, кто симпатизирует левым. Как бы ни было велико недовольство, оно не приводит к отчаянию и уходу в себя, сами реалии общества заставляют делать выбор, общий для огромного числа людей. От городских проблем до управления предприятием – эффективность развития проходит через новую эру демократии. Что производить, как, насколько энергично, как управлять городом, как открывать новые возможности для общественных институтов?.. Подобные вопросы требуют появления новых мест приложения власти, а также собственности. Взаимообмен – это современно и эффективно! Перед лицом фатализма («нет другой альтернативы»), который десятилетиями культивировался представителями системы, коммунистический выбор предлагает либо немедленные, либо более долговременные решения, представляющие собой вехи на пути, устремлённом к победам. Необходимо также вести работу по убеждению в надёжности левой альтернативы: показывать, что эти силы существуют, устраивать встречи между ними, ввести в норму уважение каждого. Тех левых, которых мы знали раньше, больше нет. Всё изменилось и будет продолжать меняться, и надо переосмыслить весь процесс объединения народного большинства. Вне всякого сомнения, все это вплотную связано с обществом: борьба, опыт, новые практики вне делегируемых полномочий, которые создают полемику, конфронтацию как способ принятия решений.

Этот процесс освобождения человечества проходит через фронты сражений, инициативы практической солидарности, разработку альтернативных методов. Он поддерживается как проведением продуктивных политических дебатов, так и очевидным стремлением собрать воедино рассеянные в настоящий момент силы. Арагон пишет: «Я ждал счастья столь же огромного, как море, но действительность с этим не согласна». Итак, вместо того чтобы ждать счастья, давайте его строить. Мы принимаем этот вызов сами и со всей решительностью призываем других принять его.

Коллектив авторов

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »