КАК У 200 МИЛЛИОНОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ FACEBOOK УКРАЛИ ПРОФИЛЬ

«Мы процеживали информацию аккаунтов Facebook для определения профиля избирателей. Затем строили модели
«Мы процеживали информацию аккаунтов Facebook для определения профиля избирателей. Затем строили модели

«Мы процеживали информацию аккаунтов Facebook для определения профиля избирателей. Затем строили модели. Зная, какой бес в ком сидит и чем он шутит, мы могли ими манипулировать», – так на прошлой неделе в интервью британскому еженедельнику «The Observer» сотрудник «Cambridge Analytica» Кристофер Вайли описал действия своей компании. Facebook предоставил фирме доступ к миллионам аккаунтов для сбора личных данных, определения профиля избирателей и воздействия на них в ходе избирательной кампании. «Ни о никакой утечке и речи быть не может, руководство соцсети знало об этом. Разрешение было отозвано только на прошлой неделе», – уверяет Фабрис Эпельбуэн, специалист по кибербезопасности, преподаватель дисциплины «Геополитика в цифровых технологиях» Института политических исследований (Sciences-Po, Париж). Более того, никто не спрашивал у 50 миллионов американцев разрешения на сбор и анализ информации из их профилей. В результате обнародования этой информации акции Facebook в последние дни резко упали.

Капитализм берёт на себя функцию всеобщего контроля

Под видом психологического исследования «Cambridge Analytica» провела в соцсети масштабную игру под названием «Тест личности» (именно этим занимался сотрудник «Cambridge Analytica», сделавший разоблачения). В тесте участвовали 270 тысяч человек, в результате чего получился детальный психологический портрет каждого из них, позже сопоставленный с данными из Facebook. После кропотливой обработки этих разрозненных сведений на таких платформах, как, например, «Amazon Mechanical Turk», с участием тысяч операторов, стало возможным прорисовать некий алгоритм. «На основе полученных результатов в Кэмбридже создали технологию, позволяющую составить психологический портрет человека по его аккаунту в Facebook, – продолжает Фабрис Эпельбуэн. – Достаточно собрать около 70 лайков, чтобы выявить склонность человека к депрессии, маниакальным идеям и т.п.». Кроме психологического типа, этот метод позволяет определить сексуальную ориентацию, религиозную и, особенно, политическую направленность. В период с 2014 по 2016 гг., благодаря Facebook, был составлен профиль двухсот миллионов избирателей. «После этого достаточно отправить на страницу, скажем, гетеросексуального республиканца информацию об иммигрантах, чтобы вызвать у него беспокойство и желание голосовать за Трампа. А на страницу загрустившего сторонника Берни Сандерса – статейку о коррупции в семье Клинтон, чтобы тот расхотел голосовать за кого бы то ни было», – заключает Фабрис Эпельбуэн. Способ, изобретённый «Cambridge Analytica», позволял спонсировать размещение в профилях пользователей Facebook (будущих избирателей) определённого контента и доносить до них нужную информацию. Авторы метода следили, как пользователь реагирует на каждую публикацию (просмотрел, поставил «нравится», поделился…), чтобы оценить эффективность пропаганды. Сама схема американских выборов (разные штаты голосуют в разное время) позволяла создать для каждого региона свою стратегию. И проводить кампанию соответствующим образом.

«Капитализм меняет облик, становится контролирующим, – анализирует Фабрис Эпельбуэн. – Меняясь сам, он меняет наши демократические структуры и формы правления. Доказательство тому – эта кампания [выборы в США]. Были созданы совершенно новые механизмы политической пропаганды». Штабом Трампа во время избирательной гонки руководил Стив Бэннон, известный своими расистскими взглядами. Именно он обеспечил нынешнему президенту США поддержку «Ку-Клукс-Клана» (тайной расистской организации в США). Член правления «Cambridge Analytica» не только возглавлял кампанию кандидата от республиканцев, но и руководил сайтом «Breitbart News», который в государственном масштабе штампует фейковые новости (50 миллионов просмотров в месяц) крайне правой идеологической направленности…

В 2016 году тот же Стив Бэннон заявлял, что «Франция, с её молодыми бизнесменами, женщинами из семьи Ле Пен – то место, где мы должны присутстовать…». Он же утверждал, что откроет вещание канала «Breitbart News» во Франции на период выборов. И хотя проект Бэннона несколько опоздал, речь, которую он произнёс на последнем съезде партии [«Национальный Фронт»] десять дней назад, стоя бок о бок с Марин Ле Пен, без внимания не осталась…

Фото: Stephen Lam/Reuters. Оригинал статьи: https://humanite.fr/etats-unis-200-millions-delecteurs-fiches-profiles-facebook-652433

Пьеррик Мариссаль


[1] Частная британская компания; дата создания – 2013 г.; входит в состав «Strategic Communications Laboratories» («Лаборатории стратегических коммуникаций»); занимается применением метода психологического таргетирования в социальных сетях.

На ту же тему

Palantir покупает репутацию
Труд рабочих попадает в офшоры
Предупреждения не спасли Самюэля Пати
Korian, DomusVi: Гонения на членов профсоюзов в...