«Мы процеживали информацию аккаунтов Facebook для определения профиля избирателей. Затем строили модели. Зная, какой бес в ком сидит и чем он шутит, мы могли ими манипулировать», — так на прошлой неделе в интервью британскому еженедельнику «The Observer» сотрудник «Cambridge Analytica» Кристофер Вайли описал действия своей компании. Facebook предоставил фирме доступ к миллионам аккаунтов для сбора личных данных, определения профиля избирателей и воздействия на них в ходе избирательной кампании. «Ни о никакой утечке и речи быть не может, руководство соцсети знало об этом. Разрешение было отозвано только на прошлой неделе», — уверяет Фабрис Эпельбуэн, специалист по кибербезопасности, преподаватель дисциплины «Геополитика в цифровых технологиях» Института политических исследований (Sciences-Po, Париж). Более того, никто не спрашивал у 50 миллионов американцев разрешения на сбор и анализ информации из их профилей. В результате обнародования этой информации акции Facebook в последние дни резко упали.
Капитализм берёт на себя функцию всеобщего контроля
Под видом психологического исследования «Cambridge Analytica» провела в соцсети масштабную игру под названием «Тест личности» (именно этим занимался сотрудник «Cambridge Analytica», сделавший разоблачения). В тесте участвовали 270 тысяч человек, в результате чего получился детальный психологический портрет каждого из них, позже сопоставленный с данными из Facebook. После кропотливой обработки этих разрозненных сведений на таких платформах, как, например, «Amazon Mechanical Turk», с участием тысяч операторов, стало возможным прорисовать некий алгоритм. «На основе полученных результатов в Кэмбридже создали технологию, позволяющую составить психологический портрет человека по его аккаунту в Facebook, — продолжает Фабрис Эпельбуэн. — Достаточно собрать около 70 лайков, чтобы выявить склонность человека к депрессии, маниакальным идеям и т.п.». Кроме психологического типа, этот метод позволяет определить сексуальную ориентацию, религиозную и, особенно, политическую направленность. В период с 2014 по 2016 гг., благодаря Facebook, был составлен профиль двухсот миллионов избирателей. «После этого достаточно отправить на страницу, скажем, гетеросексуального республиканца информацию об иммигрантах, чтобы вызвать у него беспокойство и желание голосовать за Трампа. А на страницу загрустившего сторонника Берни Сандерса – статейку о коррупции в семье Клинтон, чтобы тот расхотел голосовать за кого бы то ни было», — заключает Фабрис Эпельбуэн. Способ, изобретённый «Cambridge Analytica», позволял спонсировать размещение в профилях пользователей Facebook (будущих избирателей) определённого контента и доносить до них нужную информацию. Авторы метода следили, как пользователь реагирует на каждую публикацию (просмотрел, поставил «нравится», поделился…), чтобы оценить эффективность пропаганды. Сама схема американских выборов (разные штаты голосуют в разное время) позволяла создать для каждого региона свою стратегию. И проводить кампанию соответствующим образом.
«Капитализм меняет облик, становится контролирующим, — анализирует Фабрис Эпельбуэн. — Меняясь сам, он меняет наши демократические структуры и формы правления. Доказательство тому – эта кампания [выборы в США]. Были созданы совершенно новые механизмы политической пропаганды». Штабом Трампа во время избирательной гонки руководил Стив Бэннон, известный своими расистскими взглядами. Именно он обеспечил нынешнему президенту США поддержку «Ку-Клукс-Клана» (тайной расистской организации в США). Член правления «Cambridge Analytica» не только возглавлял кампанию кандидата от республиканцев, но и руководил сайтом «Breitbart News», который в государственном масштабе штампует фейковые новости (50 миллионов просмотров в месяц) крайне правой идеологической направленности…
В 2016 году тот же Стив Бэннон заявлял, что «Франция, с её молодыми бизнесменами, женщинами из семьи Ле Пен – то место, где мы должны присутстовать…». Он же утверждал, что откроет вещание канала «Breitbart News» во Франции на период выборов. И хотя проект Бэннона несколько опоздал, речь, которую он произнёс на последнем съезде партии [«Национальный Фронт»] десять дней назад, стоя бок о бок с Марин Ле Пен, без внимания не осталась…
Фото: Stephen Lam/Reuters. Оригинал статьи: https://humanite.fr/etats-unis-200-millions-delecteurs-fiches-profiles-facebook-652433
Пьеррик Мариссаль
[1] Частная британская компания; дата создания — 2013 г.; входит в состав «Strategic Communications Laboratories» («Лаборатории стратегических коммуникаций»); занимается применением метода психологического таргетирования в социальных сетях.