Аэропорты Парижа. Летнее затишье перед грядущей бурей.

Сихем Ируш

Сезон отпусков и непрекращающаяся жара снижают деловую активность в стране. Замедлился и сбор подписей за проведение референдума. Однако политические и климатические преграды не остудили пыл активистов: они продолжают вести пропаганду, добиваясь организации публичного обсуждения вопроса о приватизации «Парижских аэропортов».

К марту 2020 года надо собрать 4 717 396 подписей для проведения референдума о судьбе холдинга «Парижские аэропорты». И пусть на первый взгляд эта цифра выглядит просто огромной, нет ничего невозможного. Она всего лишь означает, что нужно собирать каждый день в среднем по 17 000 подписей, и сегодня, несмотря на летнее затишье, активисты остаются главной движущей силой этого процесса.

Прошла всего неделя с тех пор, как Конституционный совет объявил о начале подготовки к Референдуму по гражданской инициативе, а представители власти всех мастей уже принялись за дело. 19 июня состоялся межпартийный митинг с участием депутатов от ФКП, «Непокорённых», «Республиканцев» и партии «Свобода и территории». Правые и левые объединились в этом деле, несмотря на противоречия, а это означает, что формируется союз, который, при всей своей нетривиальности, свидетельствует о масштабности стоящих задач... В начале июля на Парижской бирже труда объединение профсоюзных, политических и общественных организаций обратилось к руководству различных движений с призывом координировать усилия в борьбе, которая «направлена на сохранение окружающей среды и переход к новой модели экологии». Выступления на местном уровне, инициируемые этим объединением, могут проходить в различных формах («создание «уличных участков по голосованию», публичные дискуссии, распространение объявлений, листовок, устная реклама»), которые в дальнейшем должны найти своё продолжение на национальном уровне.

Сегодня руководство ФКП видит главную задачу в том, чтобы преодолеть отметку в миллион собранных подписей к завершению Праздника газеты «Юманите», намеченного на 15 сентября. Представители власти и активисты уже прилагают для этого немалые усилия. Депутат-коммунист от департамента Сена-Сен-Дени Стефан Пё обещал проводить в мэрии Сен-Дени дважды в неделю, по средам и пятницам, собрания, цель которых состоит в том, чтобы «помочь людям подписать петицию в электронном виде и объяснить им, что такое Референдум по гражданской инициативе».

Наряду с проведением собраний, планируется установить в мэрии информационные стенды и напечатать бланки строгой отчётности, чтобы люди могли поставить свои подписи на бумажном носителе. В департаменте Сена-Сен-Дени понимают, что для сбора подписей любые средства хороши. «Французская коммунистическая партия собирается воспользоваться возможностями, которые предоставляет пляжная акция «Автобусом – к морю», для того, чтобы рассказать людям о борьбе против приватизации «Парижских аэропортов» и разъяснить им, что такое «общественное достояние»», – говорит Эмили Лекрок, лидер коммунистов в департаменте Сена-Сен-Дени. «В субботу, 20 июля, мы побывали в Берк-сюр-Мер и собрали 60 подписей», – добавляет она, отмечая, что продажа в конце августа школьных принадлежностей, а также сезонных овощей и фруктов «даст немало случаев для того, чтобы рассказать людям о «Парижских Аэропортах» и предложить им подписать петицию».

Несмотря на летний сезон, «Непокорённые» тоже не расслабляются. В воскресенье, 14 июля, они сделали первый решительный шаг, проведя множество акций по всей стране. Объявления, листовки, наклейки, любые действия на местах – все предложения принимаются с радостью, и группы активистов выражают готовность к борьбе. Один из них, мужчина по имени Пьер, работающий на пункте сбора подписей в Монтрёе, рассказал нам о реализуемых сейчас инициативах и дал оценку их успешности.

Для того, чтобы добиться отмены этого проекта, который «не имеет под собой ни экономических, ни социальных оснований и ничего не даёт Франции», группа активистов «намерена вести работу главным образом в общественных местах небогатых кварталов, где люди не привыкли подписывать подобные документы. «Мы уже побывали в населённых пунктах Морийон и Бель-Эр», – отмечает один из членов этой группы Пьер. Порой люди подходят к Пьеру, чтобы подписать электронную петицию, и объясняют, что уже пытались сделать это онлайн, но не смогли, поскольку интерфейс сайта слишком сложный. Есть и те, кто говорит, что «уже кое-что слышал» об этом, но пока не имеет своего мнения по этому вопросу.

Возможность проведения референдума интересует не только членов тех или иных организаций. Далила Вен позиционирует себя как активистку и принимает самое деятельное участие в кампании. «В доме, где я живу, все друг друга знают. И я занимаюсь политикой изо дня в день. Если кто-то из моих соседей нуждается в помощи, я непременно пользуюсь моментом, чтобы рассказать о том, что происходит с «Парижскими аэропортами», и о политике в целом. Сегодня я была на собрании Стефана Пё и помогла ему собрать 5 новых подписей», – рассказывает она. Её личная инициатива – далеко не единичный случай. Инженер по имени Александр, член движения «жёлтых жилетов», живущий недалеко от Парижа, не стал дожидаться оживления политической активности после сезона отпусков и уже сейчас ходит по различным общественным местам с переносным столиком и компьютером. Раньше он митинговал на площадях в своём родном Эльзасе, а сейчас возмущается повсеместной приватизацией и готовится приложить максимум усилий для того, чтобы собирать подписи всё своё свободное время. По его мнению, эту кампанию следовало бы вести активнее. Также он отмечает, что большинство людей, с которыми он встречается, очень против приватизации аэропортов. На это же обращает внимание и наш собеседник по имени Люк, которого мы встретили на площади Верлен в 13-м округе Парижа, на том месте, где каждую неделю собираются «жёлтые жилеты» из объединения «Юг Парижа». «Люди на улицах относятся к нашей агитации одобрительно и с интересом. Узнав о судьбе аэропорта в Тулузе, мои собеседники понимают, что это не должно повториться. В самом деле, несмотря на то, что приватизация была проведена на законных основаниях, моральные последствия этой инициативы выглядит возмутительно», - говорит Люк. Каждая неделя может стать решающей для того, чтобы направить народное недовольство в нужное русло и дать людям возможность повлиять на судьбу крупнейшего в Европе объединения аэропортов.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код