Работники службы доставки еды Deliveroo бастуют.

Карен Жансельм

В субботу во многих городах Франции прошли забастовки против одностороннего решения о снижении тарифов на близкую доставку. Курьеры продолжат забастовку в среду.

«На дороге, как на заводе, рабы асфальта поднимают голову» ... В субботу вечером в Париже на Площади Республики прошла акция протеста. Около сотни служащих доставки еды в чёрных защитных шлемах откликнулись на призыв Сообщества независимых курьеров Парижа (CLAP 75) выступить «против доставки за 2 евро». Участники акции несли транспаранты с изображением эмблемы в виде велосипедной цепи на чёрном фоне. CLAP 75 хотело показать, что считает недопустимым очередное снижение тарифов, о котором Deliveroo, компания по доставке еды, объявила 31 июля в электронной рассылке. Решение о снижении тарифов носит односторонний характер и повлечёт за собой снижение доходов курьеров на 20-30 %. CLAP 75 уверено, что причиной принятия таких мер является беспощадная конкуренция, существующая между фирмами (например, между Deliveroo и Uber Eats).

«Раньше минимальная цена доставки на небольшое расстояние была 4,70 евро, теперь она составляет 2,50, 2,60, 2,70 евро», - сказал член CLAP 75 Жером Пимо, выступая перед возмущёнными коллегами. Он тоже начал свой трудовой путь с работы курьером, а последние годы развивает Сообщество во Франции и проводит встречи с самозанятыми работниками курьерской доставки. Их ещё называют «независимыми» курьерами и, под предлогом того, что они не являются прямыми «подчинёнными» платформы (в отличие от её рядовых кадров), лишают мер социальной защиты, положенных обычным наёмным работникам. Эти работники зависят от интернет-предприятий и их заказов, и при установлении цен за доставку мнения курьеров никто не спрашивает. Компании меняют тарифную сетку, когда им вздумается, для них это – стратегический ход.

Итак, Deliveroo в очередной раз изменила правила. Пять лет назад курьеров было немного, тогда эта профессия только-только появилась, и доход в ней был очень неплохой: к почасовой оплате труда прибавлялись надбавки за стаж и разные премии (за работу в дождь, на выходных…). К концу 2016 года британская платформа ввела разную тарификацию для старых и новых работников (новым курьерам платили заметно меньше). Сегодня же система для всех одна, но платят теперь за длину маршрута. Согласно новой сетке тарифов, цена за доставку на большие расстояния выросла. Зато снизилась оплата коротких маршрутов. «Это лучшая, более справедливая тарификация, - уверяет представитель Deliveroo, - так как более 54 % заказов теперь оплачиваются по более высокой цене». У курьеров другое мнение. Жан-Даниэль Замор (CLAP 75) в интервью AFP пояснил: «Дальние маршруты невыгодны, поскольку одна дальняя доставка занимает больше часа, а за это время можно выполнить три-четыре ближних заказа. Больше нет минимального парижского тарифа в 4,70 евро, теперь для того, чтобы получить такую сумму, нужно наворачивать километры». Таким образом Deliveroo пытается заставить курьеров чаще возить заказы в пригороды, где пока ещё много «свободных мест». В последнее время появились курьеры на скутерах, которые приравниваются к велосипедистам, чем наносят последним серьёзный ущерб. Похоже, что при помощи этих мер Deliveroo хочет обеспечить себе лучшие позиции на французском рынке, который является вторым по значимости для британской компании, заключившей здесь партнёрство с 10 000 ресторанами в 200 городах.

Жером Пимо считает, что курьерам-велосипедистам надо платить «по счётчику, как в такси» и учитывать при этом длину маршрута и время ожидания выдачи заказа в ресторане. За последнее время против интернет-платформ было подано несколько судебных исков, цель которых – переоформить действующие соглашения между платформами и курьерами в трудовые договоры. 23 июля в Тулузе было принято решение о подаче коллективного иска против платформы Uber Eats, в котором планируется к октябрю объединить требования 500 курьеров. Цена вопроса – возмещение ущерба в размере 10 000 евро каждому заявителю. Такой расклад может сильно навредить в финансовом плане Uber Eats.

В минувшую субботу курьеры Тулузы, Парижа, Бордо, Нанта, Лиможа, Ниццы, Тура, Нанси, Монпелье и Гренобля объявили бойкот платформам служб общественного питания. Они на несколько часов блокировали двери некоторых ресторанов-партнёров. В Париже уже объявлено решение продолжить акцию протеста в ближайшую среду (с 12 до 15 часов) и в субботу 10 августа.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код