Новый взлёт приватизации

Стефан Жерар

Если отчёт по «процессам приватизации аэропортов Тулузы, Лиона и Ниццы», опубликованный Счётной палатой, и содержит в себе некий положительный момент, то лишь в том, что документ облегчает возможности рабочего коллектива бороться с приватизацией аэропорта Тулуза-Бланьак. «Правосудие может пользоваться отчётом этого авторитетного учреждения, в котором отмечаются три слабые стороны этого процесса: в области финансов, обустройства территории и защиты окружающей среды», - заявляют представители тулузского аэропорта. Апелляционный административный суд Парижа должен высказаться по этому делу в начале 2019 года.

Специалисты из Счётной платы неблагосклонно относятся к продаже 49,9 % капитала управляющей компании аэропорта Тулузы. Пока Эммануэль Макрон был министром экономики, права на покупку получил холдинг «Casil Europe», созданный китайской компанией и гонконгским инвестиционным фондом. К тому же поднявшееся недовольство было вызвано «покупателем с сомнительным бэкграундом», а также «не имеющим опыта в области управления аэропортами» с «недостаточно прозрачной финансовой структурой». И хотя Счётная палата и считает эту приватизация провалом, то уж точно не финансовым. «Передача аэропорта принесла 308 млн евро, что на 17,7 % больше ожидаемой цены. Результаты эксплуатации удовлетворительны», - говорится в отчёте. Если провал и произошёл, то он заключается в том, что операция по передаче аэропорта «не достигла завершения», поскольку в феврале этого года государство решило не выставлять на продажу свои оставшиеся 10,1 % капитала.

Не имея намерения ставить под вопрос этот тип приватизации, контролёр государственных счетов собирается выработать варианты по улучшению процессов передачи предприятия для того, чтобы облегчить осуществление будущих продаж. Следующие в списке - Аэропорты Парижа. В этой связи было дано одобрение на приватизацию аэропортов Лиона и Ниццы с некоторым учётом проблем, возникших в Тулузе. В частности, речь идёт о следующем: учёт фактора узости круга потенциальных покупателей, деятельность которых должна быть связана с авиационной отраслью (в случае Тулузы этот пункт договора не фигурировал), лучшая согласованность между государственными службами и местными органами власти при выборе кандидатур покупателей. Но и здесь кроются неприятные подводные камни. В будущем потребуется более тщательная проверка наличия конфликта интересов, поскольку, например, инвестиционный банк «Mediobanca» являлся одновременно государственным советчиком и младшим акционером организации-покупателя, выбранного для аэропорта Ницца-Лазурный Берег. В свою очередь, оба покупателя аэропорта Тулузы имели связи с китайским государством. Составители отчёта считают целесообразным организовать процедуру выдачи разрешений для иностранных инвестиций во Францию на начальном этапе отбора заявок. К тому же совершенно невероятным является тот факт, что ни один контрольный комитет не был привлечён в качестве наблюдателя за соблюдением обязательств, которые ещё только должны быть конкретизированы покупателями аэропорта Тулузы, Ниццы и Лиона. «Было бы хорошо об этом подумать», - напоминают представители Счётной палаты.

При этом Счётная палата никак не комментирует тот факт, что новые акционеры трёх аэропортов уже выплатили хорошие дивиденды за счёт того, что давили налогами на подрядчиков, рационализировали их службы, добивались развития трафика (в том числе по низкой цене) и трансформировали аэровокзалы в торговые галереи. Специалисты Счётной палаты высказываются за идею разделения торговой и авиационной деятельности. Таким образом акционеры смогут прибрать к рукам доходы, созданные в результате торговой деятельности, которая больше не будет использоваться в интересах деятельности авиационной. Будущие акционеры аэропортов Парижа уже предвкушают пиршество.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код