LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Бланке провалил государственный экзамен 2019.

«Если кто-то и сочтёт нововведение нарушением своих прав и захочет предпринять решительные шаги, так это ученики, провалившиеся на выпускных экзаменах, – подчёркивает Жуан Проспе.

В ответ на протестные акции преподавателей министр национального образования вместо того, чтобы договариваться, решил, так сказать, сменить лошадей на переправе. В самый разгар экзаменов он изменил правила выставления оценок вместо того. Подобное отсутствие гибкости чревато шквалом судебных исков со стороны школьников по поводу того, что во время экзаменов они были поставлены в неодинаковые условия. Случай беспрецедентный.

«Пусть судьи готовятся к тому, что скоро им придётся разбирать дела, связанные с выпускными экзаменами в школах!» — уверен адвокат по вопросам образования Жуан Проспе, который говорит о принятых недавних изменениях с иронией и возмущением. Экзаменационная кампания-2019, в ходе которой школьники сдают знаменитый «бак»,[i] рискует продолжиться в зале суда и продлиться намного дольше, чем обычно. И хотя пересдача экзаменов начнётся только сегодня утром, родители многих школьников, получивших неудовлетворительные оценки или недовольных своими результатами, уже пригрозили обратиться в административные судебные инстанции с иском об «отсутствии равных условий». Они имеют все шансы выиграть, поскольку правила выставления оценок, в срочном порядке введённые Жаном-Мишелем Бланке, идут вразрез с нормами публичного права. «Проще говоря, министр лично просит своих чиновников действовать незаконно! – возмущается Патрик (1), учитель истории и географии из образовательного округа Кретей. – Сумасшедший дом какой-то».

Никогда ещё за свою двухсотлетнюю историю (исключая события 1968 года) «бак» не был так жестко дискредитирован. Сомнительная честь этого достижения принадлежит Жану-Мишелю Бланке. Около тысячи (из 175 000) специалистов, которым была поручена проверка экзаменационных работ, в середине прошлой недели отказались выставлять оценки или возвращать листы с работами (их было около 30 000 — 40 000 из 4 миллионов). Делали они это только с целью отсрочить на один день обнародование результатов, намеченное на 5 июля, чтобы донести до властей свои требования и добиться начала переговоров по поводу реформирования учебного процесса в старших классах школы. «Министр мог хотя бы начать переговоры, и тогда люди бы не так возмущались, – уверен Патрик. – Однако он не проявил гибкости. Более того, своими действиями он дискредитировал протестующих и профсоюзные организации в глазах родителей школьников и в общественном мнении. Это отвратительная, жёсткая политическая манипуляция».

Все результаты экзаменов должны были быть обнародованы в пятницу, 5 июля, несмотря ни на что, даже если сами учащиеся ещё не получили информацию о своих оценках. Однако накануне судьбоносной даты экзаменационные комиссии, в задачу которых входит приведение работ в соответствие с требованиями, неожиданно получили абсурдное распоряжение из министерства: «Если оценка отсутствует, то комиссия должна произвольно выставить учащемуся предварительную оценку, исходя из его средней успеваемости по соответствующему предмету в течение трёх триместров последнего года обучения». Таким образом был фактически введён текущий контроль знаний для примерно 4 % из 540 000 учеников неспециализированных классов и классов технологического профиля, в частности, в учебных округах Кретея и Версаля. Ученикам, у которых не было табеля успеваемости, члены комиссий ставили оценки, исходя из результатов, продемонстрированных на экзаменах по другим предметам. Ещё одно нововведение: узнав свою окончательную экзаменационную оценку (а это могло случиться никак не раньше понедельника), ученики, получившие «произвольную предварительную оценку», имели право самостоятельно выбрать свой лучший результат (среднегодовую оценку или ту, которая была получена за экзаменационную работу). Эти распоряжения вызвали негодование среди членов экзаменационных комиссий, которое в итоге выплеснулось в прошлый четверг (так называемый «сумасшедший день»), и пока неизвестно, утихнет ли сегодня, во время проведения устных экзаменов. В самом деле, ведь некоторые старшеклассники, возможно, получат дополнительный шанс, если узнают, что их окончательный средний балл мог бы помочь им избежать неприятностей! Ученики, получившие 5 июля недостаточно высокую предварительную оценку, вероятно, в последний момент будут вызваны на экзамен, если их средний балл, пересмотренный с учётом экзаменационной оценки, окажется выше, чем 8 из 20. Некоторые педагоги, настроенные на совместное противостояние решениям министерства, уже пришли к выводу, что в любом случае поставят выпускникам оценки, необходимые для получения документа об окончании школы…

То, что введённые изменения незаконны и являются грязной махинацией, ни у кого не вызывает сомнений. «С правовой точки зрения, здесь налицо нарушение конституционного принципа равного отношения со стороны представителей государственных учреждений, – утверждает адвокат Жуан Проспе. – Министерство не только изменило правила в разгар экзаменационной кампании, но и потребовало использовать неодинаковые критерии при оценивании учеников». В случае, если ученик остаётся без аттестата об окончании школы по итогам экзамена, в то время как его одноклассник получает аттестат по результатам текущей успеваемости, родители первого ученика могут подать иск в административную судебную инстанцию. И все шансы на победу будут на их стороне. «Некоторые уже собираются это сделать», – сообщил Родриго Аренас, глава Объединённого родительского совета. Он надеется на помощь от президента и призывает провести Совещание по вопросам образования в начале следующего учебного года. Объединённый совет считает, что настраивая общественное мнение против сотрудников образовательных учреждений, Жан-Мишель Бланке совершает «крупную политическую ошибку» и демонстрирует цинизм, неприемлемый для министра. Министр же прекрасно понимает все сложности правового характера, связанные со «срочными мерами», которые угрожают его администрации. Ведь до того, как возглавить образовательное ведомство, Бланке был преподавателем государственного права, специалистом по конституционному праву… Фактически в суды могут быть направлены десятки тысяч исков. Однако министр рассчитывает на то, что заинтересованных лиц будет немного. «Если кто-то и сочтёт нововведение нарушением своих прав и захочет предпринять решительные шаги, так это ученики, провалившиеся на выпускных экзаменах, – подчёркивает Жуан Проспе. – Однако их количество будет очень ограниченным, ведь подавляющее большинство старшеклассников успешно сдают выпускные экзамены. А в нашей системе образования, не отличающейся равенством возможностей, школьники, не сдавшие «бак», в основном являются выходцами из небогатых социальных слоёв. Мало кому из них хватит терпения и денег на судебную тяжбу…» Очевидно, что Бланке хочет дискредитировать профсоюзы. А заодно разрушить и ныне действующую систему сдачи выпускных экзаменов, которую он намерен реформировать, повысив значимость (да-да, вы угадали!) текущей успеваемости. По-видимому, министр национального образования считает этот кризис очень удобным. «Бланке хочет не допустить любой социальный диалог и намерен отыграться на профсоюзных организациях, – уверена Клер Гевиль, член учительского профсоюза Snes-FSU. – Но я думаю, что дело гораздо серьёзнее, чем кажется: он хочет уничтожить профессию учителя в том виде, в котором она существует сегодня». Чтобы противостоять новым порядкам, люди уже запланировали ряд акций на начало нового учебного года. Битва за выпускные экзамены только началась.

(1) Имя изменено.

[i] Экзамен на степень бакалавра после окончания средней школы – прим ред.

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »