LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Расклад сил во французском парламенте

Согласно электоральному календарю Франции ХХI в. парламентские выборы проходят практически сразу после президентских. Это вызывает одобрение консервативно настроенных политиков и части общества, которые считают, что чем однообразнее политический пейзаж в правительстве, тем лучше. А по мнению других – является несправедливостью, поскольку способствуют неравномерному распределению ресурсов предвыборной кампании. Однако результаты июньских выборов 2022 г. оказались настоящим сюрпризом. Каков теперь расклад сил во французском парламенте?

22 июня начинается действие мандатов избранных депутатов Национальной ассамблеи. Любые политические прогнозы в данной ситуации весьма условны. Об этом свидетельствуют результаты голосования, явившие уникальную ситуацию в истории Пятой Республики. Впервые после 1958 г. президентская партия не получила абсолютного большинства в нижней палате парламента. В каких условиях будет проходить политическая жизнь Франции?

Президентское большинство

246 мест в Национальной Ассамблее, это, конечно, не прежние 308, полученные LaRem в 2017 г.. Но всё же это большинство. Поэтому вероятность того, что пенсионная реформа, трудовое законодательство и вопрос социальных пособий будут проводиться и обсуждаться в прежнем ключе. Возможность оппозиции получить прямой перевес голосов весьма эфемерна. Но сторонники президента опасаются непрямых попыток противодействия своим мероприятиям. Например, протесты, отказ участвовать в голосовании и пр. Этим вызвано предложение Эммануэля Макрона создать «правительство единства», которое скептически восприняли левые, в частности, Французская компартия. К тому же результаты выборов в очередной раз демонстрируют падение рейтинга популярности сторонников президента как среди народа, так и со стороны своих товарищей по политическому лагерю. К примеру, партия LaRem отличается высокой «текучкой» кадров.

Успех ультраправых

Одним из важнейших явлений прошедших выборов стала рекордный подъём популярности ультраправой партии «Национальное объединение» (НО). 89 депутатов – это результат, превышающий количество избранников среди сторонников Пьера Пужада в 1956 г. и Жана-Мари ле Пена в 1986 вместе взятых. Второй момент – кандидаты от НО одержали победу не только в регионах, где их популярность исторически сильна, а именно, на севере и юге Франции. Сейчас депутаты от партии Марин ле Пен избрались на территориях с традиционным электоратом «Республиканцев» и LaRem. На данный момент НО получило сильную парламентскую группу. Это даёт повод Марин ле Пен претендовать на пост лидера финансовой комиссии Национальной Ассамблеи. Она озвучила это желание в общении с представителями СМИ.

Коалиция левых

Одной из главных сенсаций прошедших выборов стал успех левого объединения NUPES («Новый народный экологический и социальный союз»). Вместе вошедшие в него партии получили 150 депутатских мест в парламенте: 74 от «Франции непокорённой» (ФГ), 29 от социалистов, 23 от «зелёных» и 12 от коммунистов. Казалось бы, успех, показывающий, что левые силы, по выражению Жана-Люка Меланшона, «достигли своих политических целей». Однако сторонники левых смотрят на происходящее не только с энтузиазмом, но и с разочарованием. И для этого у них есть три основных повода.

Во-первых, глубина политического кризиса, выражающегося в высоком проценте неявки на выборы. Во втором туре он составил 53%. Иными словами, больше половины страны разочарованы в политике и не считают себя в силах что-либо изменить. Левые, действительно, провели хорошую предвыборную кампанию и смогли мобилизовать не голосующих избирателей. Однако, как мы видим, получилось это не только у них.

Дипломатия и коалиции

Второй момент: потенциальная возможность заключать парламентские коалиции у пропрезидентской партии выше, чем у левых. Последние могут рассчитывать на собственные силы или на поддержку 13 депутатов, прошедших в Национальную ассамблею под грифом «разные левые». Обладающее большинством LaRem может опираться не только на «Союз демократов и независимых» (UDI). Естественным партнёром партии Макрона считаются «Республиканцы», получившие 64 депутатских места. Глава партии Кристиан Жакоб завил, что его парламентская фракция не будет слепо поддерживать президента. По его словам, «республиканцы» станут «ответственной» оппозиционной партией и поддержат только те проекты, в которых будут учитываться их предложения. Но насколько они будут готовы, в случае необходимости, пойти против воли главы государства?

С аналогичным заявлением выступил и бывший вице-президент, а ныне – временный глава партии «Национальное объединение» Жордан Барделла. К тому же лагерь левых далек от единства. Уже на примере первого тура мы видели, как некоторые кандидаты от социалистов открыто выступали против программы объединения, от которого они же баллотировались. Это обстоятельство заставило многих задаваться вопросом: кого эти избранники поддержат при принятии решений? И это подводит нас к третьему пункту.

Власть расставляет приоритеты

Готовность вступать в союзы по раду вопросов с представителями президентской партии и с «патриотами от “Республиканцев”» высказало и Национальное объединение. Ранее представители этой партии были, скорее, изгоями на французской политической арене. Но сейчас призывы голосовать против ультраправых стали для сторонников Макрона политическим инструментом или данью традиции. В частности, спикер Елисейского дворца Оливия Грегуар на следующий день после первого тура выборов сообщила СМИ, что в некоторых регионах, где во втором туре кандидаты от НО противостоят NUPES, LaRem окажет поддержку ультраправым.

Важнейшее заявление, подкреплённое медийной кампанией, развернувшейся против Меланшона между двумя турами парламентских выборов. Возьмём пример Амели де Моншален, одной из проигравших министров, выдвинутых президентской партией. Она призывала провести референдум по запрету левого объединения. Она также обвиняла главу ФН в антисемитизме и в том, что тот продался России. Это вписывается в риторику представителей правительства о «левацком исламизме». Об этом наши читатели могли наблюдать на протяжении предыдущего года. Итак, власти Франции всё чётче дают понять, кто для них является врагом, а кто союзником. Очевидно, в какой атмосфере придётся действовать левым. Также понятно, что левые должны будут решать эту проблему. В противном случае последствия для них будут печальны.

На ту же тему

Забастовки 2022-2023 г: врачи

В начале 2023 г предлагаем вниманию читателей несколько статей о забастовках и протестных акциях последних месяцев ушедшего года. А также проинформируем о том, что готовится в новом году.

На протяжении больше двух месяцев проходит забастовка терапевтов частной практики, которую поддержали интерны и врачи государственных больниц. Она распространилась и на начало 2023 г. Это стало самой масштабной акцией медицинских работников с 2015 г.

Читать полностью »

Забастовки 2022-2023 г: нефтеперерабатывающие заводы

В начале 2023 г предлагаем вниманию читателей несколько статей о забастовках и протестных акциях последних месяцев ушедшего года. А также проинформируем о том, что готовится в новом году.

Читать полностью »