LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Повышение платы за пользование автодорогами

С февраля вступило в силу решение о повышении платы за пользование дорогами в среднем на 2 %. Это привело к возобновлению дискуссии о национализации автомагистралей. Возникает всё больше вопросов по поводу приватизации, перерастающей в государственный скандал.

Теперь настал черёд и автомагистралей! Об этом говорилось ещё несколько месяцев назад. Наконец, 31 января информация подтвердилась в «Официальном вестнике Французской Республики». С начала месяца плата за пользование автомагистралями вырастет приблизительно на 2%. Повышение платы за пользование автодорогами явно не обрадует автомобилистов. Ведь цены на топливо тоже взлетели.

За несколько месяцев до президентских выборов вопрос о падении покупательной способности выходит на первый план. И именно сейчас заявление правительства о росте платы весьма некстати. К тому же «жёлтые жилеты» показали, что проблемы автомобилистов могут стать социально взрывоопасными.

Плановое повышение 

В этом повышении на самом деле нет ничего удивительного. Потому что оно предусмотрено ежегодным договором об эксплуатации, подписанным между государством и тремя частными группами. Эти частные компании управляют более чем 9 100 км автодорог по всей Франции. После приватизации в 2006 году «исторические» концессионные общества автодорог (SCA) принадлежат трём гигантам управления инфракструктуры – Vinci, Eiffage и Abertis. Они эксплуатируют более 90% французской сети автодорог.

Для поддержания привлекательного имиджа компания Vinci Autoroutes указала в коммюнике, что заморозит тарифы «для большинства коротких отрезков своей сети».

«Ловко с их стороны. Однако нужно ознакомиться с цифрами, чтобы узнать, во что обойдётся им такая инициатива, и как они будут её возмещать»,

–  говорит сенатор-центрист Венсан Делаэ (Public Sénat).

В 2020 году сенатор был докладчиком расследовательской комиссии по «контролю, регулированию и развитию автодорожных концессий». Он прекрасно осведомлён о деталях дела. По его мнению, повышения свидетельствуют о значительной несбалансированности договоров, заключённых с компаниями:

«Государство недостаточно держало под контролем договоры по управлению автодорогами. […] Во время приватизации в начале 2000 годов нужно было пересмотреть условия платежей. Сегодня прибыль после повышения идёт в карман концессионеров, которые и так являются бенефициарами. Если же говорить о качестве, то вряд ли результаты можно считать успешными».

Выводы сенаторского доклада, в подготовке которого Венсан Делаэ принимал участие, откровенно удручают. Государство явно проигрывает частным операторам, получающим сверхприбыль.

Подарок для частных операторов 

По всей видимости, передача автодорог в частные руки с самого начала была плохо продумана. Этот процесс начался в 2002 году проходил в несколько этапов. Вследствие перехода автодорог в частные руки государство упустило не менее 7 миллиардов евро доходов.

Но это ещё далеко не всё. Государство осталось ни с чем. А концессионные общества не без бахвальства представили свои успехи. С 2006 года по 2019 год процесс приватизации был завершен. Компании выплатили своим акционерам 24 миллиарда евро дивидендов. По оценкам независимого бюро, при таких темпах две из трёх групп – Vinci Autoroutes и Eiffage – могут стать рентабельными уже в будущем году. А это на 10 лет раньше срока окончания концессии.

Вся страна могла убедиться в непомерной в жадности автодорожных компаний. К 2015 году проезд уже был повышен на 21,7% за семь лет. Автодорожные магнаты увеличили торговый оборот на 26%. Правительство согласилось на продление срока концессии для некоторых компаний до 2036 года. К этому времени дивиденды должны ещё вырасти и достигнуть 40 миллиардов евро.

Государственный скандал

В соответствии с желанием автодорожных компаний сохранить коммерческую тайну переговоры держались в секрете. Переговорный процесс вела тогда нынешний министр труда Элизабет Борн (в то время она была главой администрации министра окружающей среды Сеголен Руаяль). А также нынешний главный секретарь Елисейского дворца и тогдашний начальник администрации министра экономики Эммануэля Макрона Алексис Колер.

Таким образом, государство с самого начала заведомо действовало не в интересах общества.

«Договоры по концессии не были пересмотрены в ходе приватизации»,

– указывается в сенаторском докладе. В конечном счёте государство оказалось в слабой позиции во время последующих переговоров. Эта ситуация «привела к завышению ставок рентабельности по отношению к рыночной конъюнктуре. И, как следствие, это привело к продлению срока концессии и повышению платы за пользование автодорогами». 

Ренационализация

Депутат от «Непокорённой Франции» Франсуа Рюффен полагает, что дело вот-вот перерастёт в государственный скандал.

«Тьерри Бретон, Брюно Ле Мэр, Доминик де Вильпен, Элизабет Борн, Алексис Колер, Эммануэль Макрон… Что общего между ними? Они вместе, по недосмотру или злому умыслу, организовали мошенническую схему с автомагистралями Франции. Они превратили автомобилистов в дойных коров для компаний Sanef, Eiffage, Vinci», 

– заявил депутат в Национальной ассамблее 14 января прошлого года.

Возобновилось обсуждение новой национализации автомагистралей. Вслед за коммунистами в 2019 году депутаты «Непокорённой Франции» предложили в конце ноября 2021 года свой собственный законопроект по национализации автомагистралей. В понедельник Фабьен Руссель подтвердил позицию ФКП:

«Приватизация автомагистралей – это позор. […] Когда мы придём к власти, я не буду продлевать концессии. […] Мы национализируем автомагистрали, постепенно забирая их у концессионеров».

В то же время сенаторы из группы коммунистов, гражданских республиканцев и экологов выразили в официальном коммюнике пожелание «двигаться в сторону ренационализации этих концессий». Опираясь на президентскую стратегию «любой ценой», сенаторы считают, что «с учётом нынешних процентных ставок, такая инвестиция могла бы найти своё место в масштабном плане восстановления экономики» в рамках «государственного регулирования объектов инфраструктуры».

Депутаты-коммунисты считают, что «возвращение к государственному управлению» позволило бы одновременно снизить плату за пользование дорогами и принести новые доходы государству. Вплоть до сегодняшнего дня государство действовало совершенно в обратном ключе.        

Опубликовано: 01/02/2022

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »