LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Левые не дают надежд, поэтому им трудно упрочить свои позиции в депрессивных регионах. Виной к тому же явная политическая неразбериха. Подробнее в репортаже из Денена.

Этот избирательный округ бывшего горнопромышленного района соткан из противоречий. Правые политики запудривают людям мозги. Явный крен вправо зачастую проявляется на национальных выборах. Но это не значит, что люди не видят социальных проблем. Левые не дают надежд, поэтому не могут упрочить свои позиции в Денене. Журналисты пообщались с местными жителями коммуны.

«Макрон – дурак!»

В зале ресторана в Бушене (деп. Нор) два попугая жако прекрасно знакомы с общественными настроениями в регионе. «Макрон – дурак! Макрон – дурак!» – щебечут они в присутствии посетителей, но тех это больше не удивляет.

«Попугаев научил так говорить мой муж»,

– говорит хозяйка ресторана.

Птички невольно передают то, что среди местных жителей давно на языке. Для них президент Республики не представляет никакого авторитета. Судя по итогам голосования, такое неприятие власти выражается у избирателей в довольно разных формах. В избирательном округе, половина населения которого живёт за чертой бедности, большой популярностью пользуется депутат от «Национального объединения» (RN) Себастьен Шеню. Что касается самого кантона, то там избрали двух коммунистов – Мишеля Лефевра и Изабель Денизон. Мэрия административного центра в Денене досталась социалистам. Можно ли говорить о крене вправо? Трудно сказать.     

Левые не дают надежд. Пенсионер Ги считает, что Денен «превращается в Чикаго». © Mathieu Dréan
Пенсионер Ги считает, что Денен «превращается в Чикаго». © Mathieu Dréan

«Всё растёт, кроме зарплат» 

Рядом с Бушеном находится другая небольшая коммуна – Маркет-ан-Остреван. Здесь во втором туре президентских выборов в 2017 году за Марин Ле Пен проголосовали 62,52 % избирателей (в первом туре она набрала 41,61 % голосов, а второе место занял Жан-Люк Меланшон с 21,22 % голосов).

По мнению одного из депутатов, пожелавшего остаться неизвестным, мэрия следует скорее «социалистическим традициям». Результаты национальных выборов вызывают явное беспокойство, чего нельзя сказать о местной политической жизни. Кто-то открыто разделяет крайне правые взгляды. Например, 75-летний пенсионер Жак сказал нам, облокотившись на подоконник у себя в доме:

«Молодёжь обленилась».

Этих же взглядов придерживаются и его соседи. Богатства он так и не нажил, да и жизнь его была не из лёгких. Он работал в автомастерской и, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал охранником:


«Все мои дети, как и я в своё время, много работают. Я привил им любовь к труду. А другие пальцем о палец не ударят – им лень даже стричь газон. Такое нежелание трудиться сильно раздражает».

Как считает Жак, местные жители скорее поддерживают Марин Ле Пен. «Тут поневоле станешь революционером», – говорит он. По его словам, он уже давно симпатизирует правым.

«Я за левых. Голосую за Марин Ле Пен»

Получающий пособие по безработице RSA молодой Мишель смотрит на жизнь оптимистичнее. Несмотря на то, что ясно видит социальные проблемы, с которыми сталкиваются жители региона. Но и его охватывает тревога:

«Всё растёт, кроме зарплат».

Проблемы с трудоустройством тоже стоят ребром:

«Я ищу работу. Вообще-то я водитель автопогрузчика, но я не могу найти работу по специальности. Поэтому я начал учиться на сварщика. Но помешала эпидемия коронавируса».

Хотя политика его «волнует мало», Мишель всё же надеется, что полицейских будет немного больше, как и государственных услуг в целом.

«Нам бы ещё одного врача здесь»,

– вздыхает он. Его заботы связаны в основном с социальной политикой. Каких политических взглядов он придерживается? Неожиданный ответ:

«Я за левых. Голосую за Марин Ле Пен. Я всегда голосовал за неё».    

Рабочие места для молодёжи

Бедный район Шабо-Латур очень типичен для Денена в целом. Тут живут бедные пенсионеры, низкооплачиваемые работники и безработные, получающие социальное пособие в размере прожиточного минимума. В городе в течение 30 лет голосовали преимущественно за коммунистов, но с 2008 года им на смену пришли социалисты.

И здесь тоже политическая путаница возникает в головах в основном молодых избирателей. 25-летняя молодая Амна работает на заводе Toyota. А иногда в компании Amazon. Всё зависит от того, с кем ей повезёт заключить временный трудовой договор.

«”Жёлтые жилеты” наделали немало шуму. Но не зря. Было бы неплохо, если бы они снова вышли на улицы»,

– считает молодая женщина.    

Она говорит, что ей «грустно видеть, как трудно приходится студентам», она жалеет об отсутствии работы для молодёжи. Амну возмущает, что «государство помогает людям, которые этого не заслуживают», намекая на тех, кто живёт на социальное пособие RSA.

В первом туре в 2017 году она голосовала за Жан-Люка Меланшона, а во втором – за Марин Ле Пен. Затем на парламентских выборах она поддержала Себастьена Шеню (RN)… Она ещё точно не знает, за кого она будет голосовать в 2022 году. Возможно, снова за Меланшона.    

«Марин Ле Пен много говорит о трудящихся»,

– отмечает Амна.

Неравенство и тревога

Её отец Жамель родом из Туниса. Он полагает, что нужно «изменить многое, и, в первую очередь, надо переломить ситуацию с неравенством». Но он не видит тех, кто мог бы это сделать.

В Шабо-Латуре есть и те, кто живёт в нём очень давно. Среди таких старожилов – Ги. Он считает, что, несмотря на кажущееся спокойствие, Денен «превращается в Чикаго». Пенсионер поделился своими соображениями:

«Думаю, что в этом году я пойду на избирательный участок, посмотрю на всё происходящее и уйду, не проголосовав. Каждый раз, когда мы за кого-то голосуем, то расплачиваемся за наш выбор».   

Амна, 25 лет, рабочая на заводе. Она ещё не знает, за кого она будет голосовать на президентских выборах – за левого или ультраправого кандидата. © Mathieu Dréan
Амна, 25 лет, рабочая на заводе. Она ещё не знает, за кого она будет голосовать на президентских выборах – за левого или ультраправого кандидата. © Mathieu Dréan

«Раньше здесь было много бывших шахтёров»,

– рассказывает другая пенсионерка. Она живёт в этом квартале Денена уже около сорока лет:

«Сейчас много тех, кто оказался тут случайно и готов уехать при первой же возможности».

Она говорит, что в её квартире такие тонкие стенки, что любая перестановка мебели чревата конфликтом с соседями. Эта атмосфера и изменение состава населения в квартале приводят к тому, что больше всего теперь её беспокоят вопросы безопасности.  

В местную мэрию возглавляют левые. И можно встретить жителей, довольных своим мэром, как, например, Анни и Брижитт.

«Она многое делает для города»,

– говорит нам одна из них, бывшая сотрудница муниципальной полиции. Она живёт на пенсию в размере 1 000 евро «за сорок лет работы». Как утверждают обе женщины, на выборах в апреле они в любом случае не будут голосовать «ни за Ле Пен, ни за Земмура, ни за Макрона».

«Я думала, что он был за левых»,

– со смехом говорит Анни. 

RN постоянно на голубых экранах

В условиях политической путаницы, когда, казалось бы, голосовать надо за левых, социальное возмущение вызывает сосед, живущий на пособие по безработице. Однако вряд ли можно говорить о настоящем «крене вправо». Скорее это результат неправильной интерпретации того, что говорят люди.

По мнению политконсультанта ФКП Изабель Денизон, когда те, кто работает за МРОТ, обвиняют получателей пособия, то это происходит потому, что зарплаты у них слишком низкие. При этом создаётся иллюзия, что левые помогают только тем, кто не работает:


«Люди здесь по-прежнему восприимчивы к левым идеям, но часто голосуют за ультраправых».

Её возмущает то, что информационные телеканалы слишком часто приглашают к себе в студию депутата RN. Чем для них хуже его соперник на президентских выборах, коммунист Фабьен Руссель? Тем временем Руссель определил для себя приоритет – вернуть симпатии простых избирателей. Предстоит немало работы. На местах ячейки политических партий часто отсутствуют, так как активистов не хватает.

«Политический Бермудский треугольник»,

– говорят некоторые из них. Тем не менее, для поддержки кандидата-коммуниста часто организуются «комитеты счастливых дней» («Счастливые дни» — девиз программы кандидата от коммунистов — прим. ред.).

«Мы много общаемся с людьми. Но в индивидуальном порядке, так как нельзя проводить коллективные собрания из-за пандемии – это точечная работа»,

– уточняет Изабель Денизон.     

Кроме тех, кто голосует за ультраправых, чаще всего журналистам «Юманите» встречались люди, которые просто больше вообще не голосуют. И дольно давно. Левые идеи и классовые интересы никуда не исчезли. Они просто ушли на второй план из-за отчаяния и смирения. Перед левыми стоит задача открыть наконец новые горизонты. 

Опубликовано: 20/01/2022

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »