LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Тяжёлые будни рабочих в Сен-Назере

Несмотря на новую европейскую директиву для иностранных рабочих, трудящихся на судостроительных заводах, пассажирские теплоходы класса люкс превращаются в римские галеры. Результаты журналистского расследования.

Тяжёлые будни рабочих в Сен-Назере: оскорбления, издевательства, расизм, неоплаченные сверхурочные…

Эльдорадо обернулось настоящим кошмаром

Всё ещё одетый в рабочий комбинезон Амед* открывает дверь местного отделения ВКТ в Сен-Назере. Несколькими месяцами ранее он уже приходил сюда, чтобы рассказать свою историю. Но на этот раз его слушает марокканский рабочий. Напротив него стоит Паоло с папкой под мышкой. Он пришёл за помощью, а также чтобы рассказать о том, что ему пришлось пережить.

В сентябре этот испанский рабочий упал на заводе и получил травму плеча и колена. От его полученной по приезду ещё в августе зарплаты в 3 970 евро, включая все командировочные, – ничего не осталось.   

С самого начала Эльдорадо, ради которого он временно расстался с семьёй, превратилось в кошмар. Первая расчётная ведомость стала для рабочего холодным душем – 10,25 евро. Ранее работодатель в устной форме обещал работнику 24 евро в час. Получив производственную травму, Паоло остался без медицинской страховки. Не говорящий по-французски рабочий зарегистрированного во Франции предприятия ничего не знал о том, какие административные формальности нужно соблюдать в таких случаях. Расходы на лечение ему не возместили. Так продолжалось в течение нескольких месяцев.

Паоло был вынужден взять в банке кредит в 5 000 евро, чтобы продолжать жить в Сен-Назере. А ещё оплачивать медицинские расходы. Он ждёт операции до тех пор, пока у него не будет обязательной медицинской страховки. 

Между тем, у Паоло был опыт работы на судостроительных заводах в других странах. Незадолго до Сен-Назера он работал в Потсдаме в Германии. Именно оттуда он и поехал вслед за своим бывшим коллегой, тоже сварщиком, доверившись ему.

После закрытия судоверфи в Германии «бывший коллега» решил создать своё собственное предприятие. Оно находиться на границе с Испанией, но зарегистрировано во Франции. Паоло настолько доверял ему, что даже не стал читать трудовой договор, составленный на французском языке. Рабочий вряд ли бы его понял.

И теперь впервые в жизни, с травмой и в долгах, мужчина не знает, сможет ли снова вернуться к работе.     

Увольнение в «испанском стиле»

Четверо его коллег из 41 работника предприятия Pirenaica были уволены в «испанском стиле». Им просто указали на дверь без объяснений причин или предварительного уведомления. Рабочие судоверфи подозревают, что настоящей причиной стала их неосторожность «раскрыть рот». Но о нечеловеческих условиях труда нельзя было молчать.

Он встретился с одним из испанских работников. Тот осмелился попросить организовать «влажную уборку», так как работал с электричеством. Это совершенно обоснованное требование. Но он получил отказ: его бригадир только посоветовал ему «не расслабляться» и «вкалывать дальше».

Когда к этому делу подключилась ВКТ, испанцу выплатили всё в соответствии с договором, срок которого истекал 23 декабря. Другим же так не повезло.      

Работа в три смены и нечеловеческие перегрузки 

Паоло пришёл в отделение профсоюза в поисках хоть какой-то надежды. Как и Амед, а также семь других его товарищей, которые тоже пришли сюда летом.

«Каждый раз люди обращаются к нам, доведенные до отчаяния. Им кажется, что справиться с проблемами они уже не в состоянии»,

– говорит новый член профсоюза.

В 2015 году 34-летний марокканец с выданным в Испании разрешением на работу приехал на предприятие субподрядчика испанской компании Pine Instalaciones. Компания специализируется на производстве промышленных кабелей. Затем мужчина перешёл непосредственно в Pine Instalaciones. Оказавшись в Европе, он работал на многих верфях и разъезжал по разным странам. Договоры заключались на различные сроки – от двух недель до одного года и более.

12 января 2021 года он приехал в Сен-Назер для заключения трудового контракта. Работа связана со строительством гигантских лайнеров C34 и L34. Затем начался настоящий кошмар.   

«Медвежье одолжение»

По рассказам Амеда офис компании в Сен-Назере напоминал заведение Тенардье из романа Виктора Гюго «Отверженные». Это же подтверждают шесть других свидетельств, имеющихся в распоряжении ВКТ. У журналистов «Юманите» была возможность ознакомиться с ними.

На этом предприятии в ход идёт всё, чтобы «показать этим сукиным детям, кто они такие». Именно эту фразу услышал один из рабочих от начальника отдела.

Здоровье разрушает работа в три смены. По испанскому договору нагрузка составляет 40 рабочих часов (39,5, если точно) с понедельника по пятницу. Согласно подсчётам ВКТ, сделанным на основании свидетельств работников, реальность — это 47-часовая рабочая неделя с понедельника по субботу.

Их зарплаты составляют от 1 100 до 1 200 евро в месяц чистыми. Это гораздо ниже того, что люди получали, когда работали по французскому договору. В соответствии с первым уровнем коллективного соглашения в металлургической отрасли и почасовой ставкой МРОТа, разница между испанской и французской расчётной ведомостью составляет около 500 евро. Речь идёт только о 40-часовой рабочей неделе. И это не считая премий и других компенсаций.   

Кнут и ещё раз кнут

Один из свидетелей рассказал, что бригадир «кричит целый день на рабочих, как на рабов». По любому поводу – оскорбления: «тупица», «лодырь», «дармоед», «скотина», «педик». У африканских и североафриканских рабочих есть право выслушивать поток расистских высказываний: «чёртовы негры», «чёртовы мавры».

Попытки возразить оборачиваются следующими заявлениями:

«Если ты не образумишься, то я вышвырну тебя за дверь!»

Ходить в туалет запрещено, и тогда остаётся только мочиться в «бутылку из-под воды». Рабочим дают ценный совет – приходить на работу, «уже опорожнив кишечник и мочевой пузырь». В случае неповиновения бригадир предупреждает:

«Если пойдёшь в туалет, то иди прямо в офис. Я позвоню шефу, и он сразу тебя уволит».

Когда бригадиру не хватает материалов, он не стесняется попросить рабочих «постоять на шухере». Для чего? Чтобы «украсть необходимые детали на складах других предприятий». Это могут быть катушки с кабелями или строительные леса. В случае отказа звучат «угрозы» и такие комментарии как:

«Вы должны быть счастливы, что работаете на Pine Instalaciones. Компания делает вам одолжение».  

Похоже, что такое обращение является нормой у многих субподрядчиков. Об этом свидетельствует один из рабочих судоверфи, пожелавший остаться неизвестным:

«Вот уже двадцать лет как я работаю на судоверфях. У меня всегда вызывало отвращение к тому, с чем мне приходилось сталкиваться. Если бы вы только видели, как бригадиры разговаривают с работниками. В каких условиях они едят…».

По его словам, они едят заранее приготовленную пищу из своих пластиковых контейнеров. Всегда за пределами завода, под дождём, ветром и на холоде:

«Однажды ночью я увидел маляров. Они поднимали на палубу 17-го этажа лайнера 25-килограммовые банки с краской. Это то же самое, что 15-ый этаж жилого дома».

Коллективные договоры в корыстных целях

Помимо унижений и тяжёлых условий труда, субподрядчики судоверфей также используют коллективные соглашения в корыстных целях. Таким образом они сокращают расходы, связанные с перемещением, проживанием и премиями работников.

С июля 2020 вахтовую работу регламентирует новое законодательство, принятое в соответствии с европейской директивой. Так что теперь применяется принцип «за такую же работу – такая же зарплата». Теперь вахтовый работник имеет право получать такое же плату за свой труд, что работник на французском предприятии в том же секторе экономики. Вдобавок иностранный работодатель должен в обязательном порядке оплачивать не только вознаграждение, но и сопутствующие расходы командированного работника. То есть проезд к месту работы, питание и проживание.  

Начало юридической экспертизы

В Испании коллективное соглашение в металлургической отрасли отличается в зависимости от регионов. Как объясняет активист местного отделения ВКТ в Сен-Назере Андре Фадда, в Мадриде оно не так выгодно, как в Бискайе или Кадисе.

По имеющейся у профсоюза информации, компания Pine Instalaciones создала агентство в Мадриде. Оно занимается исключительно трудоустройством работников из Бильбао или Кадиса, чтобы платить им меньше.

Впрочем, как уточняет Андре Фадда:

«Все работники, которым мы оказываем юридическую поддержку, подписали договоры в Бильбао, где находится штаб-квартира компании».

Мигель*, приехал в Сен-Назер в январе 2020 года. Он получает компенсацию в размере 50 евро в день. Эта сумма должна покрывать расходы на проживание и питание. Но оказавшись на месте, он обнаружил, что одни его коллеги из Бильбао или Кадиса получали компенсацию 73 евро в день, в то время как у других она составляла 40 евро.

По словам этого профсоюзного активиста, чтобы обойти закон в части, касающейся проезда работников на большие расстояния, компания создала филиалы во Франции, которые зарегистрированы в Париже.    

В сентябре, под давлением испанских профсоюзов руководство Pine Instalaciones отправилось в командировку. Вместе с юристом они проводят своё собственное расследование. Вернувшись домой, руководство сообщило, что «никаких нарушений не обнаружено». Но после того как семь рабочих подали летом иски, делом занялась трудовая инспекция. Были составлены два протокола, один из которых касался расчётных ведомостей. Это позволило начать расследование.

Огласка в Испании

В Испании дело получило широкую огласку. В начале января на телеканале France 3 директор предприятия в Сен-Назере Лоран Кастен уверял, что «скандалы в газетах, а не на судоверфях». Он также заявил, что всем рабочим, в том числе и иностранным, платят одинаковую зарплату.

«Мы вынуждены платить им МРОТ, но при этом соблюдаем требования коллективного соглашения»,

– утверждал он и затем добавил, забыв всякий стыд, следующее:

«Они довольны тем, что работают у нас».

Как объясняет профсоюзный делегат ВКТ Себастьен Бенуа, чтобы следить за условиями труда 4 000 рабочих, два человека должны проводить социальный аудит у субподрядчиков. Согласно информации, поступившей в профсоюзы, было проведены 39 аудиторских проверок. Как уточняет активист профсоюза, поступили три тревожных сигнала:

«Я сомневаюсь в искренности этих бесед, которые велись на английском языке, без присутствия представителей профсоюзов».      

Руководство предприятия в Сен-Назере не захотело отвечать на вопросы журналистов «Юманите». 24 июля без всяких оснований после больничного «из-за тревожного расстройства» Амед был уволен. Сейчас он работает электриком на французском предприятии в Сен-Назере.

 * Имена были изменены

Опубликовано 24/01/2022

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »