LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Президентским выборам во Франции грозит рекордная неявка

С 2002 г. во Франции растёт уровень неявки на выборы. В этом году, наряду с разочарованием в политике, препятствия может создать и пятая волна коронавируса. Но социологи говорят, что нынешний электорат находится в очень подвижном состоянии, может в любой момент поменять мнение. Так что предвыборная борьба является более чем актуальной.
Президентским выборам во Франции грозит рекордная неявка

«Абсолютный рекорд», «исторический уровень», «крах демократии». Многим запомнилась низкая явка избирателей, отмеченная к вечеру второго тура июньских региональных и департаментских выборов. Её масштабы приняли угрожающий характер. На выборы не пришли 65,31 % электората. А среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет она составила 87 %. Уже на второй тур муниципальных выборов 2020 года на избирательные участки также не пришли 58,14% граждан, имеющих право голоса. Президентским выборам во Франции грозит рекордная неявка.

«В настоящее время абсентеизм достиг рекордного уровня. С начала президентства Макрона большинство избирателей проигнорировало все проходившие в два тура выборы, включая общенациональные парламентские» – отмечает генеральный директор Французского института общественного мнения IFOP Фредерик Даби. Станут ли президентские выборы 2022 года исключением из этого правила?   

«Логика поспешного голосования»

Сразу же после июньских выборов занимающая большинство мест в парламенте партия Макрона запустила информационную кампанию. В начале декабря был представлен доклад по мерам противодействия неявки избирателей. Однако предложенные меры носят технический характер (открепительные удостоверения, эксперимент с заочным голосованием и т. д.). Они, действительно, могут упростить доступ к голосованию. Но их явно будет недостаточно для преодоления кризиса демократии. Особенно с учётом того, что 89 % граждан, которые участвовали в опросе, инициированном Национальной ассамблеей, считают, что одной из причин этого кризиса является «деградация» публичных дебатов.

Итак, менее чем за четыре месяца до президентских выборов призрак массовой неявки по-прежнему витает над страной. Конечно, президентские выборы по сравнению с другими выборами Пятой республики всё-таки пользуются куда большей популярностью. Но даже на этом уровне неявка растёт из года в год. 21 апреля 2002 года она составила рекордные на тот момент 28,4 %. После того, как ультранационалисты впервые в истории вышли во второй тур, неявка заметно снизилась и в 2007 году составила 16,23 %. Но с тех пор она снова растёт: 20,52 % в 2012 и 22,23 % в 2017 году. На последних выборах в 2017 году к повышению явки во втором туре (25,44%) даже не привело то, что в первом туре второе место заняла Марин ле Пен.        

Более того, на фоне пятой волны и стремительного распространения омикрон-штамма свою роль на этот раз может сыграть и пандемия. «Избирательная кампания в эпоху коронавируса может создать у многих французов ощущение, что выборы были сокращены, что кандидаты не затронули многие важные темы. Поэтому логика поспешного голосования, в соответствии с которой растёт чувство бесполезности данного процесса, усилится. Она очень характерна для молодых людей, убеждённых в том, что в их жизни «выборы почти ничего не меняют», – говорит политолог IFOP.   

Только 60% французов выражают готовность пойти на выборы

Уже сейчас данные опросов вызывают определённое беспокойство.

«В настоящее время о своём твёрдом намерении прийти на выборы заявляют только 60 % французов. Если сравнить эту цифру с 2016 годом, то она была выше в этот же период на 10 пунктов. Поэтому можно предполагать, что неявка на этот раз будет выше»,

– говорит директор Центра изучения общественного мнения Фонда Жана Жореса Антуан Бристьель.

Что касается ситуации с парламентскими выборами, то она может быть ещё сложнее. Уже в 2017 году неявка в первом и во втором туре составила 51,30 % и 57,36 % соответственно. «С 1997 года выборы в парламент утратили свою самостоятельность. Причиной стали радикальные изменения в электоральном календаре, направленные на усиление значения выборов президента (парламентские выборы проводятся через два месяца после президентских, не оставляя времени на полноценную кампанию – прим редю)», – напоминает Фредерик Даби. Вдобавок к тому, что «в лагере проигравших всегда начинаются пораженческие настроения».    

Абсентеизм как причина и следствие удалённости политики от народа

Общий портрет избирателей, которые с высокой степенью вероятности не будут участвовать в очередных выборах, хорошо известен. Это молодёжь, малообеспеченные категории населения и наименее образованные люди. Между тем, как предупреждает сотрудник IFOP, когда неявка избирателей достигает максимальных значений, то она «может охватывать и те категории, которые ранее принимали активное участие в выборах». «Но даже во время президентских выборов с каждой избирательной кампанией неявка растёт», – говорит директор Института политических исследований в Сен-Жермен-ан-Ле Селин Браконье.

«В период с 2007 по 2017 год разрыв неявки между людьми в возрасте 25-29 лет, которые голосуют реже всех, и 65-69-летними, голосующими чаще всех, увеличился в два раза – с 9 % до 18 %», – отмечает она. Политолог вывела эти цифры на основании анализа избирательных списков. Так же обстоит дело с разрывом между рабочими и руководящим составом – он увеличился с 6 % до 12 %. Селин Браконье предупреждает, что «отказ от голосования в свою очередь укрепляет скептическое отношение избирателей к выборам». Соответственно растёт риск того, что в конечном счёте государственная политика будет определяться небольшой прослойкой населения. Следовательно, вырастет и абсентеизм.

Не голосующая часть электората растёт. Но главным феноменом сегодняшних выборов остаётся скачкообразное голосование. «В 2017 году постоянно голосовали (во всех турах президентских и парламентских выборов – прим. ред.) треть французов, имеющих право голоса. В 2007 году таких было около половины», — рассказывает Селин Браконье. Всё больше избирателей ходят на выборы только в том случае, если видят в них смысл, а не только гражданский долг. Вот поэтому «на последних парламентских выборах проголосовали только 27% избирателей в возрасте 18-30 лет. Тем временем на выборы президента Республики пришли 71 % молодых людей в возрасте 18-24 года и 66 % – в возрасте 25-29 лет», — приводит она примеры.   

Потенциальный электорат левых

Следует уточнить, что общий портрет людей, не участвующих в выборах, также соответствует возможному электоральному резерву для левых. Но часть голосов бедных слоёв общества могут достаться «Национальному объединению» (RN)  Марин ле Пен.

«Левый электорат в настоящее время проявляет гораздо меньшую активность по сравнению с правыми» – замечает Антуан Бристьель. Он полагает, что «возможно именно поэтому, согласно данным опросов, за правых готовы голосовать так много французов».

Между тем публикации результатов опросов, в которых левым кандидатам в лучшем случае с трудом удаётся преодолеть планку на уровне 10 %, также может «отбить желание у многих потенциальных избирателей» участвовать в выборах. Ведь они не видят перспектив победы для своего политического лагеря. Известный эффект самосбывающегося прогноза. Хотя фактически, по словам Селин Браконье, ещё ничего не предрешено. Ведь избирательный порог снизился: «В июне избирательный порог составлял около 23 %. Сейчас, по данным опросов, он находится в районе 15-16%. Следовательно, у левых появляется больше шансов добиться успеха».  

Темы национальной идентичности не интересуют французов            

Итак, несмотря на сигналы тревоги, всё будет зависеть от ближайших трёх месяцев с небольшим. А также от того, как СМИ будут освещать президентскую избирательную кампанию. Будут ли на высоте дебаты, которые до этого транслировали навязчивые идеи ультраправых?

«Людям интересно обсуждение проблем здравоохранения, покупательной способности, налогов, образования… Разумеется, также будут говорить и о безопасности. Но вот вопросы национальной идентичности не входят в число самых популярных тем для французов»,

– уверяет Фредерик Даби.

Сегодняшний электорат колеблется, поэтому за его симпатии предстоит настоящая борьба.

Согласно данным недавнего опроса, проводившегося компанией IPSOS по заказу газеты le Monde, Центра политических исследований CEVIPOF и Фонда Жана Жореса, 30 % опрошенных поменяли мнение в период с середины октября до начала декабря.

Среди них – помимо тех, кто выбрал другого кандидата – 9 % отказались от намерения проигнорировать выборы и уверенно заявили о том, что будут голосовать. А 7 %, напротив, решили, что не пойдут на выборы.   

Ситуация может ещё поменяться в любую сторону. Тем более что, как напоминает генеральный директор IFOP, в рамках опросов общественного мнения неявка является «тем электоральным поведением, понять которое сложнее всего». Особенно когда для переубеждений остаётся порядка трёх месяцев.  

Опубликовано 30/12/2021

На ту же тему

Без крыши над головой

Без крыши над головой

О проблемах жилищной политики рассказывают люди, рискующие уже этой весной оказаться без крова. Истории каждого из них – печальные иллюстрации системных проблем современной социальной политики.

Читать полностью »
Tesla – надувательство века

Tesla – надувательство века

22 марта канцлер Германии Шольц открыл рядом с Берлином гигафабрику Tesla. Тем самым он продемонстрировал верноподданические чувства Вашингтону и королю всех олигархов Илону Маску.

Читать полностью »