Автоматизация вытесняет сотрудников гипермаркетов. В Carrefour, Auchan и других компаниях розничной торговли полным ходом идёт внедрение технологических инноваций. Основная цель – обеспечить максимальное удобство клиентам.
Для работников розничной торговли модернизация не ознаменует ничего хорошего. А скорее приведет к сокращению рабочих мест и значительному ухудшению условий труда.
Необычный магазинчик Carrefour на авеню Пармантье
В 11-ом округе Парижа находится, на первый взгляд, непримечательный маленький магазин. Разумеется, более внимательный взгляд обнаружит в глубине помещения неоновый знак в виде молнии. Это логотип Carrefour Flash – не совсем обычная торговая точка.
В этом открывшемся в ноябре 2021 года магазинчике Carrefour Flash нет привычных касс. Даже автоматических. Есть только маленький цифровой планшет с подключённым терминалом бесконтактной оплаты покупок. Клиентам не надо искать штрих-код на товарах, чтобы затем сканировать его.
Десятки камер установлены по потолком и подключены к весам, которые находятся под товарами на полке. Они автоматически определяют, что покупатель положил в корзину и в каком количестве. Цена появляется на экране терминала без каких бы то ни было манипуляций.
«Мы исходили из пожеланий потребителей. Они посчитали, что затруднительно укладывать продукты в корзину, затем вытаскивать, сканировать и снова класть их в сумку»,
– объясняет сотрудница Carrefour.
Площадь меньше – продажи выше
Во Франции такие магазины самообслуживания появились несколько месяцев назад.
В Круа (департамент Нор) торговая сеть Auchan впервые открыла полностью автоматизированный магазин на территории высшей школы коммерции. У студентов есть возможность покупать продукты круглосуточно. И там тоже нет привычных касс.
Посетителям магазина площадью 38 кв. м. достаточно взять нужные продукты и выйти из магазина. Для этого надо только скачать специальное приложение на свой смартфон. Затем сумма за покупки автоматически списывается со счёта.
Не отстаёт от духа времени и торговая сеть Monoprix. Крошечный магазин площадью 18 кв. м., расположенный на территории компании в Клиши (департамент О-де-Франс). Говорят, он сможет обслуживать покупателей менее чем за минуту. Обычных касс вы там тоже не обнаружите.
Но магазин пока доступен только работникам компании.
Ускорение процесса сокращения рабочих мест
Конечно, эта технология по-прежнему находится скорее на этапе тестирования. В отличие от США. Там компания Amazon расширяет сеть подобных магазинов, открытых для широкой публики начиная с 2018 года. Но тенденция уже вызывает дрожь у работников и профсоюзов.
Автономные и подключённые к интернету магазины ускоряют процесс сокращения рабочих мест. Осуществляется это за счёт сокращения времени обслуживания на кассе и даже полного отказа от неё.
С середины 2000-х годов крупные розничные сети инвестируют в кассы самообслуживания. Они стремятся во что бы то ни стало увеличить прибыль в соответствии с площадью своих магазинов. Дело в том, что гипермаркетам становится всё сложнее обеспечивать прежнюю высокую прибыль, как это было в прошлом. Это технологическое новшество уже стало частью истории торговли.
«Крупные торговые сети в том виде формировались в 1950-е – 1960-е годы на основе идеи самообслуживания.
Надо было убедить клиента, что самостоятельные покупки позволяют ему выигрывать во времени. И чувствовать себя при этом свободнее»,
– отмечает социолог труда Научно-исследовательского центра по изучению квалификаций (CÉREQ) Матьё Океле.
Кассиров больше не будет
Мы уже видим, какое влияние оказывает внедрение этих устройств на численность сотрудников торговых предприятий.
По данным Федерации торговли и крупных торговых сетей, во Франции количество кассиров (в большинстве случаев речь идёт именно о женщинах) сократилось на 15 000. Десять лет назад их было 135 000, теперь – только 120 000.
Повсеместная автоматизация магазинов, автономная торговля и цифровизация ускорят эти тенденции. И смелых прогнозов сейчас довольно много.
В 2019 году директор аналитического центра Institut Sapiens Эрванн Тисон в своей статье причислил профессию кассира к «исчезающим»:
«В опубликованном в 2018 году исследовании мы подсчитали, что численность этих работников за пятнадцать лет уменьшилась на 15%. И пришли к выводу, что к 2050 году они могут полностью исчезнуть».
Такие опасения разделяют и сами работники. Федеральный секретарь подразделения ВКТ в сфере торговли и услуг Амар Лага тревожно констатирует:
«Мы опасаемся, что через некоторое время в гипермаркетах просто не останется сотрудников».
Больше обязанностей – меньше работников
Руководство совершенно нового во всех смыслах магазина Carrefour Flash уверяет, что технологии не заменят людей:
«Четверо сотрудников, работавших в прежнем магазине Carrefour Express, работают теперь в Carrefour Flash. Все они сохранили свои рабочие места».
Но если раньше они занимались кассовыми операциями, то сейчас им приходится выполнять другие многочисленные обязанности:
«Они должны привлекать покупателей в магазины, консультировать клиентов, помогать им при оплате. Проверять возраст клиента в случае приобретения им алкоголя.
Также сотрудники нужны для того, чтобы клиенты забирали товары, купленные ими онлайн с помощью специального приложения drive piéton.
Мы рассчитываем в ближайшее время запустить такую услугу, как еженедельная доставка корзин с фруктами и овощами. Мы разработали её вместе с одним из стартапов. Также поступают заказы через Uber или Deliveroo».
Несмотря на существенный рост рабочей нагрузки, компания не собирается нанимать новых сотрудников.
Ухудшение условий труда и здоровье
Итак, автоматизация магазинов предполагает сокращение рабочих мест. Она также вызывает некоторое ухудшение условий труда сотрудников.
В сентябре 2021 года вышел еженедельный эпидемиологический бюллетень общественного здравоохранения Франции, где были опубликованы следующие данные:
- 10,6 % работающих в магазинах самообслуживания сотрудниц заявили о том, что в период с 2009 по 2016 год они сталкивались с тем или иным профессиональным заболеванием;
- Среди них кассиров оказалось 8,1 %;
- 7,4 % из сотрудниц также страдали от мускульно-скелетных нарушений.
«Также можно видеть, что мускульно-скелетные нарушения усугубляются состояниями психической усталости.
В частности это связано с перегрузками кассиров. Так теперь они вынуждены заниматься не только обычными кассовыми операциями, но и контролем четырёх-шести касс самообслуживания, что связано с оказанием соответствующей технической помощи и проверкой оплаты»,
– добавляет социолог Матьё Океле.
Снова Amazon
В США, где автоматизация супермаркетов и гипермаркетов достигла более высокого уровня, также отмечается значительное ухудшение условий труда. Повсеместное использование автоматической системы самообслуживания в магазинах привело к сильному снижению количества работников в крупных торговых сетях.
Но в то же время от этой автоматизации выиграл сектор логистики. Его расширение связано с ростом мощи компании Amazon.
«В период с 2008 по 2017 год было сокращено 400 000 рабочих мест, а компания Amazon создала такое же количество.
Рынок труда меняется, и ему всё чаще нужны менее квалифицированные работники. Уровень квалификации резко снизился и стал ещё ниже, чем в секторе строительства»,
– объясняет специалист.
От продаж к логистике
Ждёт ли такой же сценарий и Францию? Похоже, что сфера дистрибуции уже начала ослабевать, уступая место логистике. Однако у работников есть небольшая отсрочка, учитывая то, что большинство автоматизированных магазинов самообслуживания находятся в крупных городах.
А что будет через десять или двадцать лет?
В настоящее время трудно предсказать, что станет с этими работниками в будущем. Амар Лага призывает:
«Не посещайте эти автономные магазины и не платите в кассах самообслуживания. Иначе вы станете соучастником уничтожения рабочих мест».
Опубликовано 15/01/22