LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Инфляция: чего боятся работодатели и финансисты

Во Франции и в Европе снова растут цены. Звучат глубоко пессимистические прогнозы. По мнению представителей профсоюзов, приоритет должен уделяться заработным платам. Подробный анализ по четырём основным пунктам далее в материале.

Инфляция: чего боятся работодатели и финансисты? Призрак бродит по Европе. Призрак инфляции…

Если верить многочисленным сообщениям СМИ, то впечатляющий рост цен (+ 4,9 % в течение года в зоне евро) представляет собой настоящую пороховую бочку. Такая тенденция серьёзно угрожает восстановлению экономического роста, под ударом окажутся предприятия и доходы граждан. Есть ли основания для таких страхов? Может ли инфляция служить поводом для ужесточения экономической политики?

Разбор сложившейся ситуации в экономике рассмотрим в четырёх пунктах.  

1. У истоков мирового феномена 

До недавнего времени из-за сдерживания зарплат и присущей глобализации логике конкуренции между работниками цены на труд почти не росли. Но вызванный эпидемией коронавируса кризис радикально изменил расклад. Остановившийся в 2020 году экономический цикл снова заработал с новой силой. Спрос, поддерживаемый прежде всего Китаем, США и Европой, усилился. Произошло что-то вроде отложенного эффекта, когда закрытые долгие месяцы предприятий торговли снова заработали.

Этот бум потребления на фоне продолжающейся пандемии застал заводы врасплох. В условиях общемировой дезорганизации на конвейерных линиях и в логистических цепях поставок всё чаще стали происходить сбои.

В результате выросли цены на сырьё, необходимое для производства промежуточного сырья. Например, на полупроводники. К этому следует добавить взрывной рост цен и на основное сырьё. В том числе и на углеводороды. Согласно данным INSEE (Национальный институт статистики и экономических исследований Франции), за год они выросли на 21,6 %. 

Почему подорожала недвижимость?

Другой важный момент: центральные банки со своей так называемой «адаптированной» кредитно-денежной политикой и накопленные за время схлопывания экономики сбережения обусловили биржевую лихорадку по отношению к активам. В результате взлетели цены на недвижимость.

«Биржевые котировки превысили исторический уровень интернет-пузыря в сентябре 2000 года. Например во Франции фондовый индекс CAC 40 оказался выше 7 000  пунктов. Очень быстро растут цены на жильё. Так по всем странам Организации экономического сотрудничества и развития индекс роста составил 11 % за год. 20 % – в США, более 6 % – во Франции»,

– заявил в конце ноября либерал Патрик Артюс во французском еженедельном журнале le Point. Следствием этого роста цен на жилую недвижимость стал также рост цен и на аренду жилья.    

В итоге увеличивается стоимость жизни в целом. И обычные семьи начинают очень остро воспринимать «эффекты инфляции». Эта тенденция охватывает всю Францию. Но особенно сильно она затронет сельские районы. В деревнях люди зависят от наличия машины и чаще имеют дело с бензоколонками. При этом средний уровень зарплат там ниже.  

Инфляция в любом случае должна была пройти сама по себе после возобновления экономической активности. Но в течение нескольких месяцев она пустила глубокие корни. С прошлого лета ускорился рост цен. В ноябре инфляция достигла 2,8 % – ещё в июле она составляла 1,2 %. По словам экономиста Доминика Плиона:

«…за тридцать лет она впервые достигла такого высокого уровня».

Инфляция — нормальный этап развития или опасность?

Но делать из этого «страшную трагедию», как уточняет он, всё-таки не следует:

«Даже если рост цен продолжится в 2022 и в 2023 году, он не должен быть чрезмерным. Предположительно, он будет в районе 2,5 %. В первую очередь, потому что экзогенные факторы мировой экономики, укрепившие цены в краткосрочном плане, ослабнут. И цены снизятся – особенно на углеводороды».

«В этом нет ничего общего с началом 1970-х годов, ещё даже до первого нефтяного шока, когда инфляция во Франции в течение нескольких лет подряд была выше 5 %»,

– отмечает Джонатан Мари из ассоциации «Приземлённые экономисты» (Les Économistes atterrés).

Как считают неортодоксальные экономисты, инфляция «не выходит из-под контроля». Исключение – наёмные работники, «когда их зарплаты не растут».     

2. Страх перед социальными конфликтами

Может ли нынешний взлёт цен внести или вернуть в повестку дня вопрос о заработных платах. СТанет ли он центральным в политическом дискурсе?

Глава Федерации работодателей Франции MEDEF Жоффруа Ру де Безьё ответил на этот вопрос в своей обычной манере. Так он прокомментировал рост цен на энергоносители:

«Всеобщего роста заработных плат экономика не выдержит».

И если кто-то так и не понял этот предельно ясный сигнал, то можно напомнить его другое высказывание за два месяца до этого:

«Если вы повышаете зарплату работнику “Макдоналдса”, то это значит, что вырастет и цена гамбургера».

Иначе говоря, крупные работодатели угрожают повышением цен в случае компенсации заработных плат. Они готовы на всё, лишь бы сохранить свою прибыль и удовлетворять аппетиты акционеров.   

Рост числа социальных конфликтов

Страхи работодателей не лишены оснований. Дело в том, что сейчас всё чаще происходят социальные конфликты, касающиеся вопроса заработных плат. Это подтверждают и руководители профсоюзов.

«На местах мы отчётливо видим усиление забастовочного движения. Это связано с ростом цен, а также с всеобщим осознанием несправедливости. Люди видят подтверждение того, что богатые становятся ещё богаче (владельцы компаний, входящих в CAC 40, миллиардеры и т. д.), множатся с каждым днём. И у большинства работников возникает чувство, что все богатства достаются избранной касте. Тем временем сами они “вкалывают” за нищенские зарплаты»,

–  объясняет федеральный секретарь ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) Борис Пладзи, занимающийся вопросами заработных плат.

В некоторых случаях конфликты становятся затяжными. Это доказывает то, что руководители компаний не спешат расставаться со своими деньгами ради увеличения зарплат рабочим.

Недавнее исследование, проведённое по заказу Конфедерации малых и средних предприятий (CPME), отражает разительный контраст состояния умов мелких работодателей. О готовности увеличить размер оплаты труда заявляют 34 %. В то же время 36 % работодателей категорически отказываются от этого.

Самые сговорчивые часто соглашаются для того, чтобы решить проблему кадрового голода. Это потому, что в некоторых секторах назрел острейший дефицит кадров. 

3. Риски для вкладчиков

Теоретически инфляция должна приводить к снижению стоимости капитала. Происходит то, что экономисты называют «потеря рентабельности». Иными словами, инфляция превышает процентные ставки (то, что приносит им прибыль при предоставлении кредитов).

За исключением недвижимости, стоимость которой…

«…более или менее индексируется в соответствии с инфляцией, и даже иногда растёт быстрее»,

– уточняет Доминик Плион. О состоянии владельцев акций и облигаций экономист говорит, что «продолжительный рост цен» повлечёт за собой что-то вроде «эрозии их капитала». Эта эрозия капитала, который «в абсолютном большинстве случаев принадлежит богатым людям», также затронет куда более скромные вклады обычных людей. Следовательно, это отразится на страховании жизни, целевых депозитах и т. д.     

В руках у руководителей центральных банков находятся рычаги управления уровнем процентных ставок. Это единственный инструмент, способный остановить чрезмерную инфляцию. Но вот только его использование не проходит бесследно.

Так, например, рост процентных ставок неизбежно ведёт к увеличению стоимости государственного долга. В связи с этим вырастет и государственный дефицит. Как предупреждает Джонатан Мари, что риск заключается в том, что реакция центральных банков вызовет «жёсткое оздоровление, в то время как экономике по-прежнему угрожает пандемия, поэтому она остаётся в крайне ослабленном состоянии».     

Перспектива обвала рынка гособлигаций

Риск также связан с рынком облигаций, на котором заключаются сделки с обращающимися долговыми обязательствами, используемыми предприятиями или государствами с целью получения денег. На сегодняшний день доходность от этих долговых обязательств близка к нулю.

Единственное преимущество в том, что они имеют репутацию «надёжных». И у их владельцев есть гарантия того, что они как минимум смогут вернуть вложенные средства. Но в случае роста процентных ставок стоимость уже выпущенных облигаций снизится. А прибыль от будущих облигаций будет выше. Инвесторы будут продавать имеющиеся у них на руках облигации, чтобы купить недавно выпущенные.

«Такая масштабная продажа облигаций может повлечь за собой неминуемый крах»,

– объясняет Доминик Плион. Что опосредованно ударит по всем финансовым центрам. 

В обычных обстоятельствах Европейскому центральному банку (ЕЦБ) следовало бы увеличить свои ставки. Ведь пресловутый порог инфляции на уровне 2 % уже пройден. Но руководители центральных банков действуют по-прежнему осторожно, чтобы не навредить восстановлению экономики. По крайней мере, в краткосрочном плане.  

4. Какими должны быть ответные меры?

Нас уверяют, что в настоящее время возобновление инфляции не имеет ничего общего с экономической катастрофой. Тем не менее, она сказывается на финансовом положении обычных людей.

Чтобы ограничить её негативные последствия в ближайшее время, требуется увеличение зарплат.

«Велик соблазн последовать примеру американского президента Джо Байдена. Он отдаёт себе отчёт в том, что его планы по поддержке экономики разгоняют инфляцию. И отдает отдаёт распоряжение работодателям больше платить работникам. Дело в том, что поддержка американской экономики также создаёт благоприятные условия для предприятий. Потенциально это та стратегия, когда выигрывают все стороны»,

– полагает Джонатан Мари.

По мнению экономиста, французское правительство должно увеличить показатель, который служит основой для расчёта зарплаты государственных служащих. А также пересмотреть МРОТ в сторону увеличения. Он добавляет:

«Помимо этого, профсоюзы могли бы попытаться вернуть механизмы индексации заработных плат в соответствии с ценами».    

Единая экономика ЕС не спасает отдельные государства

Коммунист и экономист Дени Дюран считает, что наряду с ростом зарплат следует менять логику действий – создавать новые рабочие места и добавленную стоимость. В этом существенную роль играют центральные банки. На сегодняшний день излюбленный инструмент Европейского центрального банка  для поддержки экономики называется TLTRO (целевые операции долгосрочного рефинансирования).

Проще говоря, банки занимают деньги у ЕЦБ под очень низкие процентные ставки, чтобы затем предоставлять кредиты предприятиям и домохозяйствам.

«Условия являются крайне привлекательными (процентная ставка ниже 1 %). Но экономические результаты не соответствуют ожиданиям»,

– подчёркивает Дени Дюран:

«Чтобы обеспечить развитие рынка труда и рост зарплат нужно ввести очень строгие критерии. Затем нужно будет убедиться в соблюдении этих критериев на местах. В частности, за счёт усиления власти комитетов предприятий».     

Опубликовано 13/12/2021

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »