Каждый год в период праздников товарооборот достигает рекордных показателей. Соответственно и прибыль гигантских компаний во главе с Amazon. Но главный праздник потребления "Чёрная пятница" приносит радость далеко не всем.
Праздник потребления

Тёмная сторона «Чёрной пятницы»

Розничные магазины и торговые онлайн-платформы готовятся к массовым распродажам в «Чёрную пятницу». Рабочие тоже не тратят своё время зря. Праздник в обществе потребления всегда сопряжен с увеличением товарооборота. Сверхприбыли получит Amazon, а рабочим не достанется даже крошек.

В этом году по призыву коалиции Make Amazon Pay («Заставь Amazon заплатить!») рабочие собираются провести забастовку. Коалиция объединяет 70 профсоюзов и организаций, включая Greenpeace, les Amis de la Terre («Друзья земли»), Attac и Oxfam.

К сожалению, для большинства в этот день важны лишь привлекательные скидки. Но а для тысяч работников часы покупательского безумия будут связаны с перегрузками и ухудшением условий труда.

В этом году на складах Amazon, в службах доставки, в магазинах крупных компаний работники отказались заниматься тысячами заказов. Нищенские зарплаты и отсутствие надбавок выводят людей из терпения. А доходы владельцев крупных компаний – от Джеффа Безоса до Бернара Арно – бьют все рекорды. 

Séphora готовится к наплыву покупателей

Каждый год парфюмерно-косметическая сеть Séphora по мере приближения «Чёрной пятницы» и рождественских праздников готовится к массовому наплыву покупателей. Накануне сотрудник сети Муса разгружал коробки с товарами в течение всего рабочего дня:

«За время этой маркетинговой компании планируется продать 2 000 подарочных наборов. Иными словами, мы получаем в день по три поддона с товарами».

С ноября 2017 года парижский магазин этого парфюмерного гиганта, где работает Муса, сократил больше трети своих сотрудников. То есть раньше их было около 30, а теперь осталось 18. Поэтому из-за сокращения штата люди буквально сбиваются с ног. При этом никого не волнует, что поручения не соответствуют должностным обязанностям.

«В соответствии с моим трудовым договором, я являюсь продавцом-консультантом. Но ещё я сижу на кассе, принимаю товары. Кроме того выполняю много другой работы. Раньше, когда нас было больше, нам не приходилось заниматься всем этим. Каждый занимался своим делом»,

– объясняет служащий Муса. На молодого человека, как и на его коллег, ежедневно сваливается непомерный объём работы. Из-за чего постоянно накапливается усталость.     

Потерять 300 евро из-за пандемии …

При этом Муса не может рассчитывать на хорошую зарплату. Как и большинство его коллег, – даже со стажем больше десяти лет, – он получает не больше МРОТ. До эпидемии коронавируса система сдельной оплаты позволяла работникам получать как минимум 1 500 евро чистыми в рамках трудового договора с 35-часовой рабочей неделей. Увы, сотрудники уже давно забыли о таких доходах:

«Это нищенская зарплата. Когда я начинал работать, мы получали ежедневную премию в размере от 12 до 15 евро, когда перевыполняли установленный план. А в этом году от нас требуют выйти на уровень продаж 2019 года. С начала эпидемии Covid-19 в нашем магазине стало гораздо меньше клиентов. Поэтому премию мы больше не получаем».

Ежемесячные доходы Мусы уменьшились на 300 евро. Из-за этого ему пришлось отказаться от аренды квартиры в Париже. Сейчас он живёт в общежитии в департаменте Сен-Сен-Дени. Мужчина признаёт, что приходится очень трудно:

«Наша работа совершенно не ценится. Те, кто находятся внизу социальной лестницы, больше всех трудятся и меньше всех получают».

… или заработать на ней 2 млн

Эту пилюлю трудно проглотить. Ведь товарооборот группы компаний, которой принадлежит Sephora, LVMH, в третьем квартале 2021 года составил 15,51 миллиарда евро. Это на 2 миллиарда больше, чем за тот же период 2020 года. Генеральный директор LVMH Бернар Арно занимает третью строчку в списке самых богатых людей мира с состоянием более 151 миллиарда евро.

Требование справедливого распределения доходов привели Мусу на забастовку. Вместе с другими протестующими в деловом квартале Дефанс он требовал достойную оплату труда. 

Работникам Amazon не до праздников

На складе компании Amazon в Бретиньи-сюр-Орж в департаменте Эссон последней каплей, переполнившей чашу терпения работников, стала отмена служебных автобусов.

На предприятии работает не менее 5 000 человек. С 1 октября около 3 000 сотрудникам запретили брать отгулы. На период «Чёрной пятницы» и рождественских праздников дополнительно привлекли более 2 000 временных работников. Предприятие работает на пределе своих возможностей. А отмена служебного транспорта буквально добила и без того измученных сотрудников.

«Вплоть до 8 ноября компания Amazon возила людей на служебных автобусах, курсировавших между складом и вокзалом. Тем временем договор истёк, и его не стали продлевать. Компания утверждает, что проезд должен оплачивать муниципалитет».

– объясняет активистка ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) временных работников Уэба Брикс.

После 8-часовой смены пробежка в 3,5 км

Когда заканчивается рабочая смена, приезжает лишь два автобуса компании Transdev. А предприятие в Бретиньи работает в три смены по восемь часов круглые сутки без выходных. Уэба Брикс рассказала, к чему это привело:

«В автобусы набиваются битком, и места достаются только самым сильным. Если есть беременные – тем хуже для них. […] Рабочий день на складе – это уже очень тяжело физически. Но потом нужно бежать до вокзала линии скоростного метро RER C, а он находится в 3,5 километрах от места работы».

Негодование женщины подтверждает работник склада Amazon в Бретиньи и активист ВКТ Пьер:

«В 21.00 работу заканчивают 400 человек. Но приезжает только один автобус вместимостью 60-70 человек. Если вам не хватит места, то это значит, что вы вернётесь домой на час с лишним позже»,

Многие профсоюзные организации Amazon призывали к забастовке 26 ноября. Они хотели превратить «Чёрную пятницу» в день протестных акций, – Black Friday в «Block Friday». Главным требованием на предприятии в Бретиньи стало возвращение служебных автобусов. Но также были озвучены и другие требования:

«Мы призываем к забастовке, потому что с начала эпидемии коронавируса мы в полной мере заслужили так называемую прибавку Макрона, которая может доходить до 2 000 евро»,

– добавляет Пьер. Amazon предлагает им только 100 евро и 260 евро для менеджеров. Поэтому главным требованием стало возвращение «стартовой зарплаты из расчёта 13 евро в час.

Незаконные увольнения и тотальный контроль

Также профсоюзные активисты считают, что многих людей уволили на основаниях, не предусмотренных законодательством.

«Мы не имеем права заходить на склад в верхней одежде, даже когда на улице холодно. Могут возникнуть проблемы со службой безопасности. К увольнению или отстранению от работы может привести любая мелочь – от наушников-вкладышей на рабочем месте до малейшего опоздания»,

– комментирует Пьер ситуацию на складе Amazon.

Раньше электронные турникеты допускали несколько минут опоздания. Теперь же и с этими поблажками покончено. Когда на проходной возле рамок контроля службы безопасности, вопреки всем санитарным требованиям, собираются огромные очереди тем хуже. Чаще всего дисциплинарные взыскания применяются в отношении временных работников:

«Всё очень просто – во всём всегда виноваты мы. Агентства временного трудоустройства идут навстречу пожеланиям своих корпоративных клиентов. Так, например, в прошлом году предприятие Amazon в Бретиньи трудоустроила 900 временных работников через компанию Adecco. Но она не гарантирует защиту интересов простых людей».

Чёрные месяцы для работников государственной почты

В этом году государственная экспресс-почта Colissimo планировала установить новые рекорды – от 100 до 120 миллионов посылок. В 2015 году за тот же период были доставлены «всего лишь» 46 миллионов.

Филиал группы компаний La Poste хвастается своей способностью поддерживать высокий ритм работы. А темпы достигаются за счёт «надёжной и эффективной» сети, которая в состоянии обеспечить «оптимальное обслуживание» благодаря «сверхсовременным платформам». Речь только и идёт о сплошных «технологических, промышленных и человеческих достижениях», которые ежедневно востребованы для доставки товаров онлайн-потребителям максимум в течение 48 часов!

На рынке доставок товаров во Франции Colissimo удерживает долю в 50%. Генеральный директор компании Жан-Ив Гра заявил, что «все подарки на Рождество окажутся под ёлкой вовремя». Конечно же исключительно за счёт технологий.             

Один из сотрудников с горечью сообщил, что находится «в самом низу социальной пирамиды». Вот уже несколько лет как он работает доставщиком в центре ACP (агентство coliPoste) парижского региона. Для него, как и для тысяч других работников службы доставки, этот праздник потребления вызывает исключительно тревогу:

«Для нас «Чёрная пятница» это прежде всего официальный сигнал к началу “пикового периода”. Он стартует фактически с первых чисел ноября. Сначала, 11 ноября, идёт Single Day («День холостяков» – пришедший из Китая коммерческий праздник, который постепенно приживается и во Франции – прим. ред.). Затем 27 ноября, “Чёрная пятница”, 30 ноября – Cyber Monday («Кибервторник») и, наконец, Рождество 25 декабря».

В среднем 2 миллиона посылок в день «с пиковыми нагрузками в 4 миллиона в середине декабря», – добавляет сотрудник службы доставки:

«Огромное давление! Этот период имеет огромное значение для менеджеров. Поэтому они лезут из кожи вон, чтобы понравиться руководству. Карьеристы хотят доказать, что они якобы способны справляться с максимальным объёмом работы даже с минимальным числом работников».    

Шестерёнки инновационных технологий

В конце октября компания La Poste объявила о своём намерении нанять 6 000 временных работников на период рождественских праздников. В действительности, все эти трудоустройства осуществлялись «по прихоти руководства каждого агентства». Поэтому не нужно рассчитывать на новые рабочие места. Как утверждают в ВКТ, за последние пятнадцать лет сократили не менее 100 000 работников почты. Работать в таких условиях становится невыносимо:

«В самом разгаре этого периода количество посылок, которое нужно развозить в течение одного дня, может доходить до 170. И тогда делать свою работу хорошо уже не выходит. Но работников просто нет другого выхода. Они стараются успеть доставить все посылки во что бы то ни стало. Я считаю, что это всё на совести компании»,

– доставщик обвиняет в создавшейся ситуации порочную систему, при которой «количество важнее качества». А в то же время от работников требуют полной самоотдачи, ничего не давая им взамен:

«Самое неприятное заключается в том, что руководство хочет вызвать у нас чувство вины, утверждая, что речь идёт о государственных услугах. Но это не так! Мы стали предприятием, которое занимается бизнесом и стремится к рентабельности, вот и всё! Хватит лицемерить».

Для доставщиков государственной компании La Poste в тёмном цвете предстаёт не только «Чёрная пятница», но и весь конец года. Смотреть на ситуацию сквозь розовые очки уже не получается.            

 Опубликовано 26/12/2021

На ту же тему

Масштабная забастовка работников образования
Медиамагнат работает на благо общества
Смягчение санитарного режима
Тяжёлые будни рабочих в Сен-Назере